Финансово-экономическая и политическая обстановка в Белоруссии в последние недели заметно осложнилась. Виной тому - судорожные попытки США не допустить начала работы Евразийского союза, соглашение о создании которого вступает в силу с 1 января 2015 года. А поскольку Минск справедливо считается самым близким союзником России в вопросе евразийской интеграции, значительная часть усилий США на данном направлении направлена именно на дестабилизацию положения в Белоруссии.
* * *
Не секрет, что отдельными белорусскими бизнесменами российские ответные санкции были восприняты как сигнал для активизации реэкспортных операций с «санкционными» товарами. Для некоторых из них подтасовка документации о происхождении товаров закончилась серьёзными убытками. Однако куда более серьёзным ударом по белорусскому бизнесу стала американская атака на российскую валюту, поскольку за белорусскую продукцию Россия платит рублём, подешевевшим почти вдвое.
Это не могло не повлиять на цену белорусского рубля, также сильно подешевевшего вслед за российскими деньгами. В Белоруссии возник ажиотажный спрос на валюту и высокотехнологичные товары широкого потребления, наметился рост цен на белорусские товары.
Руководство страны привычно жёстко отреагировало на попытки дестабилизации, административным решением запретив рост цен. Был введён также 30-процентный сбор при покупке валюты. Лукашенко пообещал самые решительные действия против тех, кто вздумает переписывать ценники. Вслед за этим была приостановлена деятельность ряда интернет-магазинов, не внявших предупреждению.
Одновременно по Белоруссии был нанесён удар и с другой стороны. Воспользовавшись ухудшением экономической ситуации, резко активизировались оппозиционеры; их интернет-ресурсы принялись нагнетать панику среди населения. Реакция на это была тоже довольно скорой - в форме принятия закона о СМИ, приравнявшего сайты к средствам массовой информации и позволившего Министерству информации с 1 января 2015 г. своим решением блокировать их работу.
* * *
О том, что финансово-экономическая и пропагандистская атака на Белоруссию была организована Вашингтоном и направлена против Евразийского экономического союза, говорит реакция Госдепартамента на характерные для Александра Лукашенко резкие заявления в связи с экономическими трудностями из-за падения российского рубля. Госдеп «не заметил» ни нового белорусского закона о СМИ, ни закрытия ряда оппозиционных ресурсов, зато в полном соответствии с политикой кнута и пряника пообещал нормализовать американо-белорусские отношения, если Минск отвернётся от Москвы.
Ещё одним поводом для одобрения американцами политики Лукашенко стал его визит в Киев, который многие наблюдатели, особенно экзальтированные, восприняли с волнением.
В мире растёт понимание несамостоятельности руководства Украины, превратившего страну в зависимое от США полуколониальное государство, поставленное в режим внешнего управления.
Не добавляет авторитета киевским властям и хождение с протянутой рукой по всему миру на фоне непрекращающихся боевых действий на востоке страны и всплывающих в западных СМИ ужасающих подробностей карательной операции против населения Донбасса. Поэтому Вашингтону важна любая демонстрация попыток наладить диалог с киевскими марионетками. Тем более со стороны государства, рассматриваемого как наиболее последовательного союзника России.
Разумеется, Госдепартамент и украинские СМИ, руководимые недавно созданным «министерством правды», постарались извлечь из факта визита Лукашенко в Киев максимальный пропагандистский эффект, полностью игнорируя его экономическую подоплёку. Увы, но кризисная ситуация в Белоруссии, вызванная американской атакой на российский рубль, вынудила Минск искать самые разные возможности компенсировать потери в торговле с Россией. В том числе за счёт расширения экономических связей с Украиной, где белорусские продукты пользуются стабильным спросом благодаря их высокому качеству, а белорусский бензин даже стал своеобразной палочкой-выручалочкой в ситуации, когда своё производство топлива существенно снизилось из-за политического решения «прекратить кормить Россию».
Впрочем, часть пропагандистской составляющей визита Александра Лукашенко играет на руку и России, поскольку весь мир признал заслуги Минска как площадки для мирного урегулирования ситуации в Новороссии. Пусть даже Белоруссия стала всего лишь местом проведения переговоров, а не их стороной, такое содействие установлению мира ценится высоко.
* * *
Что касается самих переговоров между Александром Лукашенко и Петром Порошенко, то информации об их содержании крайне мало, поскольку стороны предпочли общаться без прессы, а публичные заявления после переговоров были весьма скудными. В пресс-релизе это обозначалось так: переговоры велись «о сотрудничестве в топливно-энергетической сфере и сфере безопасности, межрегионального сотрудничества, в области машиностроения».
Что касается сотрудничества в топливно-энергетической сфере, то кроме поставок белорусских нефтепродуктов Киев крайне заинтересован в снижении цен на топливо, указывая на низкие закупочные цены на нефть для белорусских нефтепереработчиков. В свою очередь, несмотря на заверения Лукашенко об отсутствии проблем с украинскими платежами, Украина сегодня испытывает огромные сложности с денежными средствами для оплаты продукции, закупаемой за рубежом.
Не секрет также, что и Украина, и Белоруссия занимаются производством вооружений, значительная часть которых идёт на экспорт. И остатки советской промышленной кооперации позволяют им сохранять сотрудничество в данной сфере. Межрегиональное сотрудничество двух стран также по большей части относится к «наследству СССР», от которого ни одна из сторон до сих пор не отказалась.
Куда важнее проблемы, касающиеся сферы безопасности. В связи с ростом активности белорусской оппозиции вполне мог быть поднят вопрос о её поддержке украинскими радикалами. Особенно после высказанных Александром Лукашенко претензий к провокаторам, усиленно вбивающим клин в российско-белорусские отношения. Да и любого человека, владеющего информацией о поддержке белорусскими оппозиционерами националистических военизированных формирований на Украине, включая карательные батальоны, не могут не беспокоить последствия подобной активности. Сотрудничество ряда украинских неонацистских организаций с террористами «Исламского государства» говорит о том, что для последних Белоруссия тоже может представлять интерес.
* * *
Гадать о результатах переговоров украинского и белорусского президентов лишь на основании слова Лукашенко о том, что он выполнит любую просьбу своего коллеги «в течение суток» и обещанию Порошенко содействовать налаживанию взаимопонимания Минска и Брюсселя, вряд ли продуктивно. Разумеется, США заинтересованы если не вбить клин между Россией и Белоруссией, то хотя бы представить контакты Минска и Киева как резкий отход Лукашенко от своего российского союзника - единственного надёжного союзника, по утверждению белорусского президента. Пропагандистские провокации всегда были и будут. Особенно перед саммитом Евразийского экономического союза, объединяющего государства, выбравшие путь единства.