В среду Страстной седмицы Святая Церковь воспоминает два события: предательство Господа Иисуса Христа Иудой Искариотом и евангельскую историю о некой женщине-грешнице, возлившей миро на голову Спасителя. Таким образом, по мысли святых отцов, богослужение этого дня говорит о двух самых распространенных сегодня пороках - о сребролюбии и о предательстве.
Предательство Христа произошло в доме Симона прокаженного, который незадолго перед этим был исцелен Спасителем. Именно в этом доме женщина, потратившая все деньги на драгоценное миро, возлила его на главу Христа. По древнему еврейскому обычаю так поступали с богатыми, знатными людьми, которых приуготовляли к смерти. В тот же самый момент Иуда, возмутившись такой, с его точки зрения, неоправданной гибелью драгоценного вещества, принимает решение предать Господа. Как свидетельствует Евангелие, Иуда был вор. Этот страшный порок и стал внутренней причиной того, почему именно поступок женщины повлек за собой решение предать Спасителя. То, что совершила женщина, не соответствовало идеалам Иуды. Он жил ради других целей, у него имелись другие ценности, а господствующей целью было обогащение - правдой или неправдой. Таким образом, на примере грешницы и Иуды мы видим, насколько владение имуществом и средствами отличается от страсти сребролюбия. Иметь деньги - это необязательно значит быть сребролюбивым. Женщина, которая помазала Христа миром, все свое имущество отдала Богу. Она не имела в сердце своем сребролюбия. А несчастный Иуда, возбужденный этим событием, не мог пережить того, что увидел.
Святые отцы говорят, что страсть сребролюбия является показателем уровня духовной жизни человека, ведь сребролюбие, как ничто другое, порабощает человека. Страсть наживы лишает людей разума, лишает их чести и человечности. Неслучайно именно сребролюбие сопутствовало предательству. Не блуд - ведь блудница, как мы знаем, покаялась! - а именно сребролюбие. Таким образом, власть сребролюбия может оказаться сильнее и страшнее власти блуда.
Святитель Иоанн Златоуст, размышляя на тему сребролюбия, говорит, что человек должен господствовать над деньгами, а не деньги над человеком. А преподобный Исидор Пелусиот, как бы дополняя, утверждает: человек не сможет взять с собой в загробную жизнь ничего из материальных благ, поэтому их следует вложить в других людей и таким образом обменять деньги на милость Божию. По мысли святых отцов, то, что имеет временное, преходящее значение, то, что является прахом для вечной жизни, может и должно быть «инвестировано» в вечные ценности, пока мы живем в этом мире. Для Царства Божия важнее не наше материальное богатство, но внутреннее, духовное, то есть - добродетели.
Андрей Музольф
Православная жизнь