В церковном году существуют два периода, когда ради больших праздников запрещаются как земные поклоны, так и пищевой пост в среду и пятницу. Это Светлая седмица после Пасхи и период Cвяток, продолжающийся одиннадцать дней между Рождеством Христовым и Святым Богоявлением (Крещением Господним).
Это время, когда небеса отверсты, Церковь небесная Ангельская вместе с Церковью земной человеческой соединяется в едином порыве ликования-славословия Богу за все те Его неизреченные блага, которые Он подарил миру и людям в частности. Это в первую очередь - Светлое Воскресение Христово и Рождество Христово. Данные праздники лишены скорби и грусти. Они суть чистейшая и всесвятая радость. Они настолько огромны, мощны и вселенски, что словно бы не умещаются в один день, но будто вода животворящего сильнейшего родника разливаются на много дней и продолжают бить в вечности. И огромная радость данных праздников заключается еще и в том, что именно в них происходит примирение Бога и человека и восстановление последнего в сыновьем достоинстве. «Уже неси раб, но сын» (Гал. 4:7).
На Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве, был одобрен документ под названием «Об участии верных в Евхаристии», ставший руководством как для священнослужителей, так и для мирян. В нем есть следующие строки:
«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица - неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: "От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся" (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, - следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».
Т. е. если человек соблюдал, как положено православному христианину, Рождественский пост, он может причащаться в Святки без трехдневного пищевого поста, так как он в Святки не разрешен. Держать нужно только евхаристический пост - с 0.00 часов начала нового дня до момента причащения ничего не вкушается и не пьется. Каноны же, Последование ко Святому Причащению, утреннее и вечернее молитвенное правило читаются обязательно, как обычно. Также необходима исповедь перед причащением. Молитвенная подготовка ко причастию в Святки обычна, на Светлой же седмице она несколько меняется. Вместо канонов читается один Пасхальный канон, вместо утренних и вечерних молитв Часы Святой Пасхи, Последование же ко Святому Причащению прочитывается так же, как обычно.
Не будем же, дорогие братья и сестры, себя отлучать от Чаши в дни Святок и Светлой седмицы! Что может быть выше в очах Бога, как не наше благодарение Ему в Евхаристии?! И что может быть полезнее для нас, как не единение со Христом в Таинстве Причастия?
Иерей Андрей Чиженко