Признаюсь, когда я узнал из новостей, что митрополитом Псковским и Порховским назначили епископа Тихона (Шевкунова), то сперва даже не поверил. Ну, это все равно как если бы тренером футбольного клуба «Псков-747» согласился стать Леонид Слуцкий, а главным режиссером Псковского театра драмы - Кирилл Серебренников. Сенсация, да и только!
Хотя сенсация ожидаемая. Еще летом прошлого года главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов выдал в эфир «инсайдерскую» информацию о том, что епископ Тихон Шевкунов сначала станет настоятелем Исаакиевского собора северной столицы, затем главой Санкт-Петербургской епархии, а уж после этого самим Патриархом Московским и Всей Руси. В какой-то мере версия подтвердилась (по канонам Церкви, чтобы стать Патриархом, архипастырь обязан в течение пяти лет руководить епархией), вот только с пунктом назначения вышла небольшая промашка - местом интронизации митрополита Тихона стал не имперский Петербург, а вечевой Псков.
Нынешний глава Псковской митрополии - один из самых известных, как принято нынче говорить, «медийных» иерархов Русской Православной Церкви. Выпускник сценарного факультета ВГИКа, председатель Патриаршего совета по культуре, многолетний наместник Московского Сретенского монастыря, главный редактор интернет-портала «Православие.Ru», автор нескольких документальных и публицистических фильмов о церковной жизни и книжного бестселлера «Несвятые святые», наконец, по слухам, духовник президента Путина, митрополит Тихон общался с псковскими журналистами два часа с небольшим, и, кажется, ответил на все вопросы.
Главный вывод, который можно сделать по итогам встречи, «внутренняя политика» Псковской епархии меняется кардинально, на 180%. Там, где при владыке Евсевии был минус, у владыки Тихона будет плюс. Если в последние годы правления Евсевия Псковская епархия была едва ли не самой «закрытой» для журналистов организацией, то митрополит Тихон обещал открытость, создание пресс-службы и даже PR в первоначальном значении «связей с общественностью».
Если выдающийся иконописец современности архимандрит Зинон был фактически изгнан Евсевием из епархии, то митрополит Тихон собирается реставрировать иконостас нижнего придела Троицкого собора работы Зинона, который «практически утрачен». Как известно, многие иконы Зинона и его учеников были варварски «записаны», то есть уничтожены из «идеологических соображений». Несколько добрых слов произнес Тихон и о покойном отце Павле Адельгейме, которого назвал «выдающимся священником Русской Православной Церкви, человеком со своей позицией», и эта позитивная оценка разительно отличается от отношения Евсевия, который все годы своего правления вел с отцом Адельгеймом жесткую борьбу.
О том, что «руководящая метла» митрополита Тихона действительно «метет по-новому» свидетельствует и тот факт, что в отставку с должности настоятеля Свято-Троицкого собора был оперативно отправлен Иоанн Муханов, «правая рука» бывшего митрополита Евсевия.Отправлен не просто так, а, как следовало из контекста, за то, что тот явно не справлялся со своими обязанностями: в воскресный день или в двунадесятый праздник на службу в Троицкий собор приходит не более пятидесяти человек: «Так не должно быть!». При этом ни одного худого слова о своем предшественнике отец Тихон, разумеется, не произнес, наоборот, назвал деятельность Евсевия на посту архиерея «подвигом», а Иоанну Муханову сказал «большое спасибо».
Настоятелем же собора владыка назначил епископа Гдовского Фому, которому сейчас предстоят огромные работы по восстановлению «Дома Святой Троицы» и - особенно - реставрации знаменитого семи ярусного иконостаса, который необходимо спасать: «В некоторых местах наверху иконостаса в щели можно просунуть руку». Кроме того, собору насущно необходим водопровод, поэтому главная задача для митрополита Тихона сегодня, как он выразился, - «создать дефектную летопись», то есть перечень того, что необходимо исправить, восстановить, отреставрировать, построить. Отец Тихон пояснил, что все это для него отнюдь не внове, поскольку он принадлежит как раз к тому поколению священников, которые приходили на руины: «мы поневоле занимались стройкой и становились прорабами»; самому митрополиту выпало восстанавливать Донской и Сретенский монастыри Москвы.
Именно поэтому владыка Тихон столь уверенно, с явным знанием дела, говорил о проблемах Снетогорского монастыря, который «находится в критическом состоянии»: «Ситуация запущенная. Стена может рухнуть в реку с высоты тридцать метров, что потянет почвы, и под угрозой окажется храм с уникальными фресками. Работы много, и она экстренная», - пояснил митрополит. Прошлые попытки укрепить стены монастыря архипастырь назвал «робкими и деликатными».
Что касается грядущего патриаршества, которое прочат псковскому митрополиту некоторые СМИ, то здесь владыка Тихон был категоричен: «Ужасен тот монах, который мечтает быть Патриархом. - Высказался митрополит - Это такой тяжелый крест, что даже трудно себе представить. Горячего желания нет ни у кого». Здесь Тихон пояснил, что обычно Патриархами Русской Православной Церкви выбирают людей, которые от двадцати до сорока лет руководили епархиями: «Вот когда мне будет 80 лет, то тогда можно будет и подумать», - пошутил владыка.
Смотрите также 15.05.2018 11:30220 «Духовник Путина» вместо «вечного» Евсевия
На вопрос, является ли он духовником президента России, митрополит Тихон не дал прямого ответа, сославшись на приватность: «В двух словах: мне выпало счастье общаться с Владимиром Владимировичем Путиным. Общение бывает нечасто, но бывает», - признал глава митрополии и описал Путина-человека в самых превосходных степенях: «Человек это совершенно поразительный. Второго такого человека по уровню интеллекта, по воле, по преданности своему делу, искренности и доброте, по способности взять на себя ответственность я не встречал».
Специально я не подсчитывал, но за два часа, отведенные на встречу, митрополит Тихон ответил примерно на четыре десятка вопросов: о храмах, ждущих реставрации, о духовном образовании, о пастве и проповеди Слова Божьего, о материальном положении священников в малых приходах, о культурной политике в регионе, о столетии расстрела царской семьи, причисленной к лику страстотерпцев, о паломническом туризме и многом-многом другом. При этом иногда владыка оговаривался: «ваш губернатор», «ваш псковский дворянин Пушкин», и от журналистов тут же звучала поправка: «не ваш, а наш».
И владыка тут же поправлялся: «Конечно, наш!», пояснив: «Лубянка все меня не отпускает. Сретенский монастырь ведь находится на улице Лубянка».Спросили отца Тихона и о его творческих планах, имея в виду художественную словесность, в которой он преуспел; и митрополит с иронией ответил, что в ближайшее время все его творчество ограничится подписями под сметами на строительство. Среди смет наверняка будут и документы на так называемый «исторический парк». Такие парки строятся в 18 крупных городах России под эгидой Патриаршего совета по культуре: «Псков город некрупный, но своей древней историей он такой парк заслужил, - сказал митрополит. - Через год-полтора мы такой парк в Пскове сделаем».
Александр Донецкий
Псковская Лента Новостей