Источник: Русский Вестник
В Сербском посольстве в Москве состоялась презентация монографии
А.Ю. Хошева «Косово и Метохия в отношениях Русской и Сербской
Православных Церквей в последние годы жизни Патриарха Сербского Павла
(1999-2009)» (М., 2019). Как следует из названия работы, в ней
освещается тема русско-сербских церковных контактов указанного
десятилетия новейшей истории с точки зрения роли Русской Православной
Церкви в деле оказания помощи косовским сербам и сохранения культурного и
исторического наследия Косово и Метохии.
Несомненно, тема славянского братства и единства по-прежнему
крайне важна и актуальна сегодня, особенно когда речь идет о братском
сербском народе и о героическом и многострадальном косовском крае. Как
известно, отстаивание Югославией своего исторического права на Косово,
вопреки незаконным албанским притязаниям (получившим поддержку ЕС и
руководства НАТО), послужило поводом для развязывания против нее военных
действий. В этой связи любопытно признание американского представителя в
ОБСЕ, сделанное в роковом 1999 г.: «То, что происходит сейчас на Косове
и вообще в бывшей Югославии, - это вовсе даже не конфликт сербов с
албанцами или иными их соседями, но столкновение Уолл-Стрита с
Византией».
Иными словами, за албанскими головорезами в Косово всегда стояла
та или иная третья сила. На основании даже некоторых фрагментарных
архивных свидетельств, вскользь приводимых в монографии А.Ю.Хошева,
хорошо видно, что действия албанцев здесь неизменно основывались на лжи,
подлогах, насилии и жестоких убийствах, поэтому у них нет и не может
быть никаких прав на Косово прежде всего с нравственной точки зрения.
По нашему убеждению, автору следовало бы подробнее разобрать
историю данного вопроса в своей книге, иначе неподготовленный читатель
может быть невольно введен в заблуждение, решив, что албанцы вправе
претендовать на Косово чуть ли не наравне с сербами. Полагаем, что
наиболее емкой и исчерпывающей оценкой здесь является высказывание
авторитетного отечественного сербиста И.М. Числова, отмечавшего, что «в
перерыве между турецкой и американской оккупацией геноцид славян на
территории Косово и Метохии осуществлял кровавый режим Иосифа Амброзо
Тито и Моше Пияде, поставивший себе целью в корне изменить этническую
ситуацию в крае». Данная цитата взята нами из послесловия к книге
секретаря Священного Синода Сербской Церкви, протоиерея Саво Йовича
«Этническая чистка и геноцид славянской культуры на Косове и в Метохии»
(М., 2014). Показательно, что А.Ю. Хошев упоминает данный труд в своем
библиографическом списке, однако, похоже, так и не удосужился
ознакомиться с ним. (Даже само название работы он почему-то сокращает:
опущен союз «в» в полном наименовании края - «на Косове и в Метохии». -
Авт.). Между тем это важно, поскольку данный вариант названия края можно
считать наиболее верным - вопреки навязываемому демократическими СМИ
политизированному штампу «в Косово» (по аналогии с выражением «в
Украине», ср. также - «на Куликовом поле». - Авт.). Видимо, из-за
подобной небрежности не удалось избежать и досадной фактической ошибки,
вследствие чего во введении к работе кончина Патриарха Павла неверно
датирована 2010 годом.
Кроме того, в книге А.Ю. Хошева четко прослеживается стремление
обойти вниманием труды серьезных исследователей (И.Ф. Прийма, И.М.
Числов, И.А. Чарота и др. - Авт.), а второстепенные или политизированные
авторы, пришедшие в науку из различных «международных структур»,
наоборот, представлены в качестве «крупных специалистов». А.Ю. Хошев
приводит в работе цитаты из многочисленных выступлений церковных
иерархов и представителей ОВЦС по сербской проблематике в различных
аудиториях, активно привлекая материалы периодической печати, архивные
документы из сербских и русских церковных источников. Данный метод,
безусловно, плодотворен, однако исследователю было бы нелишним
углубиться в анализ цитируемого материала, а также более отчетливо
прояснить свою позицию по существу того или иного затрагиваемого
вопроса. Например, говоря о посещении международной христианской
делегацией сербской столицы, автор сообщает о встрече Слободана
Милошевича и Виктора Черномырдина, «с которым состоялся обмен мнениями и
информацией о предпринимаемых миротворческих усилиях», но нигде не
упоминает о подлой и предательской роли последнего как пособника
натовских агрессоров в ходе войны и последующей оккупации Косово и
Метохии.
Со своей стороны нам тоже пришлось расставить некоторые акценты,
обратившись к автору с вопросом: почему в работе напрочь замалчивается
сербское сопротивление, оказанное на Косове и в Македонии силам НАТО,
осуществлявшим на территории Югославии наземную операцию, равно как и
то, что Косово по-прежнему de facto остается сербским во многом
благодаря именно Патриарху Павлу, в свое время призвавшему свою
мужественную паству не покидать родных очагов? На это последовал
сбивчивый ответ А.Ю. Хошева: он, мол, не является специалистом в военной
сфере и сосредоточился на изучении сугубо церковных связей. Между тем
подобных свидетельств очень много как раз у духовных авторов: и в
упомянутой выше книге о. Саво Йовича, и в книге свидетельств и
дневниковых записей митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия
(Радовича) «Летопись нового Косовского распятия» (которая также числится
у нашего «исследователя церковных связей» в списке литературы. - Авт.)
Упомянем лишь один очень характерный эпизод, приводимый владыкой
Амфилохием: в записи от 7/20 июня 1999 г. описывается подвиг 38-летнего
лесника Милоша Чирковича. Этот отважный сербский воин в селе, уже
оставленном его жителями, держал оборону в течение семи дней, переходя
из одного покинутого дома в другой, и уничтожил более восемнадцати
албанских боевиков, которые держали его в осаде и атаковали днем и
ночью. Самого Милоша обнаружить так и не удалось, однако в записи о его
смерти подчеркивается, что «в одном не было сомнений: перед тем, как
погибнуть, он дорого взял за свою геройскую голову...».
Отмечая положительные аспекты работы А.Ю. Хошева, подчеркнем, что
сам вектор исследования, безусловно, верный. Необходимо только более
смело и честно говорить о том, как и почему с молчаливого согласия
мирового сообщества продолжают разрушаться сербские храмы и монастыри
(подлинные шедевры средневековой архитектуры не просто балканского, но
поистине общеевропейского масштаба), уничтожаются уникальные фрески и
подвергаются поруганию православные святыни, несмотря на то что по
закону они по-прежнему находятся под защитой ЮНЕСКО?
И, конечно же, нельзя извращать и затушевывать сербский героизм,
искажая традиционный образ братской Сербии, уже сложившийся в русском
сознании. Впрочем, последнее - явно невыполнимая задача для любых
фальсификаторов. Славянская правда неминуемо восторжествует, поскольку
здесь и сейчас является неотъемлемой частью правды Божией.
Е.А. ОСИПОВА,
кандидат филол. наук,
старший преподаватель ПСТГУ