«Православный детектив» как миссия

0
872
Время на чтение 5 минут

Как известно, книга - невидимый собеседник нашей души. Православная книга - не только собеседник, но и миссионер. При этом, к сожалению, не так уж часто можно встретить образцы художественной литературы, в которых православная тематика сочеталась бы с доступностью и увлекательностью для еще мало знакомого с церковной жизнью человека. Сегодня мы представим читателю литературное творчество протоиерея Александра Акулова и жанр «православный детектив», в котором он пишет свои произведения.

Многим православным неофитам довольно непросто в одночасье отказаться от прежнего круга чтения - остросюжетных детективов, фантастики, женских романов... «Православный детектив» может стать для них чтением, которое как бы смягчает переход стиля. В таких книгах есть пища для размышлений о духовных проблемах, и в то же время в них привычно для светского взгляда построены диалоги и описаны современные реалии, содержание легко усваивается умом.

Принято полагать, что этот жанр появился на отечественном литературном горизонте на рубеже ХХ-ХХI веков, его основоположницей считают Юлию Вознесенскую с ее серией книг «"Русские дела" графини Апраксиной». Однако, как отмечает известная писательница монахиня Евфимия (Пащенко), «еще в дореволюционной России существовали произведения с элементами детективного жанра, авторами которых были православные писатели. Например, всем известные романы Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", "Бесы" и "Братья Карамазовы"».

По словам монахини Евфимии, «в основе сюжета "православного детектива" - одно или несколько преступлений, совершенных на греховной почве. Сыщик или тот, кто выступает в его роли, - верующий либо становится таковым в процессе расследования». К этому можно добавить, что и виновник преступления в таких произведениях, пройдя через все перипетии, нередко раскаивается и обретает веру в Бога.

Стоит отметить, что не все авторы «православных детективов» сами относят свои книги именно к этому жанру. Скажем, писатель и священник Александр Акулов, на творчестве которого мы и остановимся подробнее, в одном из интервью заявил, что свои произведения в полном смысле слова детективами не считает - они задумывались как остросюжетные повести, в которых Господь после многочисленных испытаний выводит героев на путь, ведущий в жизнь вечную.

Отец Александр - настоятель киевского храма в честь иконы Божией Матери «Знамение». В церковных кругах он известен как отец-основатель и директор международного фестиваля православного кино «Покров». Среди его литературных произведений наиболее известны детективные повести «Моя рыбалка на Афоне», «Семинарист» и «Потерянный в миру».

У отца Александра военное образование, однако еще с юности, с советских времен, он публиковал статьи и рассказы в различных печатных СМИ. Зрители и слушатели знают его как автора и ведущего телевизионных циклов «Духовная трапеза», «Верую», создателя документального сериала «Второй Иерусалим». Из различных интервью священника становится очевидно, что он в разные периоды своей жизни увлекался чтением детективов. Батюшка рассказывает, что и сам не раз попадал в сложные жизненные ситуации, которые грозили порой принять почти криминальный оборот.

Главное в книгах протоиерея Александра Акулова то, как человек находит Бога. Одной из самых глубоких и значимых в этом смысле является остросюжетная повесть «Потерянный в миру».

В книге рассказывается об испытаниях, посланных диакону Олегу и его супруге Анне. События повести ставят читателя перед лицом суровой реальности современной жизни, так что тем, кто хотел бы, взяв книгу с полки, погрузиться в приятные и волнующие легкие впечатления, она не подойдет. «В ситуацию, в которой оказался герой книги, лучше никогда не попадать», - написано на обложке издания. Действительно, не каждый выдержит подобные испытания. Но то, что было послано Богом, не только изменило жизнь самого героя, но и в корне перевернуло духовный мир других персонажей.

Будучи ревностным защитником Христовой веры, главный герой повести вступает в конфликт с мошенниками, переодетыми в священнические рясы. Это оборачивается для него тяжелыми последствиями. Для отца Олега наступает пора скитаний, в которых Господь посылает ему самых разных людей - от бездомных до политиков. Матушка Анна надолго остается без поддержки мужа, в очень трудной ситуации, но находит в себе силы благодарить Творца за ниспосланные обстоятельства и не опускает руки.

Читая повесть, задаешься вопросом: а часто ли мы благодарим Господа? Часто ли, просыпаясь утром, действительно от сердца возносим Ему хвалу за новый день и, осеняя себя крестом, просим Его благословения? Имеем ли мы достаточно веры для того, чтобы в тяжелые моменты жизни, подобно героям книги, не сомневаться в Его помощи и заступлении? Думаю, в этом и есть главная и вполне понятная еще только стоящему на пороге Церкви человеку идея этого произведения: благодарить Господа за каждый прожитый миг своей жизни очень важно в первую очередь для нас самих.

А еще это, конечно, повесть о любви - о том чувствовании друг друга, вере друг в друга даже в земной разлуке, которые эта любовь рождает. Она о том, как кто-то неожиданно протягивает руку в самой непредвиденной и жесточайшей ситуации, и о том, что даже у самых озлобленных на мир людей бывает большое и доброе сердце, способное на многие благородные поступки. Именно такие люди и появляются на пути главного героя.

Произведения протоиерея Александра Акулова совсем не похожи на рядовой светский детектив. Отрицательные, на первый взгляд, персонажи его повестей при более глубоком знакомстве с ними оказываются ранимыми и одинокими людьми. Чего точно нет в этих детективных историях - так это озлобленности и пошлости, столь свойственных нынешней беллетристике.

А вот что говорит сам автор о своем писательском труде в интервью Интернет-изданию «Православие и мир»:

«Очень хочется, чтобы мои книги были миссионерскими. Чтобы всё в них было посвящено нашей православной вере и нашей борьбе со страстями - никуда от этого не денешься <...> всем нам необходимо пересиливать себя, проходить через испытания. Бог посылает их по нашим силам и нам же на пользу: мы должны в итоге прийти к какому-то результату, поэтому ни в коем случае нельзя опускать руки, что бы в нашей жизни ни происходило».

Отец Александр говорит о том, что его повести читают многие его знакомые - люди неверующие. Однажды он получил такой читательский отзыв: человек сказал, что книга «Семинарист» - о судьбе бандита - помогла ему вернуться в Церковь. А ведь известно, что даже если кто-то один пришел к Богу, прочитав чей-то миссионерский труд, это уже хорошо...

Газета «Православная вера» № 24 (619)

[Олеся Дубовская]

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олеся Дубовская
Все статьи Олеся Дубовская
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от ОСт
03.11.2024 13:15
Украину одолел паралич разума
Новый комментарий от Владимир Николаев
03.11.2024 13:04
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
03.11.2024 11:18
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
03.11.2024 11:15
Либеральная провокация!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
03.11.2024 10:02
«Опыт Петербурга, мягко говоря, впечатляет»
Новый комментарий от Александр Уфаев
03.11.2024 04:36