Среди новомучеников Русской Православной Церкви есть имя священника Никольской церкви села Семуково (Республика Коми) отца Всеволода Потеминского. Составляя жизнеописание святого, я была удивлена тому количеству потомков батюшки, которые сегодня проживают в Коми. Они охотно поделились со мной ранее неизвестными подробностями из жизни священномученика Всеволода. Последние детали жития святого помогло узнать путешествие в зимнее Семуково, где с 1903 года служил батюшка в местной церкви. Завершилось исследование в Сыктывкаре, в «Долине смерти».
Глубинка Коми
Приблизительно в 68 километрах от Сыктывкара располагается Семуково - деревня на левом берегу реки Вычегда. Проводить нас вызвался глава сельского поселения «Кожмудор», в состав которого сегодня входит деревня Семуково, Анатолий Нефедов. На въезде в деревню нас встречает недействующая Никольская церковь - место трудов отца Всеволода. Сегодня трудно было представить, что в 1918 году в этом населенном пункте проживало полтысячи человек, а в 1926 году насчитывалось 117 дворов. В 2017 осталось всего 40 домов на единственной улице Береговая да 60-70 жителей. По словам Анатолия Нефедова, через 30 лет Семуково не будет существовать вообще. Доказательством его прогнозов служат уже закрытые детсад и школа, фельдшерско-акушерский пункт и почта, магазин. Центром притяжения жителей Семуково сегодня является Народный дом, в котором размещаются клуб и библиотека.
Последний старожил
Старейшим жителем Семуково является Елена Одинцова, которая в январе нынешнего года отметила свое 90-летие. В надежде что-нибудь узнать о батюшке Всеволоде мы заглянули в гости к ней. Елена Феодосиевна еще помнила то время, когда в юности посещала сельский храм, но, к сожалению, ни об отце Всеволоде, ни о его семье наша собеседница ничего не смогла рассказать - близко не была знакома с Потеминскими. Разговор наш проходил на коми языке, ответы Елены Феодосиевны мне переводила директор Народного дома и местный краевед Галина Семукова. «А как же отец Всеволод жил в этом северном краю и общался с паствой, пусть и близкой по вере, но чуждой по языку?» - думала я, слушая незнакомую речь.
- Наши бабушки мне рассказывали, - вспоминает Галина Константиновна, - на причастие они однажды подходят, а отец Всеволод их уже по-коми приветствует - вот чудо-то! Говорил батюшка с акцентом, интересно произносил коми слова, но понимал ведь и даже говорил по-коми!
Почему Семуково?
Как же все-таки вологодский священник оказался в глубинке Коми? Ответ нахожу в библиографическом справочнике «Репрессированное православное духовенство и монашество Коми края», который сообщает, что отец Всеволод родился 30 марта 1870 года в городе Никольске Вологодской губернии в семье пономаря Ляменьской Благовещенской церкви Иоанна Потеминского. Окончил три класса Вологодской духовной семинарии. В 1890 году епископом Великоустюжским Иоанникием рукоположен во диакона к Симоноволомской Крестовоздвиженской церкви Великоустюжского уезда Вологодской губернии, также трудился диаконом в Халезской Введенской церкви Никольского уезда Вологодской губернии. В 1903 году Преосвященнейшим Алексием, епископом Вологодским и Тотемским, Всеволод Потеминский был рукоположен во священника Никольской церкви села Семуково.1
Нерушимая церковь
- Народ-то в Семуково небедный был, - рассказывает Галина Константиновна. - В селе имелись три водяные мельницы, две мелочные лавки, три кузницы. Жители занимались земледелием, скотоводством, подрабатывали на сплаве леса. Поэтому в селе сначала построили деревянную церковь, а в 1900 году возвели уже каменный Никольский храм. Но архитекторы были не из местных. Тут одно время немцы жили, кто-то из них, возможно, проектировал Божий дом. А вот строили уже наши жители из кирпичей, которые изготавливали из местной глины.
- Церковь в Семуково при советской власти много раз закрывали, но священник Всеволод Иванович каждый раз добивался, чтобы ее открыли, - рассказывает директор музея соседней деревни Туискерос Антонина Турова. - Работая в архиве, я обнаружила документ, в котором семуковский церковный староста пишет, что церковь в селе закрыли неправильно. Обратила внимание на то, что документ составлен грамотно и написан красивым почерком. Не мог простой сельский староста так написать. Так и возникло предположение, что документ составлен и написан отцом Всеволодом. Сельчане подтвердили этот факт. А подписан документ был старостой.
После ареста священника вновь закрыли храм, но разрушить Божий дом не получилось - только колокольню разобрали, а храм как стоял, так и по сей день стоит. Уже в наши дни приезжали студенты и преподаватели одного из вузов Санкт-Петербурга и изучали состав кирпичей, которые не ломаются - ведь церковь не удалось разрушить безбожникам.
Кресты каждый раз чудесным образом вновь появлялись
Богоборцы пытались соскоблить кресты, вырезанные на стенах храма, но кресты каждый раз чудесным образом вновь появлялись. Тогда в храме открыли клуб:
- Тут и клуб был, и кинобудка. В притворе церкви разместили библиотеку, - рассказывает Галина Семукова.
Уже в наши дни храм восстановили, возобновились и богослужения.
- У нас так красиво было в церкви, но вот ее закрыли на ремонт. Колокольню захотели построить, - говорит Галина Константиновна.
Жертвователи решили восстановить колокольню, но не получилось, а удалось только на полметра поднять стены церкви с крышей и установить небольшой купол. Ремонтные работы идут и внутри храма, только затянулись они уже на восемь лет. В отсутствие церкви прихожане пока собираются на богослужение во временной деревянной сторожке, но:
- Мы очень ждем открытия нашего родного Никольского храма! По молитвам священномученика Всеволода Потеминского надеемся, что это радостное событие произойдет уже через год, - выражает надежду Галина Константиновна.
Пример святителя Николая
Это не случайно, что отец Всеволод трудился в храме святого Николая Чудотворца - он и в своей жизни повторял подвиг святителя. Когда внук отца Всеволода, Николай Суханов, рассказывал о священномученике - своем деде, то мне казалось, что страницы жития Николая Чудотворца оживают перед моими глазами. Однажды в Семуково выдавали замуж девушку из бедной семьи. Рано утром на окошке своего дома бесприданница нашла мешочек с деньгами. Сельчане догадались, что помощь так своевременно подоспела от отца Всеволода.
Дети
Старожил Александра Ивановна Одинцова передала местной хранительнице истории села Семуково Галине Константиновне трогательное воспоминание о батюшке Всеволоде из своего детства:
- Однажды привели двухлетнюю Александру в церковь, - рассказывает Галина Семукова, - и во время службы родители не уследили за девочкой, которая, обследовав каждый уголок в Божием доме, наконец забежала и... в алтарь. Отец Всеволод не возмутился, не рассердился, а бережно взял малышку на руки и, словно ангела, вынес из горнего места, передал родителям, попросив только, чтобы присмотрели за ребенком.
Другая современница отца Всеволода, Варвара Васильевна Семукова, рассказывала, что она родилась здесь, рядом с церковью, в 1908 году и помнит и матушку, и детей отца Всеволода, среди них была и дочь Варвара.
- Так батюшка каждый год проводил специальную службу для нас, двух Варвар! - в простоте своего сердца рассказывала Варвара Васильевна, видимо, подразумевая ежегодную литургию, которую служил отец Всеволод в день великомученицы Варвары.
Неожиданная находка
Заботился батюшка и об образовании своей паствы. В период служения на семуковском Никольском приходе состоял законоучителем местной церковно-приходской школы. В музее деревни Туискерос сегодня хранятся учебники, которыми пользовался еще отец Всеволод.
- А как эти книги удалось сохранить? - интересуюсь я у заведующей деревенского хранилища истории Антонины Туровой.
- Когда Никольскую церковь разрушали, то книги, иконы выбрасывали на улицу, чтобы потом сжечь, а местные жители подбирали святыни и уносили домой. И когда церковь несколько десятилетий назад вновь открыли, местные жители стали приносить святыни обратно. Настоятелем Никольского храма в то время был иеромонах Тит, который и передал старинные книги священномученика Всеволода Потеминского в наш музей, - рассказала Антонина Михайловна.
Когда церковь вновь открыли, местные жители стали приносить святыни обратно
Так в числе экспонатов музея теперь можно увидеть «Учебную Псалтырь» - издание училищнаго при Священном Синоде совета 1831 года; «Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа» в русском переводе, выпущенный по благословению Святейшего Правительствующаго Синода 1908 года; «Учебное руководство по Закону Божию» по программе церковно-приходских школ и ветхую книгу «Первое наставление детям» - вот и все, что осталось в настоящее время от богатейшей библиотеки батюшки. О ее существовании я узнала от внука священномученика Всеволода, Николая Суханова, проживающего в Сыктывкаре.
Потайная комната
Николай Суханов о библиотеке дедушки тоже узнал случайно. В детстве часто бывая в доме отца Всеволода в Семуково (уже после ареста священника), Николай Владимирович обнаружил одну заколоченную комнату, куда войти не было возможности - так родные отца Всеволода пытались сохранить кабинет батюшки от вторжения безбожников - просто заколотили его досками, и он стал невидим для врагов Церкви. Но в окно внук рассмотрел тайную комнату до мельчайших подробностей: письменный стол отца Всеволода, шкаф для одежды и библиотеку.
- Библиотека дедушки была огромной. Там даже книги были сгруппированы по темам, - вспоминал Николай Владимирович.
Дом священномученика Всеволода мне еще посчастливилось увидеть, когда я приезжала в Семуково 10 лет назад - это была простая деревянная изба, выкрашенная в голубой цвет. Мимоходом сделала снимок, и мне тогда казалось, что дом батюшки будет стоять вечно, а со временем, возможно, здесь откроют музей священномученика Всеволода Потеминского. Но сегодня оказалось, что:
- Дом разобрали потомки отца Всеволода, - с сожалением рассказала Галина Константиновна, - и построили на этом месте дачи. Теперь остались со времен нашего батюшки только старые тополя...
Смутное время
В каждом воспоминании о священномученике Всеволоде, которыми со мной делились люди, даже никогда не видевшие батюшку, было заключено столько тепла и света. Еще о двух эпизодах, свидетельствующих об отношении местных жителей к отцу Всеволоду, рассказала Антонина Турова.
За служителя религиозного культа заступался комитет бедноты
- Вы часто такое наблюдали в истории, когда за служителя религиозного культа заступался комитет бедноты? - интригует Антонина Михайловна. - А вот в истории Семуково имеет место такой факт. В архиве мне случайно удалось найти документ - заявление семуковского комитета бедноты в горисполком села Айкино, чтобы с Всеволода Потеминского как со священника сняли наложенную на него контрибуцию в три тысячи рублей. Потому что он не зажиточный, с прихода берет очень мало, а кроме положенного мешка - само население назначило ему такую плату за требу, он лишнего не берет, и у него нет возможности эту контрибуцию платить. Это ведь тоже показатель того, как население уважало священника, если комбед за батюшку заступился! А мешок чего - не было указано, может, крупы или картофеля.
То, что в Семуково никто из местных жителей не погиб в смутное время, когда село переходило то к белым, то к красным, - тоже, считает Антонина Михайловна, заслуга отца Всеволода:
- Старожилы мне рассказывали: когда вошли в Семуково белогвардейцы, и староста села Марья понесла им список активных коммунистов, то встретила на своем пути отца Всеволода. И батюшка убедил женщину не делать этого, она послушала священника и вернулась в свой дом.
Аресты
Такой авторитет простого сельского батюшки среди местного населения, конечно, не давал покоя безбожным властям, которые стали искать повод очернить священника. Трижды отец Всеволод подвергался судам - в 1928, 1934, 1936 годах. Вместе с внуком священномученика Николаем Сухановым мы были удивлены абсурдности обвинений отца Всеволода. Так, в 1928 году его подвергали суду за незаконное получение земли, но в том же году оправдали. В 1934 году - за спекуляцию хлебом, и тоже священник был оправдан. В 1936 году - за расхищение пиломатериалов и несоблюдение санитарных норм.2
Ушел и не вернулся
Настал 1937 год. По обыкновению, батюшку пригласили на требу в соседнюю деревню. Больше священника никто не видел.
- Пригласили отца Всеволода на крестины, с которых он домой не вернулся. В селе никто долгое время не знал, куда ушел батюшка, - рассказывает Галина Семукова.
И до сих пор в Семуково хранится трогательное воспоминание о матушке Агнии - супруге отца Всеволода Потеминского, которая долгие годы ждала возвращения батюшки и отошла ко Господу в возрасте... 102 лет.
Начало поисков
Судьбу отца Всеволода спустя годы попытался выяснить его внук - Юрий Цибенко. Он первый из родных прочел архивы. Эдика Михайловна, жена Юрия Антоновича, вспоминала о тех днях: «Муж вернулся домой грустный, был не в себе...» О чем узнал Юрий Антонович? О том, что отца Всеволода взяли по ложному доносу. Быстро сфабриковали дело, которое было проведено с грубейшими нарушениями норм УПК: право на защиту не обеспечено, обвинительное заключение не мотивировано и прокурором не утверждено, а поэтому постановление тройки от 16.09.1937 г. было отменено и делопроизводство 07.12.1988 г. прекращено за отсутствием состава преступления...
О чем рассказал протокол допроса
Что же на самом деле произошло в далеком 1937 году, позволил узнать протокол допроса священномученика, копию которого мне для работы передал внук священномученика, Владимир Суханов. Итак, батюшку арестовали 7 августа 1937 года. На момент ареста из всей большой семьи отца Всеволода Потеминского, а у супругов было шестеро детей, в Семуково находилась только матушка Агния. Дети к тому времени разъехались и проживали в разных городах России, три дочери на момент ареста отца Всеволода находились в Сыктывкаре, не ведая тогда о том, что в это время в сыктывкарской тюрьме томился их отец.
Самым страшным местом в Сыктывкаре была не городская тюрьма, а внутренняя тюрьма ОГПУ НКВД, которая размещалась в бывшем доме купчихи Суворовой (ныне это здание, переделанное с фасада, принадлежит МВД Республики Коми - прим. Н.П.).
- Это самая страшная тюрьма 1937-38 годов, - рассказывал историк Михаил Рогачев в ходе экскурсии «Пешком по Усть-Сысольску», - сюда арестованных привозили только на допросы. Сохранилась и комната допросов с вмонтированной в пол табуреткой.
Мы связались с пресс-службой МВД Республики Коми и попросили фото кабинета, где в 30-е годы допрашивали подследственных. Снимок получили уже на второй день. Увиденное шокировало: подвальная комната, обшарпанные стены. Нужно было обладать большой силой духа, чтобы в такой обстановке не потерять самообладания и спокойно отвечать на вопросы следователя.
Многие вопросы следователя, зафиксированные в протоколе допроса священника Всеволода Потеминского, вызывали недоумение. Так один из них касался радиоаппарата, который отец Всеволод хотел установить в своем доме, «чтобы знать, что делается». Но это тоже было вменено батюшке в вину
- Радиоаппарат вы были намерены использовать для антисоветской работы, - не унимался следователь. - Вы заявляли, что в гости идут японцы и немцы?
Подтверждая свое желание установить радиоаппарат, отец Всеволод не может понять, при чем здесь японцы и немцы: «Что же касается японцев и немцев - я не помню, по-моему, я такого не говорил».3
Отец Всеволод обвинялся и в том, что «подготовлял кандидата в советы из числа контрреволюционных элементов»:
- В мае месяце 1937 года вы говорили, что при новых выборах по новой сталинской конституции надо выдвигать в совет Д.А. Одинцова, он умеет ходатайствовать за церковь, - спрашивает следователь.
- Первую часть вопроса - в отношении Одинцова Д.А. - я не подтверждаю, - отвечает отец Всеволод.4
Несмотря на то, что практически на все вопросы следователя отец Всеволод дает отрицательные ответы, следствием было установлено: «Обвиняемый Потеминский В.И. систематически проводил контрреволюционную деятельность, направленную против мероприятий советской власти. В июне месяце 1937 года распространял провокационные слухи о войне и падении советской власти. Проводил подготовку к выборам в советы, выставлял кандидатуру из числа контрреволюционных элементов и агитировал среди населения за поддержку этих кандидатур. Обвиняемый Потеминский В.И. виновным себя признал частично».
Вещественных доказательств по делу не оказалось. Однако следствие по делу было закончено, и предъявленное обвинение доказано. Дело было передано на рассмотрение Тройки УНКВД Коми АССР.5
Тройкой УНКВД Коми АССР отец Всеволод Потеминский был осужден 16 сентября 1937 года по ст. 58-10 ч. 1 и приговорен к высшей мере наказания. Расстреляли священномученика Всеволода Потеминского в Сыктывкаре 19 сентября 1937 года.6
В «Долине смерти»
Основным местом расстрелов в 1937-38 годах был участок
леса между поселками Верхний и Нижний Чов. Там находилось
и кладбище заключенных.
Когда уже в наше время делали дорогу, соединяющую город
Сыктывкар с микрорайоном Эжва, строители брали песок из
лесного карьера, в котором обнаружили человеческие кости и
черепа. Останки захоронили, а дорогу закатали асфальтом.
Но на этом участке трассы стали происходить автомобильные
аварии и гибли люди. Поэтому в народе этот участок дороги
и получил название «Долина смерти».
На одной стороне трассы был установлен поклонный крест в память обо всех невинно убиенных, на другой - на высокой сосне поместили икону российских новомучеников. Был ли среди казненных здесь христиан священномученик Всеволод Потеминский, мы доподлинно не знаем - это лишь одно из печально известных в Сыктывкаре мест расправы над священнослужителями.
Послесловие
«Возвращение» отца Всеволода
Удивительным образом священномученик Всеволод Потеминский «вернулся» уже в наше время к своим родным. Внучка отца Всеволода, Амалия Анатольевна Потеминская, обнаружила негативы, которым много десятков лет. По словам женщины, они принадлежали ее отцу, Анатолию Потеминскому. Он любил фотографировать, и в семье даже был свой фотоаппарат-треножник. Негативы проявили и напечатали фотографии - на одном из снимков был запечатлен отец Всеволод незадолго до своей мученической кончины за Христа...
1. Рогачев М. Б. Репрессированное православное духовенство и монашество Коми края (биографический справочник). Сыктывкар, 2005. С. 76-77.
2. Архив УФСБ РФ по РК . КП 6082.
3.Архив УФСБ РФ по РК . КП 6082.
4. Архив УФСБ РФ по РК . КП 6082.
5. Архив УФСБ РФ по РК . КП 6082.
6. Рогачев М. Б. Репрессированное православное духовенство и монашество Коми края (биографический справочник). Сыктывкар, 2005. С. 77.
http://www.pravoslavie.ru/101628.html