...Там, где, сливаяся, шумят, // Обнявшись, будто две сестры, // Струи Арагвы и Куры, // Был монастырь. Из-за горы // И нынче видит пешеход // Столбы обрушенных ворот, // И башни, и церковный свод...
Такой увидел православную Грузию великий поэт Михаил Лермонтов. Благодаря его поэме «Мцыри» прославился в русской литературе грузинский монастырь Джвари. Поговаривают даже, что в этом монастыре писатель встретил старого монаха, рассказ которого и послужил основой для поэмы.
Святыни Грузии веками привлекали не только мастеров пера, но и паломников из разных частей света. В связи с политическими событиями последних десятилетий поездки в эту гостеприимную страну из России стали реже. Но некоторым паломникам всё же удается посетить Грузию, и она открывается им как большое и доброе сердце, наполненное светом и любовью. О Священной Иверии наш сегодняшний рассказ.
Очень много тепла
О поездке по святым местам Грузии Вера Анатольевна Косенко - библиотекарь саратовского храма Казанской иконы Божией Матери и гид паломнической службы - узнала от своей знакомой из Самары. Набиралась совмещенная группа паломников из разных городов, и женщина решила не только поехать сама, но и пригласить прихожан из своего и других городских храмов.
Времени на сборы было мало - всего две недели. Развесили объявления по храмам Саратова - откликнулось всего несколько человек. Организовали небольшую группу и отправились в путь.
- Дорога предстояла неблизкая, полная искушений, душевных и физических трудностей. Но с молитвенной поддержкой священника (сопровождал паломников протоиерей Александр Пушин из храма святителя Николая Чудотворца города Уральска.- Авт.) длинную дорогу преодолели легко и на одном дыхании, так как нас ждала Иверия - первый удел Пресвятой Богородицы. Мы много молились, читали акафисты Божией Матери, Николаю Чудотворцу... Мы волновались, но, как оказалось, напрасно. В Грузии мы встретили настоящую братскую любовь, - рассказывает моя собеседница.
На русско-грузинской границе проверяли загранпаспорта, виза для поездки в Грузию не требуется.
Гостеприимство у грузин в крови. По словам Веры Анатольевны, представители старшего поколения, встречавшие русских паломников на улицах Тбилиси, порой сразу, без предисловий, приглашали их к себе домой.
- Они очень тепло, просто до удивительного, относятся к нам,- говорит она.- К нам подходили какие-то женщины на улице, и когда узнавали, что мы приехали из России, обнимали нас. Однажды я пошла на рынок в Тбилиси, устала там и присела отдохнуть. Очень хотелось пить, но сил подняться и пойти за водой не было. Тут ко мне подошла грузинка и сказала, что сейчас сходит за водой. Оставила свой прилавок с продуктами и ушла. Через несколько минут вернулась и протянула полную бутылку. И мне так приятно стало и тепло на душе... На протяжении всей поездки не было ощущения, что я нахожусь где-то далеко от России. Я чувствовала себя, как дома, и это очень облегчало и усталость, и тяготы путешествия.
В Бодбе - к святой Нине
- В Грузии нужно обязательно посетить Бодбийский монастырь,- рассказывает Вера Анатольевна и словно в подтверждение своих слов показывает нам крест святой Нины, купленный в поездке. Это особый, не похожий на другие грузинский крест. Концы его перекладины опущены вниз - за счет того, что он сплетен из виноградных лоз.
Перед своей кончиной святая Нина удалилась в местечко Бодбе и там же через некоторое время умерла и была похоронена. В скором времени над могилой святой угодницы Божией был возведен храм в честь святого Георгия - небесного покровителя Грузии, а затем возник и монастырь. Сейчас, по словам паломницы, это церковный комплекс впечатляющих масштабов, с ухоженными лужайками и виноградниками, целебным источником и смотровой площадкой с видом на Алазанскую долину. Мощи святой равноапостольной Нины и по сей день пребывают в соборе святого Георгия; они находятся под спудом, т.е. непосредственно приложиться к ним не получится, но около них можно помолиться святой. Как можно и окунуться в источник, освященный в честь нее: для этого нужно будет спуститься по нескольким сотням ступеней вниз по склону. Для купания как женщинам, так и мужчинам нужно иметь с собой рубаху, которую можно взять в поездку из дома или приобрести в монастыре.
По словам Веры Анатольевны, местечко Бодбе запомнилось ей атмосферой мира, гармонии, покоя, возможностью не только поклониться святыням, но и просто отдохнуть душой - погулять по красивейшим аллеям и полюбоваться хребтами Кавказских гор.
«Человек без любви - как кувшин без дна»
Еще одна святыня этого колоритного и теплого края - монастырь Самтавро. Обитель в ее современном виде - это комплекс из Самтавро-Преображенской церкви и женского монастыря святой Нины. Расположен он в городе Мцхета - в месте слияния рек Мтквари и Арагви. Монастырь знаменит тем, что в нем находится усыпальница первых христианских правителей Грузии - царя Мириана и его жены Наны.
22 февраля 2014 года в Самтавро-Преображенскую церковь были доставлены обретенные нетленные мощи преподобного Гавриила (Ургебадзе), прославленного в лике святых в 2012 году. Этот удивительный святой - наш современник, он почил в 1995 году. Отец Гавриил был духовником монастыря в Самтавро, одним из самых почитаемых и любимых народом священников Грузинской Церкви.
По словам Веры Анатольевны, паломнической группе удалось побывать не только у мощей святого старца, но и у его дома в Тбилиси. Там он родился и вырос и там же - прямо у себя во дворе - в годы советской власти построил своими руками часовню-келью.
- Во дворе дома отца Гавриила нас встретил его племянник. Он рассказал нам, как батюшка строил из подручных материалов свою церковь, как власти пытались ее разрушить,- вспоминает паломница.- Этот храм Божий до сих пор стоит на том же месте. Когда мы зашли в него, то почувствовали такой покой, уют, что выходить совсем не хотелось.
Известно, что в 1965 году, во время первомайской демонстрации, иеромонах Гавриил поджег огромный портрет Ленина. За это святой был избит толпой, арестован за «антисоветскую деятельность» и доставлен в изолятор КГБ. На допросе от него требовали признания, что поступок якобы был совершен по приказу высшего церковного руководства. Но никакие пытки и угрозы не изменили его показаний и не склонили ко лжи. Ввиду общественного резонанса, который вызвало это событие за рубежом, было решено признать иеромонаха психически больным и через некоторое время отпустить на свободу.
Отец Гавриил говорил: «Выше всех канонов и уставов - любовь. Если ненавидишь хотя бы одного человека, отвратителен перед Богом. Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра. В последние времена людей спасут любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога». Человека, не имеющего в себе любви, он сравнивал с кувшином без дна.
Сегодня в монастырь Самтавро стекается непрерывный поток страждущих и немощных людей. Житие, наставления и посмертные чудеса святого записаны в книге архимандрита Кириона (Ониани) «Юродивый Гавриил (Ургебадзе), преподобноисповедник», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, а также в книге «Диадема старца Гавриила» издательства ПСТГУ.
«Авво Давиде, моли Бога о нас»
Особенно запоминающейся для паломников стала поездка к источнику святого Давида Гареджийского на склоне горы Мтацминда и в Кахетинскую пустыню, где расположен комплекс пещерных монастырей VI века «Давид Гареджа».
Почитание святого Давида Гареджийского среди грузин можно сравнить с почитанием в русском народе святых Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. В России не так много людей, которые знакомы с житием этого подвижника, а в Грузии его знает буквально каждый. Особенно почитают его женщины. К целебному источнику преподобного Давида тянутся длинные вереницы паломниц. Святой старец - скорый помощник в женских недугах и молитвенник пред Господом о даровании неплодным женам долгожданных чад.
Давид Гареджийский прибыл в Иверию из Сирии или Каппадокии спустя двести лет после распространения на этой земле христианства, около середины VI века. Для своих апостольских трудов он избрал город Тбилиси. Святой поселился на горе Мтацминда.
Как повествует предание, отец Давид по четвергам спускался с горы к жителям и своими проповедями утверждал в них христианскую веру. Таким образом старец нажил себе немало врагов и завистников. В памяти грузинского народа до сих пор жива одна удивительная история. В буклете, издаваемом храмом «Мама Давиди», имеется подробное описание этого случая: «На месте ныне существующей Кашветской церкви, что на проспекте Руставели, жила дочь одного из жителей города. Девица эта, соблазненная кем-то, забеременела. Наученная и подкупленная врагами отца Давида, она оклеветала святого подвижника. Но праведный отец всенародно обличил клеветницу: дотронувшись посохом до ее чрева, он спросил зачатого ребенка: "Я ли отец твой?". Из утробы девицы послышался голос "Не ты..."».
После ухода отца Давида из Тбилиси место его подвигов не было забыто людьми. Там устроили обитель. Она не раз разрушалась врагами христианской веры, но всякий раз ее восстанавливали из руин. В церкви святого Давида похоронены многие знатные люди - в частности, знаменитый русский писатель Александр Сергеевич Грибоедов и его супруга Нина Александровна, урожденная Чавчавадзе.
Оставив гору Мтацминда, святой Давид отправился в Кахетинскую пустыню. За ним последовал его ученик Лукиан. В этой безводной суровой земле преподобный основал монастырь, который теперь носит его имя.
На языке Христа
Послушать отца Серафима Бит Хариби в маленький монастырь в ассирийском селе Канда, что в двадцати пяти километрах от Тбилиси, приезжают паломники со всего мира. Ведь там служат Литургию на арамейском языке - том самом, на котором говорил Христос.
Поездка паломнической группы в эту обитель, по словам Веры Анатольевны, была запланирована организаторами заранее, так что гостей из России там уже ждали. Сопровождающий группу священник по благословению архимандрита Серафима отслужил Литургию. А хор монастыря Тринадцати святых ассирийских отцов исполнил для паломников на арамейском пятьдесят третий псалом.
После службы отец Серафим зачитал собравшимся письмо одной женщины из России. В нем она задала вопрос, почему в русских монастырях и храмах не исполняют песнопения на арамейском языке. На это священник ответил: «Каждый народ возносит молитвы к Богу на своем языке. А так как у нас ассирийское село и арамейский язык для нас родной, на нем мы в храме и молимся». Богослужение на языке Христа - не что-то особенное для туристов, а естественная составляющая жизни насельников монастыря. Возможно, потому эти песнопения и звучат так вдохновенно, пробуждая сердца людей, приехавших в эти места помолиться.
Затем архимандрит Серафим благословил каждого паломника по отдельности.
- Одна пожилая женщина подошла к нему и начала с печалью рассказывать о том, что тяжело болеет. Он ей отвечает: «Вам сколько лет, матушка?».- «Семьдесят четыре». А отец Серафим ей на это говорит: «А мне тридцать восемь, и я тоже болею». Это было сказано так, что послужило всем нам и утешением, и уроком смирения,- рассказывает Вера Анатольевна.- А когда настал мой черед подойти к батюшке, я сказала ему, что мы из Саратова, города на реке Волге. Он меня благословил и сказал: «Привозите паломников».
Так появилась мечта - вернуться в гостеприимную Грузию еще раз, с более многочисленной группой верующих саратовчан.
Фото участников паломнической поездки и из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 16 (611)