Тема, вызывающая чрезвычайную нервозность у «патриотов заграницы», - возможность введения в Российской Федерации уголовного наказания за исполнение американских антироссийских санкций. Со стороны ревнителей прогресса уже вовсю гремит бубнежка, что это «нарушение прав человека» (права предавать свою страну и свою народ?) или «невообразимый ущерб бизнесу» (что за бизнес на торговле родиной?)
Однако этот именно тот случай, когда прислушиваться к патриотам заграницы явно не следует. Если мы хотим, чтобы Россия обеспечила себе автономию от того миропорядка, в котором по щелчку пальца в Вашингтоне у нас выкручиваются руки, то начинать нужно именно с добровольных исполнителей этих щелчков и свистков у нас здесь, в России. Либо эти исполнители находятся под международным суверенитетом, и это означает, что наш суверенитет в нашей же стране неполон. Либо они стремятся добровольно выслужиться перед Вашингтоном, и тогда перед нами обычная измена Родине. Вот с этим вопросом новое законодательство и поможет разобраться.
Сразу поясним, о чём идет речь. Вряд ли без принятия каких-то чрезвычайных законов можно будет заставить частные компании вести официальные дела на территории Крыма, если они сами этого не хотят: заставить придти в Крым «Сбербанк» или большую тройку сотовых операторов, хотя, безусловно, было бы неплохо это сделать. Но не желая сталкиваться с американскими санкциями, такие компании, конечно, будут стараться по максимуму вести дела в Крыму через прокси-структуры. А тут уж шашечки или ехать.
Но еще абсурдней ситуация, когда те или иные компании не просто не хотят работать в Крыму, а на территории всей Российской Федерации применяют санкции к тем или иным гражданам или компаниям на том основании, что они введены минфином или министерством торговли США или структурами ЕС. В качестве конкретного примера приводятся банки, в частности российские подразделения иностранных банков, которые отказывают в обслуживании, расторгают договора, требуют досрочного возврата средств, от предприятий, структур и лиц, внесенных в западные санкционные списки. УК будет карать конкретных исполнителей этих действий, а КоАП возьмется за юрлица.
Работать в России и исполнять, по крайней мере по букве, антироссийские санкции станет невозможно: либо уходи, либо работай в России по российским законам. Конечно вряд ли тем, кто попадет под санкции, можно надеяться на то, что западные банки в России будут выдавать таким жертвам санкций кредиты, но им, по крайней мере, придется придумать благовидный предлог для отказа без ссылок на санкции, а также они не смогут разорвать договоры досрочно без крупных потерь для себя. Ситуации прямого осуществления американского суверенитета на территории России возникать не будет.
Здесь чрезвычайно важно помнить, что новый российский закон будет отвечать не столько на сами санкции (для ответа на них достаточно контрсанкций), сколько на американскую практику «вторичных санкций», при помощи которых США и вынуждают исполнять свой санкционный режим весь мир. Иными словами США вводят санкции против тех, кто не спешит исполнять их санкции. И таким путем способны преследовать человека или организацию по всему миру, так как противостоять аппарату экономического и силового принуждения США почти все боятся. Достаточно вспомнить, как США много десятилетий преследовали свою национальную гордость - шахматиста Роберта Фишера - за то, что он, вопреки американским санкциям, решился сыграть матч с Борисом Спасским в гонимой Югославии.
Фактически такая мультипликация санкций делает международный суверенитет США неограниченным и экстерриториальным. В любом уголке мира американцы могут заставить кого угодно исполнять свою волю под угрозой крупных проблем с США. А поскольку планета опутана щупальцами американского финансового и политического спрута, сказать «нет», действительное «нет» оказываются способны лишь немногие страны и бизнес-структуры. Особенно в ситуации, когда с противоположной стороны никакие санкции и контрмеры им не грозят.
Наш механизм принуждения вынудит всех, кто хочет работать в России и с Россией, выбирать. Что лучше: педантично исполнять американские требования и потерять возможности в России или же найти способ работать с Россией, не соблюдая дискриминационных ограничений.
Отдельную нервозность у «борцов с режимом» вызывает вторая часть законопроекта, которая предусматривает кары для лиц, подстрекающих к принятию антироссийских санкций. «Это же репрессивный механизм!» - восклицают они. Причем подозревают, что под действие этого репрессивного механизма может попасть не только официально оказавшийся лжецом Родченков с изменившимся лицом, но и, к примеру, Навальный, который в марте 2014 требовал через «Нью-Йорк Таймс» записать в изгои ряд крупных российских бизнесменов.
Именно. Именно. Репрессивный механизм. И это - прекрасно.
Нынешняя же ситуация, когда целый пул «российских политиков», не набирающих на выборах и 1% голосов, регулярно катается заграницу, представляется там как «влиятельные российские общественные и политические деятели» и при этом требует против нашей страны новых санкций, услужливо, если не сказать настырно, подбрасывает имена. Вспомним, например, как в 2015 году Михаил Касьянов подготовил клоунаду, под названием «Список Немцова».
Вот что писали тогда в новостях: «Бывший премьер-министр РФ, сопредседатель партии РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов и его однопартиец Владимир Кара-Мурза составили список российских журналистов, против которых, по их мнению, США должны ввести санкции. В перечень вошли восемь журналистов и руководителей российских телеканалов. Закономерно, что сейчас Касьянов суетится и называет закон о подстрекателях санкций «позорищем».
Для решительного образа действий против американского глобального суверенитета, поддерживаемого санкциями, наступило самое время. Торговая война, которую разворачивает трамповская Америка с Китаем и Европой, отнюдь не способствует проамериканским настроениям элит этих стран. США начинают восприниматься как источник проблем и неудобств, а не как гегемон и покровитель, которому нужно покорствовать беспрекословно.
В этой ситуации международный бизнес, столкнувшийся с массовыми убытками, да и многие государства, которым американский санкционный диктат не в сладость, будут готовы к формированию альтернативной системы международных финансовых контактов и взаимодействия, в рамках которой американские санкции можно будет игнорировать. А это, в свою очередь, приведет к изрядному экономическому ослаблению самих США, а значит, и к падению эффективности их санкций в будущем.
Американские санкции и так уже на 20% подняли мировую цену на алюминий, что ударит прежде всего по экономическому росту... в самих же США. Так что, лиха беда начало.