Грузия — Абхазия — Южная Осетия: что такое «вовлечение без признания»?

Генассамблея ООН по Украине  Новости Южной Осетии  Новости Абхазии 
0
483
Время на чтение 9 минут

Альтернативы налаживанию прямого и равноправного диалога Тбилиси с властями Абхазии и Южной Осетии (в том числе по вопросам трансграничного экономического сотрудничества) не просматривается.Особенности грузинской «мягкой силы»

4 апреля премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили объявил о новой мирной инициативе, обращённой к Южной Осетии и Абхазии - бывшим автономиям в составе Грузинской ССР, признанным Россией в качестве независимых государств после нападения грузинских вооружённых формирований на Южную Осетию в августе 2008 года (1). Целью предложений под названием «Шаг к лучшему будущему» объявлено улучшение гуманитарного и социально-экономического положения жителей Абхазии и Южной Осетии.

Следует сразу же заметить, что на протяжении длительного времени жители обоих (ещё непризнанных в то время) государств постоянно страдали от обстрелов и иных враждебных действий грузинских военных. Трагические события начала 1990-х годов нанесли Южной Осетии и Абхазии колоссальный ущерб, восполнять который предстоит ещё очень долго (а в плане уничтоженного культурного наследия ущерб вообще невосполним). И лишь кардинальное изменение ситуации в сфере безопасности и российские военные базы на территории обеих республик вынуждают грузинские власти понемногу смещать фокус в сторону гуманитарной риторики. Впрочем, угрозы военных провокаций не исчезли. Они могут обрести и новый характер в связи с частыми военными учениями реформируемой по натовским стандартам грузинской армии в непосредственной близости от границ обоих признанных Россией государств. О подписании какой-либо декларации о неприменении силы речи не идёт, что плохо сказывается на ходе Женевских консультаций по вопросам безопасности в Закавказье - единственном переговорном формате, в котором участвуют Сухум и Цхинвал.

Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили

Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили

Оглашённая Георгием Квирикашвили инициатива включает такие направления, как развитие торговли и деловых контактов вдоль разделительных линий (то есть грузино-абхазской и грузино-юго-осетинской границ), предоставление жителям Абхазии и Южной Осетии возможности получения образования в вузах Грузии и других стран, а также предоставление им безвизового режима для поездок в страны Шенгенского соглашения. Однако закон Грузии «Об оккупированных территориях» предусматривает жёсткие санкции за любую экономическую деятельность с Абхазией и Южной Осетией и накладывает ограничения на их посещение. Призывы к смягчению данного документа, в том числе с подачи западных партнёров Грузии, пока безуспешны.

«Мы должны использовать не только международные форматы, как женевские дискуссии, но и проекты строительства доверия и диалога, которые предлагают нам международные организации», -заявила в ноябре прошлого года глава специализированного министерства по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили после встречи с членами мониторингового комитета ПАСЕ. В ходе этой встречи затрагивался вопрос о положении населения Гальского района, где, по мнению официального Тбилиси, ограничиваются права местных жителей. Периодически поднимается вопрос о возвращении беженцев (именуемых в Тбилиси временно перемещёнными лицами) в Абхазию, что при отсутствии конструктивного диалога между Тбилиси и Сухумом вряд ли возможно.

В январе 2017 года упомянутое министерство объявило о «программе мирной политики Грузии», состоящей из восьми пунктов. Три из них предусматривают предоставление жителям «оккупированных территорий» услуг, связанных с получением не только паспортов, в том числе «нейтральных», но и медицинского обслуживания, с возможностью учиться в университетах Грузии, пользоваться внутренним потребительским рынком. Реинтеграционные стратегии (в том числе на европейских площадках) провозглашались грузинским руководством и раньше, в том числе, как это ни смешно, ещё при Саакашвили, развязавшем в 2008 году свою кровавую авантюру.

Проблемы Абхазии и Южной Осетии, порождающие отток населения (хотя далеко не такой значительный, как до 2008 года), традиционно являются предметом внимания грузинских властей, выбирающих между примирительной линией и конфронтационной стратегией на «изоляцию оккупированных территорий». Как отмечает один из грузинских авторов, за эти годы у Грузии не было последовательной политики в отношении Абхазии и «Цхинвальского региона»: риторику примирения часто сменяла милитаристская риторика, а политику примирения - силовые действия. Не были произведены оценки причин, вызвавших конфликты, исследование и анализ опасений, ошибок, даже преступлений сторон, что так важно для восстановления между ними доверия.

Сторонники «мирной» интеграции Абхазии отмечают, что власти Грузии должны заботиться о лицах, проживающих на территории, которую в Тбилиси считают «оккупированной», точно так же, как о жителях сопредельных районов с грузинской стороны. Узкими местами остаются здравоохранение и образование, поэтому усилия Грузии и её партнёров концентрируются именно в этих сферах. В 2017 году в селении Рухи Зугдидского района был построен многопрофильный медицинский центр на 220 мест. Предполагается, что для граждан Абхазии лечение будет бесплатным при условии получения ими «нейтральных паспортов» или «нейтральных удостоверений», специально разработанных для граждан Абхазии и Южной Осетии (соответствующее положение было утверждено в 2011 году). В Зугдиди при помощи правительства США построен «Центр гепатита С», где население (включая жителей Абхазии, владеющих «нейтральными паспортами»), наряду со скринингом, консультацией врача, лечением, сможет получить медикаменты.

Некоторая часть граждан Абхазии пользуется услугами грузинских медицинских учреждений. Если верить заявлению К. Цихелашвили, то по сравнению с 2013 годом количество абхазов и осетин, которые воспользовались медицинским обслуживанием в Грузии, в 2016 году выросло в шесть раз. Два года назад количество воспользовавшихся услугами здравоохранения превысило 1110 человек, а за три года правительство потратило на эти цели 7 миллионов лари (около 3 миллионов долларов). По данным из доклада министра здравоохранения АРА К. Бакарадзе, в 2016 году бесплатное лечение в Грузии получили около 400 граждан Абхазии. Ранее, в феврале 2016 года, в том же селе Рухи при участии Г. Квирикашвили открылся многофункциональный комплекс из 10 зданий, площадью 10 000 кв. м, с магазинами, центром министерства юстиции, автосервисом, почтой, аптекой, объектами финансового и банковского обслуживания (отделения VTB-Грузия и «Либерти-банка»). Этот комплекс обслуживает жителей Западной Грузии и Абхазии (включая получение «нейтральных» паспортов»). Оба проекта осуществлены через "Партнёрский фонд Грузии" в рамках грузино-европейской программы «Вовлечение путём партнёрства».

Многофункциональный торговый центр в Рухи.

Многофункциональный торговый центр в Рухи. Фото cbw.ge

В последние годы основными донорами подобных проектов являются Европейский союз и Совет Европы. Есть проекты, поддержанные отдельными европейскими странами, включая совместные семинары и обучающие поездки с целью повышения профессиональных навыков. В рамках диалоговых программ неформально обсуждаются связанные с конфликтами темы и их возможные решения. С 2016 года возобновилась совместная инициатива ЕС и Программы развития ООН - Confidence Building Early Response Mechanism (COBERM) (2). Рассматривается также идея создания в районе Ингури ГЭС туристической зоны. Одновременно был опубликован очередной доклад Международной кризисной группы «Абхазия и Южная Осетия - время говорить о торговле», авторы которого рассуждают о нейтральных с точки зрения политического статуса вариантах экономического сотрудничества.

В Грузии акцентируют внимание на необходимости анализировать позиции, интересы, потребности и возможности различных групп населения республик, совместные проекты в сфере здравоохранения, образования, науки, бизнеса, торговли, туризма. Кроме того, Г. Квирикашвили говорит о необходимости «заботы об абхазском языке и культуре» для восстановления «сожженных мостов».

Традиционно к числу инструментов «мягкой силы» относят привлекательность идеологии, культуры, традиций, истории страны, её конкретные достижения (товары широкого потребления, научно-технические прорывы). Поэтому рекламная грузинская политика «мягкой силы», невозможная без поддержки США, ЕС и международных структур, если и произведёт эффект, то локальный и ограниченный. «Правительство Грузии, стремясь сделать из страны форпост НАТО на Южном Кавказе, хочет добиться от США усиления давления на Россию для того, чтобы заставить президента Владимира Путина отказаться от российского военного присутствия в Абхазии и Южной Осетии. Но все эти манипуляции ни к чему не приведут. США не настроены на еще один конфликт с Россией из-за далекой и мало кому нужной Грузии. Ко всему прочему, у Вашингтона нет ни одного эффективного инструмента, чтобы воздействовать на Москву», - полагает старший научный сотрудник RAND Corporation Самуэль Чарап.

Ключевая задача грузинской политики «мягкой силы» - возвращение в перспективе Южной Осетии и Абхазии под контроль грузинских властей, что в корне противоречит политико-правовым реалиям, сложившимся на Кавказе после августа 2008 года. Власть и гражданское общество Абхазии, по словам министра иностранных дел Даура Кове, «на всех площадках демонстрируют своё единство в плане того, что возврата к прошлому не будет. Абхазия выбрала свой путь на самостоятельное развитие как суверенное государство, и сегодня международное сообщество начинает это осознавать». «Грузинские власти, осознав невозможность в ближайшей перспективе военным путем "вернуть" Южную Осетию и Абхазию, решили поменять тактику. Теперь на повестке дня концепция мирного урегулирования - "Стратегия вовлечения через сотрудничество" с рядом так называемых мирных гуманитарных инициатив, которые официальный Тбилиси шумно рекламирует на весь мир», - отмечают в министерстве иностранных дел Южной Осетии. Президент республики Анатолий Бибилов полагает, что диалог с Грузией возможен при выполнении ряда условий, включая официальное признание ею факта нападения на Южную Осетию в августе 2008 года и наказание виновных.

Альтернативы налаживанию прямого и равноправного диалога Тбилиси с властями Абхазии и Южной Осетии (в том числе по вопросам трансграничного экономического сотрудничества) не просматривается, и пока такой диалог не будет начат, любые «мирные инициативы» не найдут положительного отклика у тех, кому они формально адресованы.

Примечания

(1) В 2008 году, по свидетельству бывшего посла Грузии в России Э. Кицмаришвили, у тогдашнего президента Саакашвили обсуждались планы вторжения в Абхазию за несколько месяцев до войны в Южной Осетии.

(2) Мирзиашвили М. Грузия: организации гражданского общества и их возможности // Аналитикон. 2017. № 3.

Заглавное фото: tbilisi.media

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Арешев
Российская миротворческая миссия в Карабахе завершена
В ходе брюссельской встречи США – ЕС – Армения могли быть достигнуты более широкие договорённости
19.04.2024
Сербия: попытка переворота по сценарию киевского майдана провалилась
Полиция восстанавливает порядок и спокойствие в Белграде, однако опасность никуда не делась
25.12.2023
Большая игра на Кавказе: Китай взялся за Анаклию, а Запад – за Грузию
Резкая эскалация внутренней напряжённости в кавказской стране практически неминуема
26.09.2023
Турецкий ВПК: успехи, достижения и проблемы на пути партнёрства с Западом
Международная выставка оборонной промышленности 2023 IDEF’23 была призвана продемонстрировать растущую мощь Турции
02.08.2023
Все статьи Андрей Арешев
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Новости Южной Осетии
Все статьи темы
Новости Абхазии
Зло всегда обаятельно
Но измены, интриги, подтасовки – не тот путь, который приведет к признанию церковной самостоятельности Абхазии
17.11.2023
Оценка международной обстановки на 3 июля
2023 года. Что будет в Европе и Франции?
06.07.2023
О попытках открыть против России «второй фронт» в Закавказье
СВО и российско-грузинские отношения
29.03.2022
Псевдодипломатия, похожая на буллинг
В России обратили внимание на узкий состав подписантов обращения с призывом пересмотреть признание Абхазии и Южной Осетии
05.08.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28