«Все преодолимо, когда Господь с тобой»

Беседа с митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием (Кутеповым)

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
385
Время на чтение 14 минут

Нынешним летом в течение месяца я знакомилась с духовной жизнью Тульской земли, как путешествуя по своей исторической родине, так и изучая главные новости Тульской митрополии по епархиальным ведомостям. В одном из выпусков с интересом прочла интервью с митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием (Кутеповым). Меня удивила необычность судьбы владыки, ведь вехи его жизни измерялись событиями поистине историческими. Он был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры в период подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, в юбилейный 1988 год возведен в архиерейский сан. В течение 12 лет - с 1990 года - владыка Алексий возглавлял Алма-Атинскую кафедру и поддержал свою паству в нелегкое время распада Советского Союза. И вот уже 16 лет митрополит Алексий связан с Тульской землей - родиной блаженной Матроны Московской, 20-летие канонизации которой православный мир отметит в следующем году. О том, каким было это многолетнее служение, - беседа с митрополитом Алексием.

Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов)
Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов)

В родной Москве

- Владыка, поздравляю вас с недавним 65-летним юбилеем! Какое значение для вас имеет то, что новую веху своей жизни вы встретили на Тульской земле?

- Это милость Божия! Ведь в Тульской области жили родители моего отца, Николая Андреевича Кутепова, и мамы, Галины Васильевны. Поэтому я чувствую себя в Туле как дома, что очень помогает мне в работе во славу Божию.

- Расскажите, пожалуйста, о своем детстве.

- Родился я в Москве, где и прошли мои детские годы. Именно в детстве произошли события, которые повлияли на всю мою последующую жизнь, повернув ее к Богу. Один из таких переломных моментов случился во время моего обучения в школе № 202 Тимирязевского района Москвы, в 1961 году, когда было принято решение о замене школьной формы: сначала мы носили гимнастерки, им на смену пришли пиджаки. Покупать новую форму мы с мамой отправились в магазин «Смена», который находился недалеко от станции метро «Сокол». А рядом с магазином была церковь в честь Всех святых, в которой, кстати, меня в детстве крестили. И так как в магазине была огромная очередь, меня мама и привела в эту церковь. Богослужение уже завершилось, и бабушки усердно мыли полы в храме. Я же запомнил так поразившую меня картину: солнечный свет необычайно теплыми потоками лился откуда-то сверху, и в этих лучах сиял Казанский образ Божией Матери. А у меня было такое впечатление, что я нахожусь в родном доме. Мама меня пыталась увести, а я не мог сойти с места. Это посещение храма в детстве сохранилось в памяти на всю жизнь.

Киево-Печерская Лавра в 1960-е годы
Киево-Печерская Лавра в 1960-е годы

Старец Серафим (Шинкарев) сказал: «Тебе надо поступать в семинарию»

- Читала, что другой переломный момент был связан с посещением Киево-Печерской Лавры.

- В школьные годы я был еще членом пионерского штаба Тимирязевского района «Алый парус», который дружил с таким же штабом города Киева. На летние каникулы мы ездили в гости к украинским школьникам, а те нас однажды пригласили в Киево-Печерскую Лавру. Но в то время Лавра не была действующим монастырем, а скорее таким музейным городком. Тогда я впервые побывал в пещерах монастыря и помню, что сначала очень боялся туда идти, признаться же в этом ребятам мне было стыдно. Но потом, когда прошел дальше и увидел раки с мощами преподобных отцов Печерских и прочел их имена: «Преподобный Нестор Летописец, преподобный Илия из града Мурома, преподобный Марк гробокопатель», то испытал такое потрясение! А следуя далее по тоннелю пещер, понял, что здесь изумительный воздух и наполнены пещеры сияющим и теплым светом. И так же, как и в московском храме, в пещерах Лавры я почувствовал, что нахожусь дома. Уходить не хотелось. В течение шести лет мы каждую весну приезжали в Киев, и я уже по своему желанию посещал Киево-Печерскую Лавру.

Архимандрит Серафим (Шинкарев) Архимандрит Серафим (Шинкарев)

- Но после окончания школы вы поступили в светский вуз...

- Да, на химический факультет Московского государственного пединститута имени В.И. Ленина. Увлекался естественными науками. И родители видели меня в будущем школьным учителем.

- Дальнейшие события вашей жизни вообще трудно объяснить: вы, отличник, член бюро комитета ВЛКСМ института, бросаете вуз на втором курсе!

- Потому что на втором курсе пединститута я уже твердо понял, что хочу посвятить себя служению Богу. Выбор такого пути был связан и с советом старца Троице-Сергиевой Лавры Серафима (Шинкарева). Отец Серафим даже внешне напоминал преподобного Серафима Саровского. Хотя он был немногословным человеком, но народ к нему тянулся. Вот я к нему подошел и спросил его о том, какую стезю мне избрать, и старец сказал, что мне надо поступать в духовную семинарию.

- Но прежде вы еще поработали на заводе «Наука», который занимался строительством космических кораблей. А что делали здесь вы?

- Вы думаете, мне что-то серьезное доверяли? Я же трудился на заводе в качестве подмастерья. Мне давали маленькие поручения: что-то спаять, например. Но это продолжалось недолгое время - восемь месяцев. А после смены я готовился к поступлению в семинарию.

Духовный наставник

 

Митрополит Серапион (Фадеев) Митрополит Серапион (Фадеев)

- Расскажите, пожалуйста, как в вашей жизни появился духовный наставник - митрополит Серапион (Фадеев)?

- Когда я поступил в семинарию, то первое послушание, которое получил, было иподиаконство у епископа Подольского, викария Московской епархии владыки Серапиона (Фадеева). В это время он был представителем Святейшего Патриарха Московского Пимена при Патриархе Антиохийском. И сначала я помогал владыке Серапиону, когда он приезжал в Москву. А потом, когда владыка Серапион был освобожден от должности представителя Московского Патриархата при Патриархе Антиохийском, я уже постоянно находился с ним рядом.

- Было ли что-то необычное в общении с владыкой Серапионом?

- Молчание. Мне приходилось с владыкой часами молчать. Когда он приезжал в Троице-Сергиеву Лавру, после завтрака по обыкновению принимал доклады, после чего просил меня остаться, и мы молчали. Смотрел я тогда на этого старца и постепенно постигал все сказанное им. «С Креста не сходят, с Креста снимают», - говорил владыка, и это была не просто красивая, величественная, достойная фраза, а отражение огромного выстраданного опыта жизни моего духовного наставника.

Владыка Серапион говорил мне: «Помни: Церковью управляет Бог»

Он каждой своей фразой умел остановить меня и заставить задуматься. Я ведь часто ему рассказывал о том, что происходит в жизни Церкви, и однажды он накрыл мою руку своей и сказал: «Помни: Церковью управляет Бог». А мы забываем об этом в суете: удалось сделать запланированное - и мы, как тесто на дрожжах, поднимаемся в собственных глазах. И Бога уже не надо. А в этой суете ты Его никак и не ощущаешь. Вот владыка Серапион мне и напоминал: «Помни: Церковью управляет Бог».

 Святейший Патриарх Пимен Святейший Патриарх Пимен

- Повлияло это общение с духовным наставником на ваш выбор монашеского пути?

- Да. Ведь будучи помощником викарного епископа, я постоянно находился рядом с патриархом. И во время одной из служб Святейший Патриарх Пимен обратил на меня внимание, вернее, на характер чтения мной Шестопсалмия, и сказал: «Монастырское чтение». А после службы Святейший поинтересовался у владыки Серапиона моей дальнейшей судьбой.

«Он не решил еще - быть ему семейным или монахом. Но склонность к монашеству имеет», - ответил мой наставник. Ну, монахом становиться было мне рано, а как раз недавно прошло заседание Священного Синода, на котором целибат был запрещен. И тут к моему удивлению Святейший Патриарх предложил для меня сделать... исключение. И на праздник Сретения я был рукоположен во диаконы в Елоховском соборе. Примечательно, что в тот памятный для меня день здесь все представители Священного Синода совершали Литургию. А когда подошло время моей диаконской хиротонии, Святейший, обратившись ко всем преосвященным, сказал, что они могут отдохнуть, а Преосвященный Серапион, епископ Подольский, будет священнодействовать. Так викарный епископ и мой духовный наставник совершил мою диаконскую хиротонию.

В Сибирь

- Владыка, как же после Первопрестольной вы оказались в Сибири?

- После завершения духовной семинарии ректор благословил меня продолжать обучение в духовной академии и заниматься научной работой. Но на выпускном вечере Святейший Патриарх Пимен, вручив мне диплом, благословил ехать в тогда Иркутскую и Читинскую епархию помогать владыке Серапиону, который стал ее управляющим. Мне предстояло здесь потрудиться в качестве секретаря епархии.

Но перед этим владыка Серапион совершил в Троице-Сергиевой Лавре мой монашеский постриг и нарек мне имя Алексий в честь святителя Московского Алексия.

- А по приезде на место ваших дальнейших трудов что особенно поразило вас?

- Величина Иркутской и Читинской епархии, которая простиралась от Енисея до Тихого океана и до Японии. Несколько суток поездом ехать было из Москвы до Иркутска и столько же потом от Иркутска до Владивостока. А если заезжать еще и на другие приходы - сколько нужно было времени! И когда владыка Серапион принял управление этой епархией, в ней было всего 29 приходов. Можете себе представить, какая духовная жажда была у наших прихожан. Самая главная проблема заключалась в кадрах - долго мы не могли найти из числа местных жителей людей, которых можно было направить к священнослужению.

- Как решалась эта проблема в те годы?

- Выручали нас братья с Украины, особенно прибывшие в нашу епархию из Закарпатской области. Они были духа православного, твердого, не боялись испытаний и стали быстро создавать приходы. А на сегодняшний день, видите, сколько здесь открыто епархий и митрополий! А нам приходилось все поднимать, как целину.

- Несмотря на сложную работу секретарем Иркутской епархии, вы в этот трудный период своей жизни смогли защитить диссертацию. Расскажите, пожалуйста, о своей научной работе.

- Да, ведь все преодолимо, когда Господь с тобой! Поступив на заочное отделение духовной академии, я изучал в областной библиотеке Иркутска редкий дореволюционный фонд научной и духовной литературы, принадлежавший Иркутской духовной семинарии. К нему мне помог получить доступ уполномоченный по делам религий Иркутского облисполкома. Источники были в русском переводе. Я собирал свидетельства, мнения, плоды научных изысканий святых отцов христианского мира, обобщал их, строил собственные умозаключения. В 1979 году я защитил диссертацию «Святоотеческое учение о Божией Матери» и получил ученую степень кандидата богословия.

И снова Лавра

Троице-Сергиева Лавра. Середина 1980-х годов
Троице-Сергиева Лавра. Середина 1980-х годов

- Владыка, а как из Сибири вы снова оказались в Троице-Сергиевой Лавре, да еще и в качестве ее наместника?

- Совершенно неожиданно. В 1980 году владыку Серапиона назначили управляющим Владимирской епархии, поехал с ним и я. А в Великий пост 1984 года меня назначили уже наместником Троице-Сергиевой Лавры. Я возглавил Лавру в очень ответственный период: шла подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси. И Лавра стала духовным центром, который помогал осуществлять эту подготовку. Можно сказать, что в те годы настал период переоценки ценностей, когда уважение к православной вере стало превалировать над насаждаемым советской властью атеизмом. Рубежом между «до» и «после» как раз стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году.

- А какой запомнилась Троице-Сергиева Лавра тех лет?

- Прежде всего это братство Лавры, среди которых были архимандриты Кирилл (Павлов), Наум (Байбородин), Стефан (Смычников), Сергий (Петин) - это тот костяк, который был напитан могучим жизненным опытом.

- Из Лавры вы еще вернулись в родную Москву, чтобы потрудиться к ее благу...

- Да, на непродолжительное время меня назначили председателем Хозяйственного управления Патриархии, и я был возведен в архиерейский сан - стал викарным епископом с титулом Зарайский.

Но исполнял я эти послушания недолго: в мае 1990 года скончался Патриарх Пимен. А Святейший Патриарх Алексий II и Синод назначили меня на Алма-Атинскую и Казахстанскую кафедру, где я служил более 12 лет.

Время и радостное, и непростое

Чувствовалась живая связь с новомучениками и исповедниками, просиявшими на земле Казахстана

- Владыка, вы говорили, вспоминая время управления Алма-Атинской и Казахстанской епархией, что это был самый радостный и самый печальный период вашей жизни. Почему?

- Радостным это время было для меня потому, что появился практический опыт управления епархией. И сначала я даже представления не имел, что это за земля. А когда приехал, увидел, что это многонациональная страна, но все равно с советским духом, в которой проживали славянские и тюркские народы. Понятно, что исторически эта территория принадлежала тюркским народам. А славянские словно были «встроены» теми или иными жизненными судьбами, испытаниями XX века и тем, что Казахстан был местом ссылки.

Я увидел здесь богатую духовную жизнь и познакомился с общинами Карагандинского женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Михаило- Архангельского собора, встретился с карагандинскими шахтерами, у которых вера в те времена была крепка и наполнена живой еще связью с новомучениками и исповедниками, просиявшими на земле Казахстана. Все это очень сильно меня радовало.

А печальный - потому что здесь пришлось пережить со своей паствой распад СССР.

- Как в вашей памяти запечатлелись эти события?

- Ощущение было такое, что Советский Союз рассыпался как карточный домик, и люди, которые связывали свои надежды и свой завтрашний день с этой территорией, оказались здесь не нужны. Россия - это историческая родина, но своя, реальная, находилась здесь, на Казахстанской земле, где были похоронены их прадеды. Всех мучил один вопрос: «А как в этой ситуации мы станем жить среди коренного народа?»

Растерянные, выбитые из привычной колеи люди шли в православные храмы, и нужно было как можно бережнее обратиться к пастве и успокоить, чтобы не спешили они покидать эту ставшую им родной землю, что они имеют опыт уважительного к ним и к их предшествующим поколениям отношения со стороны казахов. В это непростое время, когда мощные тектонические сдвиги, казалось, сотрясали общество, мы активно открывали приходы, создавали монастыри, таким образом сохраняя единство в многонациональном государстве.

На Тульской кафедре

Владыка Алексий в своем кабинете в Тульском епархиальном управлении
Владыка Алексий в своем кабинете в Тульском епархиальном управлении

- Символично, владыка, что вам удалось немного повторить судьбу своих духовных наставников - Патриарха Пимена и митрополита Серапиона (Фадеева), которые в разные годы своего служения возглавляли Тульскую и Белевскую епархию. Даже ваш рабочий кабинет сегодня находится в том тульском доме, где жил Патриарх Пимен. После 12 лет служения в обширной Казахстанской епархии вам было, наверное, легче управлять тогда еще Тульской и Белевской епархией?

- Для меня поначалу после огромных просторов Казахстана Тульская епархия показалась с ноготок. Конечно, я думал, что здесь уже храмы все построены. И ситуация здесь иная, нежели в Казахстане, где под храмы были переоборудованы бывшие фермы, магазины или клубы. Но и тут оказалась та же самая история: храмы размещались в бывших кинотеатрах, пожарных частях, складах, многие церкви были разрушены. Остро нуждалась епархия и в священниках. Только к моему приезду, в 2002 году, возобновили работу Тульской духовной семинарии. Нам передали весь дореволюционный комплекс, в котором после революции и до последнего дня находилось наше Тульское суворовское училище.

Спасо-Преображенский мужской монастырь. Белевская епархия
Спасо-Преображенский мужской монастырь. Белевская епархия

- Какое значение для вас имело разделение Тульской и Белевской епархии на две - Тульскую и Белевскую?

- Бесспорно, это мне в помощь. В этом смысле область четко делится на западную - Белевская епархия - и на восточную - епархия Тульская. Я считаю своим обязательным долгом один раз в год побывать на всех приходах, чтобы люди не только на портрете видели своего правящего архиерея, а чтобы вместе с ним могли помолиться и услышать слово его благовестия.

- Говорят, в своих проповедях помимо богословского аспекта вы используете полученные на химическом факультете московского вуза знания, цитируете произведения зарубежной и русской классики. Как вы успеваете эти знания поддерживать?

- Это приходит в жизнь с опытом как дар Божий, как дар Божественной благодати. А еще со временем учишься не терять и не тратить время попусту и в многочисленных поездках по митрополии не просто любуешься красотой Тульской земли, а слушаешь аудиокниги. Кстати, одним из последних был рассказ Бориса Зайцева «Афон», в котором так емко раскрывается суть мученичества за Христа.

В Тульском кремле
В Тульском кремле

Тесницкий лес - тульская Голгофа: здесь расстреляно несколько тысяч человек

- А как в епархии хранят память о новомучениках?

- Новомученики - это духовно видимое в невидимом. И такой дар нам от Бога, что на Тульской земле есть своя Голгофа - Тесницкий лес. Здесь в 1930-е годы было расстреляно и в общей братской могиле погребено около 3 тысяч человек. Нам удалось установить, что это место стало последним приютом для священномучеников: Никиты (Прибыткова), епископа Белевского; последнего настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Исаакия (Бобракова); дореволюционного ректора Тульской духовной семинарии протоиерея Петра Павлушкова; преподобномучениц: Анфисы (Сысоевой), Макарии (Сапрыкиной), Августы (Защук), Марии Лактионовой, Агриппины Лесиной.

Владыка Алексий в Тесницком лесу
Владыка Алексий в Тесницком лесу

Себино, родина блаженной Матронушки, становится местом всенародного паломничества к старице

На этом месте доброхотами была возведена кирпичная часовня, установлены поклонные кресты, мемориальные доски, и в течение вот уже 15 лет 16 сентября здесь совершаются Литургия, молебен и панихида.

Со временем иной вид будет у этого мемориала. С радостью и благодарностью восприняли мы решение губернатора нашей области Алексея Дюмина о патронаже над проведением реконструкции и благоустройства прилегающей территории мемориального комплекса «Тульская Голгофа» в течение двух лет.

Памятник блаженной Матроне в селе Себино Памятник блаженной Матроне в селе Себино

- Грядет еще одно важное для православного мира событие - 20-летие канонизации блаженной Матроны Московской. Как к этому событию готовятся на родине старицы - в селе Себино Кимовского района Тульской области?

- В селе Себино активно идет создание туристического комплекса культурно-исторической и паломнической направленности.

Благодаря поддержке губернатора, правительства Тульской области, всего нашего тульского народа Себино сегодня преображается и становится местом всенародного паломничества к заступнице нашей земли блаженной старице Матроне Себинской и Московской.

Благоустраивается территория храма, который посещала старица. Установлено несколько памятников матушке Матроне. Один из них возведен на месте, где по преданию жила семья блаженной старицы. С удовольствием паломники посещают музей Матронушки, открытый в родном селе старицы. Обустроены источники, и в планах строительство дома паломника. Я искренне благодарю всех тех, кто приезжает на малую родину Матронушки напитаться здесь ее благословениями и утешительными дыханиями благодати Святой Живоначальной Троицы.

С митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием (Кутеповым)
беседовала Наталья Прокофьева

Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Тульский и Белевский Алексий (Кутепов)
"Жить так, чтобы не ранить человека"
Беседа с архиепископом Тульским и Белевским Алексием
21.08.2008
Все статьи Митрополит Тульский и Белевский Алексий (Кутепов)
Прокофьева Наталья
В поисках святого
О священномученике Николае Доброумове
03.08.2017
Ушел и не вернулся...
О священномученике Всеволоде Потеминском
07.03.2017
По следам «Священной дружины»
Где похоронены расстрелянные за веру в Сыктывкаре в 1937 году?
15.02.2017
Все статьи Прокофьева Наталья
Бывший СССР
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
О гонениях советской власти на Православную Церковь
07.11.2024
«Самая грозная опасность — убывание русского народа»
Народ чувствует своё убывание, страдает, мучается, и чтобы ему было не больно умирать, существует шоу-бизнес — опиум для народа
07.11.2024
«Остаюсь с обманутым народом»: к 95-летию Александры Пахмутовой
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
07.11.2024
Годовщина большевистского переворота
Также сегодня мы вспоминаем Л.А.Пушкина, П.В.Киреевского, П.И.Чайковского
07.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 13:14
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
07.11.2024 12:49
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 12:33
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 12:31
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от Сергей Сидоренко
07.11.2024 11:59
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Георгий Н.
07.11.2024 11:59