Молитва - и в соцсетях молитва?

0
636
Время на чтение 6 минут
Есть такое выражение: «Можешь помочь - помоги, не можешь - помолись, не можешь помолиться - воздохни об этом человеке, и Господь примет твое воздыхание». Но это, казалось бы, о ситуациях, когда нас непосредственно просят помочь. А что если просьбу о молитвенной помощи вы видите в социальной сети? Наш корреспондент Олеся Дубовская поговорила с теми, кто вовлекает в молитву даже не десятки и сотни, а тысячи совершенно не знакомых друг с другом людей, живущих порой на разных континентах.

Социальные сети - мощнейший инструмент объединения людей и воздействия на массовое сознание. Кто-то видит в них лишь «заразу», поглощающую время и энергию человека, но есть и те, кто считает, что пространство сетевых сообществ содержит в себе прекрасные возможности для проповеди, благотворительной деятельности и взаимоподдержки - ведь в нем люди могут моментально откликнуться на чью-то беду. И если несколько десятилетий назад было затруднительно в короткие сроки «подключить» к общей молитве о конкретном человеке большое количество людей, то сейчас для этого достаточно опубликовать короткий текст с просьбой о молитвенной помощи.

По моим наблюдениям, самыми популярными на сегодняшний день площадками для молитвенной поддержки являются социальные сети Facebook, Instagram и ВКонтакте. Обозначают свое участие в молитвенной помощи пользователи по-разному. Кто-то оставляет в комментариях слова молитвы, кто-то ставит крестик, кто-то обращает просьбу к Богу, внешне никак не проявляя своего участия. К слову, для тех, кто считает письменные проявления отклика на молитву демонстративностью, стоит заметить, что сам факт появления сотен неравнодушных комментариев порой укрепляет страждущего в мысли, что он не один со своей бедой, и помогает побороть отчаяние.

Вполне возможно, что отклик на молитвенную просьбу становится для кого-то из пользователей соцсетей первым осознанным шагом к Богу. Как отмечает руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии священник Дионисий Каменщиков, «с уверенностью об этом можно говорить, только если ты знаком с конкретным человеком, пришедшим ко Христу таким образом, но такая молитва определенно обладает большим миссионерским эффектом».

А вот то, что социальные сети приводят человека в храм, отец Дионисий может даже засвидетельствовать. По вторникам он проводит просветительские беседы с мирянами, и немалая часть людей, которая их посещает, узнала об этих встречах именно из социальных сетей. Конечно, не все из них сразу становятся прихожанами храмов, но так или иначе делают первый шаг к Богу - многие.

Саратовец Игорь Михайлов, прихожанин храма во имя преподобного Серафима Саровского, почти каждый день размещает в своем Instagram-блоге фото с текстом-просьбой о молитвенной поддержке: «Просим Ваших молитв о р.Б...» и краткое описание ситуации. На его персональную страницу подписано несколько тысяч человек из разных регионов России и из других стран. Поэтому вполне можно себе представить, какое количество людей вовлекается в совместную молитву. «Конечно, бывает разное... - говорит Игорь. - И нужно помнить о том, что молитва не обеспечивает выздоровление - болящий человек, о котором молится множество людей, может, напротив, очень скоро переступить порог смерти. Один Господь знает, что для нас ко благу и когда нас забрать из земной жизни, а мы, грешные, лишь плачем и просим Его помощи».

Конечно, не всегда, видя в новостной ленте заметку с просьбой помолиться, мы находимся дома, у икон. Мы можем быть, например, на работе или в общественном транспорте. Понятно, что в таком случае, возможно, не будет того внутреннего внимания, какое бывает при молитве дома или в храме. Но, даже сказав всего несколько слов, человек может вложить в них всю свою душу - и Господь ответит. Так считает протоиерей Димитрий Климов. «Если просьба о молитве застала нас, когда мы куда-то спешим, можно просто обратиться к Богу кратко: "Господи, помилуй раба Твоего...", - поясняет священник. - И это тоже будет молитвой».

Отец Димитрий служит в Свято-Никольском соборе города Калач-на-Дону Волгоградской области. Он ведет блог в Facebook и активно откликается на многочисленные просьбы о молитвенной поддержке, записывая для поминовения имена людей, о которых необходимо помолиться. На вопрос о минусах данного явления священник ответил нам так: «Я считаю, что многие люди не понимают, где уместно размещать просьбы о молитвенной помощи, а где - неуместно. Лучше всего публиковать их в специально созданных для этой цели группах в социальных сетях».

Просьбы о молитве можно встретить и на персональной странице в Facebook саратовского священника Андрея Мизюка. Впервые с явлением молитвенной поддержки он столкнулся на православных форумах в Интернете. Такие темы строго модерировались, потому что нередко это переходило в просьбы о финансовой помощи, которые, из-за риска мошенничества, не разрешались правилами. Однако и духовной поддержки просили многие. Как считает сам отец Андрей, «в этом есть определенный смысл, поскольку в реальной жизни человеку иногда просто некого попросить о молитве. И в этом случае ему могут помочь виртуальные друзья. А почему нет? Иногда это тоже выход».

Открыв аккаунт в Facebook, священник нередко писал о своем повседневном служении, в котором часто приходится сталкиваться с человеческой болью и сложными жизненными ситуациями. Писал просто для того, чтобы поделиться своими переживаниями. А делясь этим, постепенно понимал, что во многих случаях не в силах чем-либо практически помочь людям, оказавшимся в беде, а в силах - только молиться и попросить об этом других людей. Так на странице отца Андрея стали появляться короткие просьбы о молитвенной поддержке, люди стали вовлекаться в этот процесс.

Вот уже более пяти лет этот батюшка окормляет Перинатальный центр Саратова. Там, где на свет является жизнь, он нередко крестит детей, которые сразу после рождения оказываются на пороге смерти. Есть ли в его опыте истории, когда по молитвам родителей, близких ребенка и незнакомых людей ко Господу происходили чудеса? «Разумеется, - отвечает священник. - Особенно запомнился случай, когда мне пришлось ехать в роддом глубокой ночью, потому что надежды на то, что ребенок, появившийся на свет в результате экстренных родов, доживет до утра, практически не оставалось. Это была горячая просьба родителей и родственников. Врачи вошли в положение и пустили меня среди ночи в реанимацию, чтобы я крестил мальчика. Сегодня ему уже два года. Он выжил - безусловно, это чудо. В ту ночь я написал сообщение, в котором очень просил молитв о том, чтобы мне успеть попасть в родильный дом до того, как младенец отойдет ко Господу. Тогда отозвалось много людей - из разных городов и даже стран. И эта поддержка реально чувствовалась на расстоянии. Это было настоящее участие, настоящее сопереживание».

Бывают и более скорбные случаи, которые становятся для участников общей молитвы уроком смирения и принятия воли Божией. «Однажды со мной связалась женщина, живущая в другом городе, которая ждала третьего ребенка, - рассказывает отец Андрей. - Роды обещали сложные, у малыша было немного шансов. Мы много разговаривали, потом несколько раз созванивались. Ребенок родился раньше, чем предполагалось, родители его крестили. Это был случай, когда действительно было совсем-совсем все тяжело. Но малыш прожил почти месяц! И все это время мама была с ним в роддоме, читала ему Евангелие, разговаривала с ним. Нечасто в таких случаях родители способны принять подобное испытание без ропота. Но поразительно, что этот удар все мы - и семья малыша, и те, кто молился за него, - приняли совсем иначе, чем это бывает обычно. После смерти ребенка я созванивался с родителями, мы подолгу общались и поныне дружим. При их участии стало возможным обустроить молитвенный уголок в роддоме, чтобы женщины, находящиеся в подобной ситуации, могли где-то уединиться и помолиться».

В процессе этих бесед нам стало очевидно, что все, кто рассказывает на своих сетевых страницах о болящих и страждущих, находят живой отклик у своих подписчиков - а значит, сопереживание друг другу в нас не утратилось. Объединение сотен и даже тысяч людей в общей молитве за одного человека дает надежду, и этот человек действительно может быть исцелен Господом. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18,19-20).

Газета «Православная вера» № 02 (598)

[Олеся Дубовская]

Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олеся Дубовская
Все статьи Олеся Дубовская
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41