Следующие пять лет пролетели быстро. Но тут мне захотелось стать частью цивилизованного мира. А если нам двинуть в Канаду, сладко мечтал я. Вот заживём то! Культурная страна, цивилизованные люди. Вперёд в страну снега и белых людей. Будет ещё лучше. Из Дубай подавать документы оказалось намного легче, и вот уже через несколько месяцев я полетел в провинцию Prince Edward Island. И успешно прошёл собеседование. Нашу семью одобрили. Всю. Со всеми шестью детьми. Осталось влететь и начать жить как в сказке.
От переизбытка чувств, пока жена с детьми была в Дубай, я сразу взял быка за рога и купил дом в Ванкувере. С помощью ипотеки конечно. Кстати ипотека там интереснее, чем в Москве 5,25 %. И это дали мне - рискованному заёмщику. Подозрительному русскому. Это теперь я понимаю что погорячился, поспешил. Вляпался в ипотеку и спалил деньги. Умнее было бы арендовать домик на годик. Пожить, присмотреться. И сделать выводы. Но Вера в цивилизованный запад и культурных людей была непоколебима.
Кстати, почему Ванкувер? А где ж ещё жить то, как не в лучшем городе Канады. Океан, пальмы, Стенли парк. Я в раю. Оплот демократии с климатом как в России. С белым снегом и белыми людьми. Что может быть желанней. Ничего конечно. Кстати о белых. В моей голове Канада была страной белых снегов и белых людей. Но реальность разбила иллюзию вдребезги. Много китайцев. Индусы, филиппинцы, тайцы, иранцы, арабы и лишь то, что осталось белые. Белых сугубо по моим ощущениям меньше половины. Во всяком случае, в Ванкувере.
Пока документы неспешно оформлялись, я знакомился с русскими иммигрантами. С одной семьёй, со второй, третьей. Наш народ остаётся нашим даже в Северной Америке. Узнав, что я уже одобрен и купил дом, бывшие уральцы обрадовались и начали рубить правду матку в лицо о реальной жизни в Канаде. Новые уши, а здесь так наболело. Я же не турист, я же теперь уже свой. Родной. Со мной можно по-честняку. Без всяких англосакских улыбок и политкорректностей. Говорили сурово. По-челябински. Чтобы я почувствовал всё очарование будущей Родины. О том, как лютуют проклятые ракунсы (еноты), каждое утро, высыпая содержимое мусорных баков во дворе. Но трогать их нельзя, они же животные. Тронешь - засудят. Сердобольные соседи, по совместительству защитники природы, стерегут каждый твой шаг. Вследствие чего вальяжные еноты борзеют из поколения в поколение. Поэтому чтобы мусор не запихивать обратно в контейнер креативные люди вешают навесной замок на мусорные баки.
Мои новые друзья делились впечатлениями о пробках на чудесном мосту Lions Gate Bridge и романтичной улице голубых. Где на каждом столбе висят радужные флаги, а автобусные остановки - розовые. О радостном и мощном ежегодном гей-параде. Оказывается этот праздник не только для них романтичных, но и для всего города. Сюда приходят дети и старики, геи и натуралы - люди всех профессий, социальных статусов и семейных положений. Даже лозунг парада жизнеутверждающий.- "Pride!" - "Гордись!" Перспектива гордиться гей парадом настораживала. Всё-таки семейные ценности, шестеро детей. В голове начали появляться крамольные мысли. А точно ли хорошо здесь будет моим детям?
Документы оформлялись медленно, и я продолжал перенимать опыт от бывших соотечественников. Ездил с ними в национальные парки. Природа и воздух там реально хороши. Но я же с Карелии, а не с Челябинского тракторного. У кого лучше природа и воздух надо ещё посмотреть. Хотя подвесной мост Капилано в Capilano Suspension Bridge Park безусловно красив и элегантен. После экскурсии в парк сплавал, пользуясь случаем на чудный ретрит баптистов на острове. Три дня за 40$. Не смог отказать за такую цену. Транспорт до места, питание плюс размещение и за всё 40$.
Трёхдневный Ретрит в Канадском исполнении меня потряс. То ли нестройным рок концертом, то ли пятиразовым питанием, а может ковбойской шляпой проповедника. Я мужественно терпел все три дня. Терпеливо объяснял соседям, - Да я понял, еда совсем-совсем бесплатная, в том числе и этот бифштекс. Но я вегетарианец, поэтому салата для меня вполне достаточно. Аллилуйя. Потом объяснял на обеде, ужине и снова завтраке. Народ всё смотрел, когда же я сломаюсь на салатах и деликатно подсказывал вновь и вновь - за всё платит церковь. Здесь всё можно брать. Это бесплатно. Я явно портил идиллию all inclusive. Поэтому смущенно объяснял вновь - я вегетарианец. Аллилуя. Извинялся и немного грустил по моим привычным аскезам, випассанам, и сухому голоду. По суровому ретриту по-русски. Но не будем тревожить чувства верующих. Пусть это просветление останется со мной навсегда. Но зато я понял, как многие украинцы оказываются в Канаде. Без денег и профессий. Без баллов и собеседований. Надо стать баптистом и дорога открыта. Аллилуйя. Украинский Лайфхак.
Ребята из Челябы устали со мной возиться и передали меня в добрые руки сибиряков. За моё просвещение взялись Томичи. Со свежими силами они начали рассказывать мне о прекрасно-либеральном отношении властей к употреблению марихуаны и наркоманам. Оказывается в Ванкувере они вовсе не наркоманы - они больные, и им нужна помощь. Поэтому в пунктах, получивших название InSite, наркоши под заботливым присмотром врачей колются героином, который законно приносят с собой. В помещении медицинского центра наркоману выдают шприцы, иглы, жгуты, спиртовые компрессы и прочие аксессуары нелёгкого быта больного. Бесплатно. За всё платит правительство. 1,2 млн.$ в год. Кстати, этот эксперимент, начатый ещё в 2003-м, признали успешным. Правительство Канады планировало открыть такие же центры в Монреале, Торонто и Оттаве.
Сергей показывал достопримечательности. Небоскрёбы в Downtown Vancouver. Бедняга. Он реально гордился этими небоскрёбами. Ну, понятно из Томска он уехал в 90-ые. Мне же пять лет прожившему в Дубай, было скучно и немного неловко. Но приходилось говорить - О да, как круто тут у вас! Всё таки человек старается, помогает. Вот знаменитый хоккейный стадион Rogers Arena, домашняя арена «Ванкувер Кэнакс». А вот чудная улица бомжей и попрошаек Hastings Street, по которой лучше ехать, закрыв двери. Внезапно я узнал, что мой выбор лучшего города совпал с выбором определённой части коренных жителей Канады. Узнал и «порадовался», что Ванкувер голубая мечта всех канадских бомжей, так как это самый тёплый мегаполис Канады. Даже бездомным очевидно, что Ванкувер это сила. Зимовать лучше в нём. Поэтому район East Hastings, буквально кишит бездомными, собравшимся со всей страны.
Сергей рассказывал о вывозе мусора раз в неделю, (опять мусор!). О подставах полиции на дороге. Едет дешёвенький автомобиль с гражданскими номерами. Едет, очень не спеша, по двух полосной дороге по сопкам. Собирает гигантский хвост. И ждёт когда у кого сорвёт крышу и кто начнёт обгон через сплошную. Опс. Клюнуло. Попался родной! Вынимаем мигалку и на крышу. Здравствуйте. Мы полиция. А вы попали. Вот такое скрыто-ванкуверское патрулирование. Всё как у нас. А я думал демократия.
На выходные мы выбрались в Стенли парк. Знаменитый Stanley Park потряс меня секвойями. Сергей торжествовал. Такого я не видел ни в Карелии, ни в Дубай. Деревья буквально до неба. Не знаю во сколько обхватов. У нас такое не растёт. Деревьям может 500, а может 800 лет. Впечатлился. Почувствовал себя муравьём и очень молодым. Кстати в этом же парке мне понравился зоопарк, в котором две выдры плавали, мило держась за лапки.
Не понравилось же мне, как угас русский язык в дочке рябят из Томска. За ужином мы продолжали болтать о стукачах-соседях; чудном налоге за принадлежность к церковной общине, о страшной и беспощадной местной налоговой Canada Revenue Agency; о местной школе. Дочка (лет 18-19) поддерживала разговор, но отвечала исключительно на английском. Через часок такого странного диалога я утомился и попросил её перейти на русский. Она перешла, но лучше бы этого не делала. Падежи, рода и склонения были перемешены так, что по-английски было понятней. Русский был убит. Наповал. И вряд ли его можно было восстановить. 11 лет пребывания в Канаде вообще мало что оставили от русской девочки. Родителей она называла исключительно по имени. Россия для неё была странной и опасной страной. Матриархатное поведение, так торчащее из всех белых Канадских женщин, в ней тоже уже расцвело. Примеряя это на своих детей, и уже видел, как ювенальная система в будущем переплавит моих дочек и заставит их игнорировать мои советы. Смеяться над моей философией и исповедовать абсолютно чуждые мне принципы. Это больно. Обидно смотреть на то, как дети, ради которых, собственно и затеивался весь этот ненужный переезд превращаются в чужих. Понимать, что они отдаляются. Превращаются в идеологического противника.
Ну и зачем мне всё это надо? Чтобы оказаться к старости в доме престарелых? Красивая картинка, нарисованная Голливудом начала рассыпаться. Внезапно до меня дошло, что нет никакого процветающего запада. Есть лишь только мощная пропаганда, и мои наивные ожидания о якобы свободном и великолепном обществе. Возможно 40 или даже 30 лет назад, в Америке действительно было превосходно. И в принципе остатки той былой роскоши видны. Скамеечки, цветочки, мостики. Но сейчас явно не то время. Цивилизация это люди. Их нравственность. На западе сейчас с этим туго. Запад это загнивающая, страдающая старческим маразмом, заражённая территория. Нет его уже давно. Он лежит в реанимации. Всё чистенько, беленько, и тихо. Мигают приборы, светятся компьютеры. Всё так, но центр цивилизации переместился в другое место.
Через пару недель ко мне прилетела жена. Мы вместе побродили по магазинам, паркам, пожили несколько дней в нашем купленном доме, и неожиданно жена как-то буднично сказала мне, что не видит себя и детей в этом сказочном месте. Дом пришлось поставить на продажу. Какой смысл в переезде, если жена не может здесь жить? С продажей не задалось, так как рынок падал. Поэтому через некоторое время дом забрал банк. Естественно весь мой первоначальный взнос сгорел. Оказалось ненужным и разрешение на въезд. Вот так буднично развеялась моя мечта стать частью цивилизованного мира.
Володар Иванов