Эффективность управления и правящая элита

Генассамблея ООН по Украине  Бывший СССР 
0
430
Время на чтение 9 минут
Main 455px strategy concept.svg

... идеал - победа без кровопролития[1]

Р.Грин,
военный теоретик

Когда мы говорим об эффективности политического и военного управления, то речь идет прежде всего о качестве правящей элиты, от которой прямо зависит точное определение политических и иных целей и задач, распределение ресурсов, выбор и разработка средств и методов силового (в т.ч. военного) противоборства. Кроме того, от качества правящей элиты зависит эффективность органов управления, созданных в государстве и в общенациональном масштабе, самой правящей элитой[2]. Это качество определяется множеством факторов, среди которых обязательными являются:

- нравственность, патриотизм, преданность нации;

- образование;

- профессионализм;

- креативность, способность стремиться к лучшему;

- способность к стратегическому прогнозу.

К сожалению, в России сложилось так, что набором большинства этих качеств в правящей элите обладают не многие, но, что еще хуже, - сам этот набор оказался не очень востребован. Соответственно не только уровень политического и военного искусства, но и управления, оказался низким.

Маловероятно, что такой уровень обеспечит нам эффективное стратегическое сдерживание, а тем более - победу в военном противоборстве. В конечном итоге такая военная эффективность определяется конкретным политическим результатом - в данном случае «победой без кровопролития». Для России это означает, что мы таким образом должны сформулировать свои цели стратегии, чтобы наша идеальная «победа» (выживание и развитие нации) была обеспечена без кровопролития.

Но это справедливо только на первый взгляд, когда победа определяется в терминах нанесения поражения. Совершенно другое дело, если победа для нации (и результат деятельности элиты) будет оцениваться, например, в терминах «развития», в частности, измеряться индексом развития человеческого потенциала или индексом человеческого развития (ИРЧП - ИРЧ), которые стали наиболее признанными критериями ООН после 1990 года. В этом случае вы можете добиться военной и политической победы, нанеся разрушительный удар по качеству человеческого потенциала - потеряв миллионы жизней, разрушив экономику, деградировав на десятилетия и т.п. Означает ли это «победу» даже если ваш противник повержен?

На мой взгляд, далеко не всякая победа стоит тех жертв, которые могут быть понесены. Всё, в конечном счете, зависит от того, какие приоритеты вы преследуете в конфликте. Если речь идет о национальной идентификации и суверенитете, то жертвы могут быть колоссальными и, как показывает мировой опыт, формула «мы за ценой не постоим» вполне оправдывает средства. Другое дело, когда речь идет о менее важных интересах и ценностях, граница между которыми очень условна. Особенно, если речь идет о применении ОМУ или ограниченном использовании ЯО.

И здесь мы сразу же сталкиваемся с тем, что победа может трактоваться и иначе. В США, например, есть четкая формула, подтвержденная в очередной редакции «Военной политики США», которая звучит следующим образом: «Наши вооруженные силы должны обеспечить нам победу (на любом уровне конфликта) в случае, если сдерживание не сработает»[3]. Иными словами, идеал - политический и военный - это победа без кровопролития, но этот идеал может быть и не достижим. Военная доктрина США, в том числе и конкретизированная в доктрине Применения ядерного оружия[4], предполагает возможность, более того, необходимость, применения США ядерного оружия как для защиты более 30 своих союзников-государств, так и в случае эскалации неядерного конфликта[5]. Поэтому готовится надо к любой войне, чтобы выйти из неё победителем, точнее - любому использованию силы (в т.ч. всё чаще встает вопрос о вооруженном противодействии и использованию не военной силы).

Для России сказанное означает, что должны быть приняты такие решения, которые обеспечили бы как на стадии «сдерживания» (т.е. без прямого военного конфликта), так и на любой стадии военных действий, победу с минимальными человеческими и материальными издержками. Причем, подчеркну, что:

- как на стадии «сдерживания», т.е. силового противоборства,

- так и на любой стадии военных действий.

Именно управленческие решения, их своевременность, точность и качество (т.е. эффективность) отражают в наибольшей степени политическое искусство и профессионализм правящей элиты. Причем здесь важны как научные и практические навыки и опыт, так и способность, политическое искусство. Поэтому любые шаги требуется начинать с создания такого эффективного органа.

Необходимо изначально признать, что существующие традиционные органы управления внешней политикой - Совет безопасности, МИД РФ, а также аппарат помощников президента, МО, Генеральный штаб и СВР - не смогут в настоящее время уже адекватно реагировать на складывающуюся в мире военно-политическую ситуацию. Созданный, например, в МО Центр управления, в состоянии контролировать только состояние Вооруженных сил России, но не всех силовых структур, а тем более других государственных структур (например, ЦБ). Они в принципе не могут обеспечить эффективное стратегическое сдерживание потому, что их деятельность слабо координируется с другими органами власти и общества (существуют в реальности такие явления, как: «политика ГАЗПРОМа», «политика минфина», «политика минобороны», МЧС, ГРУ, СВР и т.д.), а общенациональные ресурсы используются неэффективно и не полностью, причем процесс разработки и принятия решений - непростительно затягивается.

Основная причина в том, что в соответствии с Конституцией РФ за внешнюю политику страны и её безопасность отвечает Президент, который должен быть обеспечен механизмом реализации общей национальной и государственной, а не ведомственной политикой. В настоящее время такого механизма нет, что неизбежно ведет к существованию одновременно «разных политик». Если при СССР функцию координации (идеологической и организационной) общей внешней политики осуществлял ЦК КПСС в лице политбюро (члена политбюро, министра иностранных дел) и секретарей ЦК КПСС, то в настоящее время координацию соответствующих направлений не осуществляет никто.

Иными словами, нужен орган, способный не только координировать, но и оперативно управлять всеми государственными и даже национальными (т.е. общественными и бизнес-ресурсами). У него должно быть такое право, оформленное соответствующим федеральным законом. Во время ВОВ таким органом стал Государственный комитет обороны, который мог издавать любые приказы и распоряжения оперативного характера.

Кроме того, в целях консолидации управления как «по горизонтали», так и «по вертикали» , нужна общая ясная идеология - некая система взглядов» (стратегия), обязательная для выполнения, а не в виде малоизвестной Концепции внешней политики, которая не обязательна для выполнения даже в МИДе, не говоря уже о других организациях, ведомствах, а тем более институтах общества. Кроме того, нужна общая кадровая политика, когда сферы действия отдельных институтов, пересекаясь, не должны противоречить друг другу[6].

Таким образом, требуется принципиальная реформа механизма управления внешней и военной политикой, в результате которой такая политика стала бы не просто скоординированной, а единой, представляющей интересы не только все основных властей и органов управления (законодательной, исполнительной и даже судебной власти), но и всего общества и бизнеса. Только такая единая политика может быть управляемой, прежде всего, активной, наступательной, а не только оборонительной. Суть идеи заключается в том, что политика безопасности России в ХХI веке (учитывая фактически развивающийся военно-силовой сценарий ВПО) должна быть единой, подчиняющейся конкретному органу, где отдельные структуры и органы государственного и общественного управления, становятся частью такой общей политики. МИД РФ, Минобороны, ФСБ, МЧС, а также все другие силовые и прочие органы управления должны координировать свою деятельность в рамках общей политики безопасности и развития.

В нынешних условиях это означает, что функции управления должны быть сосредоточены (по аналогии с ГКО СССР) в компетенции Совета национальной безопасности под руководством Президента России, законодательно наделенного соответствующими полномочиями. Такой Совет стал бы органом оперативного управления, а не только совещательным органом при Президенте РФ, причем уже не только институтов государства, но и общества, и бизнеса, т.е. стал бы в реальности общенациональным.

Более широкий состав Совета безопасности может составлять другой орган - такой, например, как Госсовет, куда могут входить не только федеральные министры, но и представители госбанков, губернаторы, президенты республик и крупных регионов, руководители парламентских фракций.

В обязательном порядке должны присутствовать две категории - представители частного бизнеса и институтов гражданского общества, а также различных общественных организаций и отдельных личностей, способных привлечь потенциал всей нации.

Это единый орган должен обеспечить перевод конкретной реализации внешней политики из компетенции МИДа в компетенцию органа общенационального управления с тем, чтобы использовать методы и средства не только традиционной дипломатии[7], но и других возможностей и институтов нации:

- активизацию внешней политики, перехват инициативы и навязывание своих правил противоборства, а не реагирование на создаваемые реальные и мнимые угрозы. Современная политика стратегического сдерживания является изначально сугубо оборонительной не только формально (в соответствии со Стратегией), но и по своей сути, хотя известно, что только оборонительными действиями эффективной обороны, а тем более победы, добиться невозможно;

- оперативную и действенную координацию всех ветвей власти и органов государственного управления, а также бизнеса и общества в рамках единой стратегии безопасности. Необходим переход от стадии повышения координации на стадию единой политики безопасности, когда необходимо одновременно и в разных масштабах использовать все ресурсы, возможности, способы и средства самых разных институтов и граждан;

- повышение оперативности управления, контроля и эффективности, включая снижение затрат, для реализации политики. На стадии сетецентрического управления всеми ресурсами и способами против множества целей оппонента сегодня невозможно сохранить управляемость политикой безопасности, в частности, если использовать одновременно все средства МИДа, Минобороны, Минфина и общественных институтов.

Подытоживая, необходимо сделать вывод о том, что эффективное стратегическое сдерживание как политика России в качественно крайне неблагоприятный период 2025-2050 годов будет предопределяться эффективностью управления всеми национальными ресурсами, которое должно компенсировать асимметричность ресурсов России и противостоящей ей военно-политической коалиции во главе с США. Учитывая, что оба лагеря будут преследовать самые решительные цели, у России нет выхода иначе, как трансформировать в кратчайшие сроки существующую систему управления страной, экономикой и обществом, используя для этого опыт авторитарного и мобилизационного управления.

[1] Грин Р. 33 стратегии войны. - М.: РИПОЛ классик, 2016. - С. 19.

[2] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Книга 3. «Креативный класс и идеология русского социализма». В работе: Подберёзкин А.И. Национальный человеческий капитал. - М.: МГИМО-Университет. - Т. 3. - С. 599-832.

[3] National Defense Strategy of The United States of America. - Wash., 18 Jan. 2018. - P. 1.

[4] Доктрина применения ядерного оружия США: первые комментарии А. Антонова / ИТАР-ТАСС, 02.02.2018.

[5] Подберёзкин А.И. / РИА-Новости. 03.02.2018.

[6] Подберёзкин А.И. От «стратегии противоборства» к «стратегии управления» / Вестник МГИМО-Университета, 2017. - № 4(55). - С. 223-225.

[7] Подберёзкин А.И. Взаимодействие официальной и публичной дипломатии в противодействии угрозам России / в кн.: Публичная дипломатия: теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2017. - С. 36-53.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Подберезкин
Все статьи Алексей Подберезкин
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Бывший СССР
Америка получала щедрую дань от наследников СССР
Бум в США 90-х годов был порожден такими причинами, как победа Штатов в холодной войне и развал Советского Союза
27.04.2024
День памяти святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия
Сегодня мы также вспоминаем князя Д.М.Голицына, географа И.К.Кириллова, философа П.Я.Чаадаева, поэта В.Г.Бенедиктова, композитора А.Н.Скрябина, летчика П.Г.Головина, адмирала Н.И.Виноградова, генерала И.Г.Павловского и актера К.Ю.Лаврова
27.04.2024
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 21:07
Цепочка
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:56
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:15
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Тимофей56
27.04.2024 19:11
Нужно ли выдавать российские паспорта «хорошим украинцам»?
Новый комментарий от Сергей В.
27.04.2024 19:06
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Апографъ
27.04.2024 18:24