itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Почему верующая женщина никогда не предъявит претензий, что ее права в Церкви ущемлены

О распространенных заблуждениях по поводу многовекового подавления женщины Церковью рассказывает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии

0
577
Время на чтение 5 минут

- Андрей, существует ли дискриминация женщин в Церкви?

- В Православной Церкви дискриминации женщин нет и быть не может, потому что Церковь прежде всего руководствуется словом Божиим.

Более того: именно в Священном Писании Нового Завета впервые в истории человечества акцентируется внимание на абсолютном равноправии полов. Христианство принесло миру весть о том, что с приходом на землю Спасителя все человечество достигает высшего этапа своего развития. И потому отныне, по словам святого апостола Павла: «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).

- Активисты феминистских движений обвиняют Церковь в многовековом подавлении женщин. Откуда возникли такие представления?

- Подобные представления могли появиться благодаря неправильному пониманию слов из Первого Послания апостола Павла к коринфянам: «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14:34). Встретив в Писании такие слова, многие сторонники течений, подобных феминистическому, стараются обвинить Церковь в неуважении к женщинам, а также угнетении их прав и свободы.

Но данные слова первоверховного апостола говорят не о том, в чем пытаются нас обвинить зачастую те, кому нужен хоть какой-нибудь повод бросить лишний камень в сторону Церкви.

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя приведенное выражение апостола Павла, говорит, что женщинам в Церкви запрещается не просто говорить, но пустословить, то есть говорить напрасно и без пользы.

Из истории Церкви мы знаем, что первыми проповедниками христианства были не только мужчины-апостолы, но и женщины, такие как жены-мироносицы и Сама Пресвятая Богородица.

Следовательно, Церковь никогда не запрещала и не мешала женщине нести спасительную весть о Христе человечеству. А выше этого служения в мире ничего нет.

- Можно ли быть православной и феминисткой?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться, что мы понимаем под термином «феминизм».

Классическое и самое простое определение этого слова - движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

В таком случае православие вовсе не против феминизма, потому что Православная Церковь, как уже было сказано выше, никогда не ставила знак неравенства между представителями разных полов: Христос пришел, чтобы спасти и мужчин, и женщин.

Церковь всегда говорила, говорит и будет говорить о том, что человек - существо свободное. Она всегда утверждала, что как мужчины, так и женщины имеют абсолютно равные политические, социальные и экономические права.

В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечено, что «мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве». Они равночестны в том смысле, что в равной степени являются носителями образа Божия и достоинства человеческой личности.

Но в то же время возникает вопрос: чего не хватает современным женщинам? Против какого неравноправия они выступают сегодня?

И если их недовольство заключается в нежелании следовать определенным общечеловеческим и нравственным нормам (многие феминистки являются сторонниками практики абортов, аргументируя свою позицию тем, что женщина - абсолютный хозяин своего организма, а потому вправе распоряжаться им и всем им «производимым» так, как ей заблагорассудится), то в таком случае Церковь никогда не поддержит подобной инициативы.

- Складывается впечатление, что феминистки настроены против всего написанного в Библии. Вам так не кажется?

- Один мудрец как-то сказал: если человек единожды стал на путь противостояния сложившемуся порядку, впоследствии ему уже будет сложно свернуть с этого пути.

Точно так же обстоит дело и с феминистками. Сначала им не нравится, что в Священном Писании говорится о том, что именно через женщину началось грехопадение (диавол начал свои искушения именно с Евы, а не с Адама), из-за чего именно женщина была проклята на болезненное вынашивание и рождение детей, а также на влечение к мужу.

Потом им не нравилось отношение к женщинам в ветхозаветной истории, а в итоге - что Бог, воплотившись, стал именно мужчиной.

В качестве протеста против последнего феминистки призывают даже обращаться к Всевышнему (если, конечно, у них еще осталось желание обращаться к Нему) не в мужском роде, а в женском.

Вполне очевидно, что подобные заявления больше похожи не на какую-нибудь более-менее серьезно аргументированную богословскую полемику, а лишь на некий бессмысленный каприз недовольного и невоспитанного ребенка.

- Каковы основные требования феминисток, с чем они не согласны в Церкви, что их так раздражает?

- Говоря о претензиях феминисток, чаще всего имеют в виду их протест против так называемой ими мужской монополии на священство.

Но подобные протесты можно слышать из уст только тех, кто, по словам одного современного православного богослова, сам находится далеко от Церкви: «Женщина чувствует унижение в Церкви, только если она в ней случайный гость».

И данное высказывание очень справедливо: никогда из уст верующей женщины не исходила претензия, что ее права в Церкви ущемлены тем, что ее не пускают в алтарь.

Вспомним ближайшее окружение Христа (а в нем были чаще всего, особенно в последние минуты земной жизни Спасителя, именно женщины): ни Мария-Магдалина, ни сестры святого праведного Лазаря Мария и Марфа, ни даже Сама Богородица никогда не высказывали претензий относительно того, что их в чем-то ущемляют.

Они не считали, что им чего-то не хватает, что апостолы, в сравнении с ними, получили нечто большее. Они служили Христу чем могли: своим имением, своими силами, а главное - своими жизнями, и они отдали их Богу всецело и без колебаний. И это свидетельствует, что для них служение Богу и вера были нераздельны, но при этом - не привязаны к священническому служению.

Священническое служение - это особое служение, но особое не в плане чести или почета, а в плане ответственности и трудности. Священник, в отличие от прочих людей, отвечает не только за свою личную духовную жизнь, но и за жизнь врученной ему паствы.

И в том, что Церковь оградила женщину от такого бремени, только очередное доказательство того, что Церковь бережет женщин от непомерной ответственности.

Зачастую современные феминистки приводят в пример представительниц так называемого женского священства в протестантизме.

Оговоримся: в протестантских общинах женщина-пастор - это не священнослужитель в нашем понимании. Она не является образом Христа, так как в протестантизме, особенно современном, попросту не совершаются те Таинства и священнодействия, совершать которые поставлен священник. В протестантизме пастор - прежде всего учитель, который разъясняет своим прихожанам тексты Священного Писания и дает соответствующие нравоучения.

Но данную функцию в Православной Церкви может выполнять и женщина. Кстати, чаще всего именно она ее и выполняет, так как большинство преподавателей Закона Божия в нашей стране женщины.

Беседовала Наталья Горошкова

Источник: Православная жизнь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горошкова
Все статьи Наталья Горошкова
Андрей Музольф
Как часто можно причащаться на Светлой седмице и как готовиться к Причастию?
Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии
30.04.2019
Что такое Антипасха? Когда она наступает? Что в этот день нужно делать?
Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф
13.04.2018
Великая Среда: что важно знать?
Что Церковь вспоминает в среду Страстной седмицы
04.04.2018
Чем отличается рай от Царствия Небесного?
Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф
29.11.2017
Все статьи Андрей Музольф
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59