Неудобные вопросы о Православии: как не исказить учение

0
588
Время на чтение 9 минут

Тысячу раз был прав Гамлет, уверен Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии. О науке и религии, канонизации святых, освящении икон и крестиков, а также о многом другом - в нашем интервью. 

 

- Андрей, почему Православная Церковь канонизирует тех, кто отдал жизнь за свою веру? Разве это не должно являться нормой для любого верующего?

- Канонизация того или иного святого Православной Церковью - это не просто свидетельство о том, что данный человек достиг спасения, то есть соединения со Христом в Вечной Жизни; это также и демонстрация тех идеалов, которыми живет и руководствуется Церковь и которые самим святым воплощены в его земной жизни.

Само слово «канонизация» происходит от греческого слова «κανών», которое переводится как «правило», «образец». Мы подтверждаем, что канонизируемый святой, его жизнь и подвиги являются неким образцом для всех нас. Прославляя того или иного человека как святого, Церковь показывает, что его жизнь всецело была посвящена Христу, что может и должно послужить примером современникам.

Святость - задача, поставленная перед каждым из нас. В Священном Писании Сам Господь говорит: «Будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» (Лев. 20:7). И потому каждый из нас призван прожить свою жизнь так, чтобы стать достойным наследником Небесного Царства.

Из всех чинов святых особое почитание Церковь всегда воздавала именно мученикам. По словам митрополита Антония Сурожского, мученики - это раненые друзья Жениха-Христа. Само слово «мученик» с греческого μάρτυς более точно переводится как «свидетель». Таким образом, мученики, по выражению известного церковного историка В. В. Болотова, являются продолжателями апостольского служения в мире, ведь сами апостолы были, прежде всего, свидетелями Христа. В Книге Деяний Воскресший Господь, явившись апостолам, обращается к ним: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Так в чем же особенность подвига святых мучеников? Она заключается в том, что, несмотря на опасности, несмотря на гонения со стороны противников христианства, праведники сумели сохранить свою веру, преданность и любовь к Богу. Спаситель обращается к каждому из нас: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). И именно мученики выполнили этот призыв Христа  до конца: отдав временную земную жизнь, они удостоились Жизни Вечной во Христе.

- Почему крестик или икона считаются действенными лишь тогда, когда освящены клириком?

- Крест - это самое драгоценное, что есть  у человека. Святой апостол Павел писал: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).

Но в то же время мы должны помнить о том, что само по себе ношение нательного креста нас никогда не спасет: крест не будет иметь для нас никакого значения, если мы сами не осознаем его спасительную силу и не прибегнем за помощью к Тому, Кто на нем изображается. 

Нательный крест - вовсе не какой-нибудь амулет или же украшение, это внешнее выражение нашей веры в то, что было совершено Самим Христом практически две тысячи лет назад. Нося ежедневно на своей груди крест, мы должны постоянно помнить о том, на что пришлось пойти Богу ради того, чтобы спасти нас от власти диавола, греха и смерти, ведь именно крест стал ценой нашего спасения. И помня это, мы должны непрестанно прибегать к Творцу с молитвой о том, чтобы Он защитил нас и избавил от всякого зла.

В древней Церкви практики освящения икон и крестов не было, о чем говорит заявление иконоборцев, представленное на обсуждение на VII Вселенском Соборе. Иконоборцы аргументировали свое непочитание священных изображений тем, что последние, дескать, не освящаются в Церкви, так как Церковь не знает и не употребляет особых молитв для этого действия.

На подобное заявление отцы Собора отвечали: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы; потому что они по самому имени своему полны святости и благодати... Таким образом, и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения... То же самое и относительно иконы; обозначая ее известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение».

Следовательно, согласно древней практике, освящение иконы происходило в момент «надписания ее имени», то есть при указании на иконе имени того или иного святого или события, на ней изображенного. По мысли святых отцов, именно имя изображаемого устанавливало соответствие образа его первообразу, в связи  с чем дальнейшее освящение иконы не имело смысла.

Появление же особого чина освящения икон в литургической практике Церкви связано с деятельностью святителя Петра Могилы. Именно в его Большом Требнике середины XVII века впервые употребляется «чин благословения икон», взятый, по большей мере, из западной богослужебной традиции. Но даже само название последования (чин «благословения», а не «освящения») говорит о том, что иконы не освящались, а только благословлялись, что было неким знаком одобрения к дальнейшему употреблению того или иного образа верующими в своей молитвенной практике.

Таким образом, нынешний чин освящения икон или крестов имеет скорее не литургический смысл, а прежде всего педагогический: освящая кресты и иконы, мы испрашиваем благословения не столько тем или иным изображениям, сколько себе же самим. Об этом говорит и молитва из чина освящения креста: «Всякому же его [т. е. наперсный крест. - Прим. авт.] носящему на себе верному рабу Твоему да послужит защитою души и тела пред лицом врагов видимых и невидимых и от всякого зла и ко умножению Твоей благодати».

- Согласно учению Церкви, до прихода Христа все праведники мучились в аду?

- В Священном Писании употребляются два разных понятия: «ад» и «геенна». «Ад» - слово греческое, которым переведено еврейское слово «шеол», означающее гроб или могилу.

В Библии понятие «шеол» обозначает некую обитель умерших, антипод жизни на земле, «страну» темноты и тления, в которой после смерти оказывается каждый человек. Так, святой пророк Давид восклицает: «Кто из людей жил - и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней [в оригинале - от шеола. - Прим. авт.]?» (Пс. 88; 49). В Ветхом Завете шеол - вовсе не такое место мучений, каким в Новом Завете предстает ад - геенна. Шеол - это место, удаленное от Бога, куда попадала душа человека сразу после смерти. И потому шеол был неизбежен, вне зависимости от того, праведную ли жизнь прожил тот или иной человек или же нет. Читая Священное Писание, мы видим, что шеол был местом упокоения таких ветхозаветных праведников, как патриарх Иаков («Сойду к сыну моему в преисподнюю [в оригинале - шеол]» (Быт. 37:35), Иов («Преисподняя [в оригинале - шеол] - дом мой; во тьме постелю я постель мою» (Иов 17:13) и благочестивый царь Иудейский Езекия («В преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней [в оригинале - шеол]» (Ис. 38:10).

Преподобный Ефрем Сирин, делая различие между шеолом и геенной, приводит интересные слова о том, что для предателя Иуды лучше было бы умереть в шеоле, чем жить в геенне. Под шеолом, таким образом, преподобный понимает место, где пребывают все мертвые, а под геенной - отдельное пространство, где терпят наказание грешники.

И только с пришествием Христа в судьбе ада-шеола, по мысли одного современного богослова, наступает некий перелом: в момент сошествия Христа во ад последний становится местом радости для праведников, узревших своего Искупителя, и, соответственно, местом плача для тех, кто Его отверг. Таким образом, шеол перестает быть местом удаления от Бога и становится той обителью, где Господь встречает человека и дарует ему Вечную жизнь, освобождая его от диавольского рабства.

- Наука и религия несовместимы?

- Древнегреческий философ Сократ говорил: для того, чтобы сделать правильные выводы, человек должен правильно определить понятия. Поэтому, чтобы определить, противоречит ли наука религии и наоборот, необходимо уточнить: что такое наука и что такое религия?

Итак, что такое наука? Это система достигнутых нами знаний, полученных путем наблюдения за явлениями этого мира. Таким образом, наука может постичь только то, что открыто для восприятия нашим органам чувств,  а следовательно - и сама наука ограничена, как и наши познавательные возможности. Вспомните слова Шекспира, вложенные им в уста Гамлета: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».

Религия же - это вовсе не сумма определенных знаний, а живой, сознательный союз человека с Богом, который предполагает некую синергию, сотрудничество Творца и человека. И сотрудничество это заключается в нисхождении Бога к человеку, а также в восхождении человека к Богу, его спасении и обожении.

Таким образом, мы видим, что религия никоим образом не лежит в плоскости познания науки, они не пересекаются в своих объектах, потому что объект религии - Бог, Который непознаваем рассудочным путем, будучи трансцендентным этому миру. Для Его познания как раз и нужна религия, ведь даже само значение этого слова (с лат. religare - связывать, соединять) - связь человека с Господом.

Наука и религия отличны друг от друга. Но отличие - это не всегда противоположность и несовместимость. Несовместимость возникает лишь там, где ту или иную задачу пытаются решить различными, прямо противоположными способами, при чем сторонники одного из способов отвергают истинность другого. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что наука и религия различны, но только потому, что ставят перед собой и решают не одну, а разные задачи. Задача религии заключается в Богопознании, в то время как задача науки - в познании явлений этого мира.

По словам одного современного богослова, для православного сознания наука вовсе не должна стать неким путем, уводящим человека от Бога, она призвана быть лишь одной из форм существования человека в этом мире.

- Зачем нужны заповеди, когда можно жить по совести?

- Если человек воспитан в христианском духе, а его главными жизненными ориентирами являются заповеди Божии - в таком случае он, живя по совести, естественно, будет жить и по заповедям. Ведь что такое совесть? Этимология этого слова указывает нам на некое со-ведение, со-знание. Совесть - это со-ведение Правды Божией, соотнесенность ума, сердца и воли человека с тем духовно-нравственным Законом, который установлен Самим Богом в Его заповедях, данных человеку. По мысли святых отцов Церкви, совесть - это, прежде всего, голос Божий в душе каждого человека.

В Ветхом Завете заповеди играли огромную роль в религиозной жизни древних иудеев, потому что указывали на те нормы, отступление от которых означало нарушение воли Божией. Однако только иудеи обладали таким писанным законом, в то время как язычники ничего подобного не имели. Но при всем этом святой апостол Павел замечает, что язычники, не имея писанного закона, в самих себе имели некий закон совести: «Язычники, не имеющие закона, по природе законное делают... они сами себе закон: дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15). Слова апостола «по природе законное делают» как раз и означают то, что природа человека, созданная Богом, и тот закон, который дан Им же на горе Синай, имеют определенную внутреннюю онтологическую связь. Так, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Бог, сотворив человека, напечатлел в его природе знание закона - совесть. Если бы человек сохранил этот закон, не было бы необходимости позже давать другой, письменный».

Господь создал человека таким, чтобы в его душе, помимо собственного желания или влечения, действовало еще и определенное нравственное начало, которое соответствовало бы Божественному закону. Однако по причине грехопадения прародителей со временем все более и более голос совести заглушался в человеческой природе, и потому необходимо было его так или иначе поддерживать извне. Вот такой поддержкой совести извне и стал закон, данный в Священном Писании Ветхого Завета.

Заповеди Божии были призваны помочь человеку пробудить в себе голос совести и восстановить истинные критерии добра и зла. И потому жизнь по заповедям - это, прежде всего, возможность восстановить нашу духовно-нравственную природу, поврежденную грехом, и уберечь ее от влияния темных сил.

Беседовала Наталья Горошкова

Источник: Православная жизнь
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горошкова
Все статьи Наталья Горошкова
Андрей Музольф
Как часто можно причащаться на Светлой седмице и как готовиться к Причастию?
Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии
30.04.2019
Что такое Антипасха? Когда она наступает? Что в этот день нужно делать?
Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф
13.04.2018
Великая Среда: что важно знать?
Что Церковь вспоминает в среду Страстной седмицы
04.04.2018
Почему верующая женщина никогда не предъявит претензий, что ее права в Церкви ущемлены
О распространенных заблуждениях по поводу многовекового подавления женщины Церковью рассказывает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии
14.01.2018
Чем отличается рай от Царствия Небесного?
Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф
29.11.2017
Все статьи Андрей Музольф
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:48
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 19:37
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.11.2024 19:31
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
18.11.2024 17:59
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12