Этот вопрос – один из главных тезисов-аргументов, которые приводят представители многих поколений атеистов, чтобы попытаться разбить веру христианскую, чтобы отъединить человека от Бога, посеять сомнение касательно веры в Его существование – в существование Творца. Данный вопрос интересно и подробно, в ужасных красках поднимается в религиозно-философской лаборатории Федора Михайловича Достоевского – романе под названием «Братья Карамазовы». Там есть встреча двух братьев: Алеши Карамазова и Ивана Карамазова. А у Федора Михайловича его герои почти всегда некие философии. И вот встречаются Алеша Карамазов (Христианин) и Иван Карамазов (Атеист). Между ними происходит жаркая дискуссия. В ней как раз очень много говорится о детях и как раз о детском страдании. Иван Карамазов, в частности, говорит: «Любишь ты деток, Алеша? Знаю, что любишь, и тебе будет понятно, для чего я про них одних хочу теперь говорить. Если они на земле тоже ужасно страдают, то уж, конечно, за отцов своих, наказаны за отцов своих, съевших яблоко, – но ведь это рассуждение из другого мира, сердцу же человеческому здесь на земле непонятное. Нельзя страдать неповинному за другого, да еще такому неповинному!».
Т. е. главный аргумент атеистов следующий: «Если Бог есть, то зачем Он допустил страдание такого неповинного и чистого существа, как ребенок? И особенно почему Он ему не позволил войти в рай, этому умершему страдальцу в результате аборта или выкидыша? Ответ один: значит, Бога нет, а мир стихиен и бессмыслен». Эта пронзительная мысль буквально огненной стрелой бьет в человека, имеющего, по словам того же Достоевского (фраза Аглаи Епанчиной из романа «Идиот»), не главный ум. Прямая цитата следующая: «Есть два ума: главный и неглавный». Это, конечно, перифраз определений святых отцов, говоривших о том, что есть человек с земным умом, а есть человек с небесным умом. И огненная стрела атеиста о смертях некрещеных младенцев как раз и направлена на людей с земным умом, которые думают о Боге по-земному, с точки зрения земного комфорта и счастья.
Но с нами да не будет так! Будем думать умом небесным!
О том, куда попадут некрещеные младенцы, говорит нам Синаксарь в субботу мясопустную: «Подобает знать и то, что крещеные младенцы насладятся райской сладости, а непросвещенные и языческие – не попадут ни в рай, ни в геенну (огненную)».
И вот вашему вниманию предлагаю еще высказывания мужа, имевшего небесный ум – великого богослова, брата святителя Василия Великого – святителя Григория Нисского. У него есть целый труд на нашу тему: «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию».
Несколько кратких цитат из него…
«Итак спрашиваешь: ‟почему находящийся в таком возрасте изводится из жизни”? Что достигается чрез это промыслом Божественной Премудрости?.. Тому, Кто будущее знает наравне с прошедшим, справедливо воспрепятствовать продолжению жизни младенца до совершенного возраста, чтобы силою предвидения предусмотренное зло не было совершено, если младенец останется в живых, и чтобы жизнь того, кто будет жить с таким произволением, не сделалась пищею греха... Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что скончавший так жизнь несчастлив, или что равен он очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелью; потому что Бог, по лучшему Своему промышлению, предотвращает безмерность зол в тех, которые стали бы жить во зле».
И еще святитель приводит следующие стихи из Священного Писания: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» (Рим. 11:33, 34).
Вот ответ на волнующий нас вопрос!
Тот, Кто будущее знает наравне с прошедшим, СПРАВЕДЛИВО воспрепятствует продолжению жизни того или иного младенца и вообще человека. И преждевременная кончина младенца НЕ ВЕДЕТ к мысли, что скончавший так жизнь НЕСЧАСТЛИВ. И, наконец, кто познал ум Господень?
Мне кажется, что вопрос о загробной участи некрещеных младенцев – это некая приступочка-проверка в вопросе веры, твоего доверия и любви к Богу. Неужели ты думаешь, человече, что Творец, Всевышний Саваоф, Создавший всё Премудро и Пекущийся о всякой твари и о каждом волосе на твоей голове, не попечется о младенце, умершем некрещеным? Если да, то это кощунственная мысль. Потому что Он печется о каждой душе в миллионы раз лучше тебя. И Он точно знает, как лучше будет для этого ребеночка. И устраивает ему наилучшую судьбу.
Твое дело – довериться Богу, довериться Церкви в этом вопросе. И не пытаться срывать покровы с этой тайны. В свое время ты всё узнаешь и поймешь. Поймешь, что Бог прав! А пока не умаляй своей веры и не отворачивай свое лицо от Него. Он Отец наш Небесный. Мы Его дети возлюбленные. Каждому Он приготовил лучшее. Каждому в свою меру и свое место в океане Божьей любви.