Как известно, книга - невидимый собеседник нашей души. Православная книга - не только собеседник, но и миссионер. При этом, к сожалению, не так уж часто можно встретить образцы художественной литературы, в которых православная тематика сочеталась бы с доступностью и увлекательностью для еще мало знакомого с церковной жизнью человека. Сегодня мы представим читателю литературное творчество протоиерея Александра Акулова и жанр «православный детектив», в котором он пишет свои произведения.
Многим православным неофитам довольно непросто в одночасье отказаться от прежнего круга чтения - остросюжетных детективов, фантастики, женских романов... «Православный детектив» может стать для них чтением, которое как бы смягчает переход стиля. В таких книгах есть пища для размышлений о духовных проблемах, и в то же время в них привычно для светского взгляда построены диалоги и описаны современные реалии, содержание легко усваивается умом.
Принято полагать, что этот жанр появился на отечественном литературном горизонте на рубеже ХХ-ХХI веков, его основоположницей считают Юлию Вознесенскую с ее серией книг «"Русские дела" графини Апраксиной». Однако, как отмечает известная писательница монахиня Евфимия (Пащенко), «еще в дореволюционной России существовали произведения с элементами детективного жанра, авторами которых были православные писатели. Например, всем известные романы Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", "Бесы" и "Братья Карамазовы"».
По словам монахини Евфимии, «в основе сюжета "православного детектива" - одно или несколько преступлений, совершенных на греховной почве. Сыщик или тот, кто выступает в его роли, - верующий либо становится таковым в процессе расследования». К этому можно добавить, что и виновник преступления в таких произведениях, пройдя через все перипетии, нередко раскаивается и обретает веру в Бога.
Стоит отметить, что не все авторы «православных детективов» сами относят свои книги именно к этому жанру. Скажем, писатель и священник Александр Акулов, на творчестве которого мы и остановимся подробнее, в одном из интервью заявил, что свои произведения в полном смысле слова детективами не считает - они задумывались как остросюжетные повести, в которых Господь после многочисленных испытаний выводит героев на путь, ведущий в жизнь вечную.
Отец Александр - настоятель киевского храма в честь иконы Божией Матери «Знамение». В церковных кругах он известен как отец-основатель и директор международного фестиваля православного кино «Покров». Среди его литературных произведений наиболее известны детективные повести «Моя рыбалка на Афоне», «Семинарист» и «Потерянный в миру».
У отца Александра военное образование, однако еще с юности, с советских времен, он публиковал статьи и рассказы в различных печатных СМИ. Зрители и слушатели знают его как автора и ведущего телевизионных циклов «Духовная трапеза», «Верую», создателя документального сериала «Второй Иерусалим». Из различных интервью священника становится очевидно, что он в разные периоды своей жизни увлекался чтением детективов. Батюшка рассказывает, что и сам не раз попадал в сложные жизненные ситуации, которые грозили порой принять почти криминальный оборот.
Главное в книгах протоиерея Александра Акулова то, как человек находит Бога. Одной из самых глубоких и значимых в этом смысле является остросюжетная повесть «Потерянный в миру».
В книге рассказывается об испытаниях, посланных диакону Олегу и его супруге Анне. События повести ставят читателя перед лицом суровой реальности современной жизни, так что тем, кто хотел бы, взяв книгу с полки, погрузиться в приятные и волнующие легкие впечатления, она не подойдет. «В ситуацию, в которой оказался герой книги, лучше никогда не попадать», - написано на обложке издания. Действительно, не каждый выдержит подобные испытания. Но то, что было послано Богом, не только изменило жизнь самого героя, но и в корне перевернуло духовный мир других персонажей.
Будучи ревностным защитником Христовой веры, главный герой повести вступает в конфликт с мошенниками, переодетыми в священнические рясы. Это оборачивается для него тяжелыми последствиями. Для отца Олега наступает пора скитаний, в которых Господь посылает ему самых разных людей - от бездомных до политиков. Матушка Анна надолго остается без поддержки мужа, в очень трудной ситуации, но находит в себе силы благодарить Творца за ниспосланные обстоятельства и не опускает руки.
Читая повесть, задаешься вопросом: а часто ли мы благодарим Господа? Часто ли, просыпаясь утром, действительно от сердца возносим Ему хвалу за новый день и, осеняя себя крестом, просим Его благословения? Имеем ли мы достаточно веры для того, чтобы в тяжелые моменты жизни, подобно героям книги, не сомневаться в Его помощи и заступлении? Думаю, в этом и есть главная и вполне понятная еще только стоящему на пороге Церкви человеку идея этого произведения: благодарить Господа за каждый прожитый миг своей жизни очень важно в первую очередь для нас самих.
А еще это, конечно, повесть о любви - о том чувствовании друг друга, вере друг в друга даже в земной разлуке, которые эта любовь рождает. Она о том, как кто-то неожиданно протягивает руку в самой непредвиденной и жесточайшей ситуации, и о том, что даже у самых озлобленных на мир людей бывает большое и доброе сердце, способное на многие благородные поступки. Именно такие люди и появляются на пути главного героя.
Произведения протоиерея Александра Акулова совсем не похожи на рядовой светский детектив. Отрицательные, на первый взгляд, персонажи его повестей при более глубоком знакомстве с ними оказываются ранимыми и одинокими людьми. Чего точно нет в этих детективных историях - так это озлобленности и пошлости, столь свойственных нынешней беллетристике.
А вот что говорит сам автор о своем писательском труде в интервью Интернет-изданию «Православие и мир»:
«Очень хочется, чтобы мои книги были миссионерскими. Чтобы всё в них было посвящено нашей православной вере и нашей борьбе со страстями - никуда от этого не денешься <...> всем нам необходимо пересиливать себя, проходить через испытания. Бог посылает их по нашим силам и нам же на пользу: мы должны в итоге прийти к какому-то результату, поэтому ни в коем случае нельзя опускать руки, что бы в нашей жизни ни происходило».
Отец Александр говорит о том, что его повести читают многие его знакомые - люди неверующие. Однажды он получил такой читательский отзыв: человек сказал, что книга «Семинарист» - о судьбе бандита - помогла ему вернуться в Церковь. А ведь известно, что даже если кто-то один пришел к Богу, прочитав чей-то миссионерский труд, это уже хорошо...
Газета «Православная вера» № 24 (619)
[Олеся Дубовская]Православие и современность