Мы помним его феерический бег в двух финалах Олимпиады в Мюнхене в 1972 году — на самых коротких дистанциях. Он впечатлил не только нас: фотография с лидирующим в олимпийском забеге Валерием Борзовым в форме сборной СССР была потом записана на золотой пластинке американского корабля «Вояджер», и ныне путешествующего в космосе.
В Мюнхене в беге на 100 м впервые после 1952 г. вновь выступил советский спринтер, в финале убедительно обогнавший чернокожего американца.
Кстати, в триумфальном мюнхенском забеге на 200 метров Борзов на финише обогнал сразу трех американцев, что примечательно, исключительно чернокожих, тогда царивших на спринтерских беговых дорожках. Так он получил прозвище «Белая Стрела».
(Мало кто знает, что накануне состязаний на двухсотметровке в советскую олимпийскую деревню прислали пакет с подозрением на пластиковую бомбу.) Так Борзов стал человеком, осуществившим хрущевский лозунг «Догнать и перегнать Америку!».
Это была та самая Олимпиада, когда террористы-палестинцы захватили в олимпийской деревне заложников-израильтян, с трагическими последствиями.
Далее предстояла эстафета 4х100. Как пишут, «устав после уже совершенных восьми забегов в предшествующие эстафете дни, Валерий все же верил в победу. Уже буквально в 30 м от финиша Борзов почувствовал боль в ноге и понял, что американца ему догнать не удастся. Но принес команде СССР второе место и серебряные медали. Товарищи по команде очень благодарили Валерия, ведь без него они бы не справились, и это понимали все. В октябре 1972 г. Валерию исполнилось всего 23 года...» За десять дней соревнований Борзов потерял тогда пять килограммов — с 83-х до 78-ми! На закрытии Олимпиады Борзов шел как знаменосец сборной СССР.
Немного цифр. В предварительном забеге на стометровке на Олимпиаде в Мюнхене Валерий Борзов показал результат 10,07 сек. С переходом ИААФ с 1975 года на официальную регистрацию рекордов системами автоматического хронометража с точностью до сотых этот результат стал рекордом Европы (превзойден итальянцем Пьетро Меннеа 14.09.1979), рекордом СССР (не побит!) и после развала СССР рекордом Украины, также до сих пор не побитым! Больше четырех десятков лет держатся рекорды Украины на 100 и 200 метров (10,07 секунды и 20 секунд), установленные на Играх в Мюнхене.
На момент своей триумфальной Олимпиады Борзов уже был заслуженным матером спорта СССР, выиграв стометровку на чемпионате Европы в Афинах в 1969-м и две свои коронные дистанции — 100 и 200 метров — на ЧЕ-1971 в Хельсинки. После Мюнхена Борзов еще однажды выиграет ЧЕ — в Риме в 1974-м, а на следующей Олимпиаде, в Монреале-1976, станет на стометровке и в эстафете 4х100 только третьим (из-за досадно полученной травмы в предшествующем году).
И снова о терроризме: накануне финала стометровки Борзова предупредили, что снайпер готов его уничтожить, даже на 20 минут была задержана программа соревнований и в проходы стадиона были введены войска.
Киевский динамовец, он царил на чемпионатах СССР с 1969-го по 1977-й, и в эти же годы (с 1970-го) ежегодно побеждал на первенствах Европы в закрытых помещениях. На первом зимнем чемпионате Европы, проходившем в Вене, Борзов одержал победу в мини-спринте. После этого Валерий и его тренер были удостоены высших спортивных званий: В.В. Петровский — заслуженный тренер СССР, Борзов — заслуженный мастер спорта. Такое звание для Валерия явилось неожиданным событием, пришедшим в столь молодом возрасте.
Борзов вспоминал, что любил бегать с четырех лет — со своим псом Тузиком: сначала мальчик гонялся за ним, а потом пес за Валерой. Очень быстро мальчику понравилось бегать настолько, что он принимался бежать за любой машиной, которая проезжала по улице. Постоянно падал, разбивал ноги и руки в кровь.
Борзов был самым обыкновенным ребенком в семье военного. Потом отца перевели на службу в Черновцы. А в двенадцать лет Валерий поступил в детско-юношескую спортивную школу уже в Новой Каховке Херсонской области, где работал известный тренер Борис Иванович Войтас, который и заприметил талант Борзова, стал первым наставником юного спринтера и подарил ему свою фотографию с провидческой надписью: «Будущему олимпийскому чемпиону Валерию Борзову».
С 1966 г. Борзов занимался в киевском Институте физкультуры — у известного педагога и ученого Валентина Васильевича Петровского, который использовал в воспитании спортсменов новаторский научный подход, применяя математические расчеты, и спортсмен научился пробегать стометровку за десять секунд.
Зрелый спортсмен Борзов проявил себя и как интеллектуал: под руководством своего тренера провел большую исследовательскую работу по технике низкого старта и в 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию.
Валерий Борзов славится тем, что привнес в легкую атлетику по-настоящему «умный» бег, он умел оценивать ситуацию на дорожке за считанные доли секунды и менять скорость.
Биографы напоминают, что «один немецкий журналист, комментируя стиль Борзова, говорил, что до него невозможно было представить, что в беге на 100 метров может существовать какая бы то ни было тактика, ведь на такой дистанции спортсмен не успевает перестроиться. Валерий Борзов разрушил этот стереотип и показал, что можно изменять тактику на такой дистанции несколько раз».
Справочник указывает: «Дата 24 июля 1979 г. ознаменована днем, когда Валерий Борзов покинул спорт. Произошло это в Москве во время четвертьфинального забега на 200 м на VII Спартакиаде народов СССР, где он пришел пятым и не попал в следующий этап соревнований».
Дело в том, что годом прежде по примеру одного из спринтеров Борзов решился на операцию в надежде, что продолжит участие в соревнованиях. Как пишут исследователи, «операция в Хельсинки прошла успешно. Валерий вновь начал тренироваться, боли в ногах не чувствовалось. Он готовился к бегу на 200 м на VII Спартакиаде народов СССР. Однако хоть боли в ногах и не было больше, но хирургическое вмешательство все же сказалось на организме. Нарушения были незаметны, но мышцы стоп уже будто не слушались посылаемых нервных импульсов. Но Валерий не думал сдаваться. Начался период риска, упрямства и надежды на то, что ситуация изменится и Валерий вновь приобретет былую скорость. Он участвовал в забеге на 200 м 24 июля 1979 г. на VII Спартакиаде народов СССР. На первом круге соревнований он одержал верх над соперниками и попал в следующий круг, но там пришел лишь пятым. Надежда на достижение в будущем высоких результатов растаяла. Это был последний забег в жизни Борзова, он твердо решил уйти из спорта. Так закончились те счастливые десять лет, которые Валерий отдал спринту».
Выдающийся спортсмен удостоен многих наград, среди которых — в период СССР — ордена Ленина, «Дружбы народов», «Знак Почета», высшие награды Ленинского комсомола; и немало высших наград получил В. Борзов в истории постсоветской Украины — орденов князя Ярослава Мудрого, Данилы Галицкого, «За заслуги» двух степеней и др.
Валерий Борзов оказался весьма востребованным и когда сошел с беговой дорожки. С 16 февраля 1980 года был секретарем ЦК ВЛКСМ Украинской ССР, потом заместителем председателя Госкомспорта Украины. К общественной работе его привлек и напутствовал Владимир Щербицкий, Первый секретарь ЦК компартии Украины.
С 1990 являлся одновременно министром спорта и президентом Национального олимпийского комитета Украины, в 1997 году покинул пост министра спорта, а в 1998 году занял пост главы НОК. Полтора десятилетия, с 1996-го по 2012 гг. — президент Федерации легкой атлетики Украины.
Автор книги «Большой спринт во сне и наяву», Борзов утверждает, что «спорт — вне политики, но является мощным политическим действом; в этом парадокс».
Высоким уважением пользуется В. Борзов и на международном уровне, в конце 1987 года на конгрессе Европейской легкоатлетической ассоциации он был избран членом совета этой организации. А с 1994 года — член Международного олимпийского комитета.
Отметим также, что с 1977 года Валерий Борзов женат на четырехкратной олимпийской чемпионке по спортивной гимнастике Людмиле Турищевой. В этом звездном браке родилась в 1978 г. дочь Татьяна, которая незаурядно проявляла себя в легкой атлетике, но стала модельером и проживает в Канаде, с мужем Денисом воспитывает трех детей — Илью, Тимофея и Егора.
В одном недавнем интервью киевской газете Борзов высказался очень решительно по актуальной теме: «Если уж бороться с допингом, то на полную катушку. У меня категорическая, патологически категорическая позиция по отношению к допингу в спорте. Потому что на своем опыте знаю, что можно добиться результата не за счет фармакологии, а благодаря методике, терпению, преодолению боли, за счет умного тренировочного процесса. …
Сейчас это большущая проблема: в легкую атлетику пришла компьютерная молодежь, которая элементарно не хочет работать. Они хотят нажать кнопочку — и стать олимпийским чемпионом. А так не бывает. И вот возникает конфликт.
Тренеры говорят: давайте бегать, причем интенсивно бегать. Молодежь в ответ: там болит, тут болит, не хочу. И уходят в коммерческие соревнования. Появился же у нас в сборной обоз, который не хочет… ездить на Олимпиаду, где несешь ответственность за свою страну. Их все устраивает и без Олимпиады. Поехали, заработали, и все. Я думаю, таких людей в нашем спорте процентов семьдесят». Неслучайно Борзова считают последним бездопинговым спринтером.
О будущем легкоатлетического спринта и вообще спорта Борзов сегодня говорит так: «Являются ли достижения Болта пределом? Предел — это когда во время бега начнут разваливаться кости, когда бегун рассыпется. Все остальное при современной медицине, генетическом комплексе — не предел. Я не исключаю, что будущее спорта — это робоспортсмены».
Послужил В. Борзов и в парламенте. С 1998 по 2002 год — народный депутат Украины, председатель комитета Верховной рады Украины 3-го созыва по вопросам молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма. В 2002 году был переизбран в депутаты Рады 4-го созыва.
Известно, что знаменитый спортсмен был большим патриотом СССР, а также является патриотом постсоветской Украины. В интервью последних лет нам не удалось найти реплик В. Борзова, касающихся политических проблем современной Украины...
Источник: Столетие.Ru