Сегодня всё очевиднее становится, что сама по себе картина т.н. Гражданской войны гораздо сложнее, чем это представляла как советская, так и антисоветская пропаганда и историография.
Плакат начала войны. Так многим у нас представлялась тогда искренняя верность союзников друг другу. |
По сути, речь шла о противостоянии между сторонниками разных направлений революционного, "освободительного" движения - между сторонниками Февраля и сторонниками Октября.
В июле 1918 года граф Ф.А. Келлер обратился с письмами к руководителям Белого движения генералам А.И. Деникину и М.В. Алексееву со словами "Объявите, что Вы идёте за законного Государя, а если его действительно уже нет на свете, то за законного же Его наследника, и за Вами пойдёт без колебаний всё лучшее, что осталось в России и весь народ, изстрадавшийся по твердой власти". Однако этот и другие подобные призывы не только не встречали сочувствия у руководителей движения, но и решительно отторгались.
Ярославский изследователь С.В. Холяев говорит по этому поводу так: "Белое движение органически связано с августовскими днями 1917 г., вошедшими в историю как "корниловский мятеж". Однако лица, вошедшие впоследствии в штаб Добровольческого движения, так или иначе проявили свои политические устремления задолго до Февраля, сочувствуя тому заговору, который организовывал с конца 1916 г. А.И. Гучков, а А.М. Крымов даже входил в круг заговорщиков. Независимо от степени вовлеченности в заговор, их всех объединяло одно: надежда на отстранение от власти Николая II". Официальный лозунг т.н. "непредрешенчества" был выдвинут только для того, чтобы не отталкивать монархически настроенных офицеров. "Если бы белогвардейцы догадались выбросить лозунг "Кулацкого Царя", - мы не удержались бы и двух недель", говорил Троцкий. Об этом же писал Иван Солоневич в своём труде "Народная монархия". При этом на самом деле главными противниками возстановления монархии были даже не Белые генералы, а западные "союзники". "Никто из нас не имел ни малейшего желания реставрировать в России царизм..." - говорил президент США Вудро Вильсон. А созданное в Париже в начале 1919 г. "Русское политическое совещание" (под председательством кн. Г.Е. Львова, первого главы Временного правительства), игравшее роль представительства Белых армий на Западе, сотрудничавших с Антантой, постоянно требовало от белых генералов провозглашения "глубоко-демократического характера целей, преследуемых русским антибольшевицким движением".
В любопытном изследовании Дмитрия Суворова "Все против всех" приведены загадочные и до сих пор не объяснённые факты, связанные с пребыванием Царской Семьи в екатеринбургском заточении: "Создаётся впечатление, будто белогвардейцы предлагают красным своего рода чудовищную "игру в поддавки": мы даём вам время и шанс сделать ответный ход в отношении царской семьи; мы на вас наступаем, но не так, чтобы отрезать все концы, - нет, мы вас обкладываем, как волка флажками, но при этом ниточку Транссибирской магистрали не перерезаем: пожалуйста, драпайте, как вашей душе угодно! И царя вывозите, куда хотите! Ведь вспомнить только, что Голощекин умудрился в этой ситуации съездить в Москву за инструкциями и вернуться - вернуться в полуокруженный Екатеринбург, - для того, чтобы ликвидировать семью, и отнюдь не сразу, а ещё, как минимум, через неделю... И то - после телеграфного сигнала, который дал ему из Перми командующий фронтом Р. Берзин. Как понимать такие действия "рвущихся на спасение" белых?"
Только уже в самом конце войны Приамурский Земский Собор во Владивостоке (август 1922 г.), при поддержке генерала М.К. Дитерихса провозгласил единственным путем спасения России - возстановление законной православной монархии. Собор постановил, что права на осуществление Верховной власти в России принадлежат династии Дома Романовых и на краткое время востановил в Приамурье Основные законы Российской империи. Но было уже поздно.
В борьбе с исторической Россией ставка была сделана как на белых, так и на красных, причем одновременно. "Перед нами поистине поразительная ситуация, - писал В.В. Кожинов. - В красной Москве тогда исключительно важную - вторую после Ленина - роль играет Яков Свердлов, а в белом Омске в качестве влиятельнейшего советника пребывает его родной брат Зиновий" (Кожинов В.В. "Россия - век ХХ. 1901-1991", М, 1998, с. 605). "Не исключено, - говорит в связи с этим изследователь "Царского дела" П.В. Мультатули, - что убийство Царской Семьи курировалось... как в "красном", так и в "белом" лагерях" (Мультатули П.В. "Николай II. Дорога на Голгофу", М, 2010, с. 216). И далее: "Более того, эти же силы не исключали возможности отстранения Троцкого и возвращения обратно Керенского, если вдруг Троцкий будет вести себя "неправильно"... В этом случае - Мультатули ссылается на переписку офицеров британской разведки - предполагалось "призвать Керенского и других деятелей первоначальной республиканской революции" (там же, с. 231). Речь шла об одной и той же "колоде". Эта "колода" была в целом составлена ещё в 1904 году, когда был создан т.н. "Союз Освобождения" и к главному его лозунгу "Долой Самодержавие" присоединились социал-демократы и социалисты-революционеры.
* * *
Одним из мифов Гражданской войны является мнение о том, что державы Антанты старательно помогали Белому движению против большевиков. До последнего были им верны и помогали в эвакуации, после поражения.
В реальности Англия, Франция, США помогали и большевикам (вернее, своим агентам среди них), и белым. Их целью было стравить русских между собой, разжечь масштабную братоубийственную войну, извечный принцип "разделяй и властвуй". Главными агентами влияния среди "красных" в руководстве были Свердлов и Троцкий, но и в "белых" правительствах была масса либералов-масонов, которые участвовали в кампании по дискредитации царского правительства во время войны, в Февральской революции, во Временных правительствах. Кроме того, Белое движение, несмотря на всю свою противоречивость, объявило о "единой и неделимой" России, что не вписывалось в планы Запада. Так, Ллойд Джордж, премьер-министр Великобритании с декабря 1916 года по октябрь 1922 года, выступая в парламенте, заявил: "Целесообразность содействия адмиралу Колчаку и генералу Деникину является тем более спорным вопросом, что они
Пензенская группировка чехословаков-легионеров. Бронепоезд «Орлик». Уфа, июль 1918 года. |
борются за единую Россию. Не мне указывать, соответствует ли этот лозунг политике Великобритании".
Страны Антанты сделали всё, чтобы белые не смогли победить, поддерживая их только для затягивания войны.
- 27 апреля 1918 года по просьбе держав Антанты Троцкий приостановил движение чехословацкого корпуса во Владивосток, оттуда их планировали вывезти во Францию. Их части растянулись по железной дороге от Волги до Байкала - отличное расположение, плюс контроль над всем востоком страны, через Транссибирскую магистраль. 11 мая в Англии было решено не вывозить корпус из России, а использовать, как интервентов. Троцкий сразу помог - 25 мая он издаёт провокационный приказ о поголовном разоружении чехословаков, тех, кого обнаружат вооружёнными, предписывалось разстреливать, эшелон, где обнаружат хоть одного вооружённого солдата - целиком отправлять в концлагерь. Естественно, корпус поднял мятеж, советская власть рухнула на огромных пространствах, на занятых корпусом территориях начали создавать "белые" правительства, вооруженные части.
- Летом 1918 года чехословацкий корпус медленно начал наступление от Самары к Казани, где находился золотой запас империи. Троцкий, военный народный комиссар, в это время ничего не предпринимал: не направил подкрепления, не вывез золото. И лишь когда Казань взяли почти без боя, Троцкий "спохватился", направил войска, сам лично приехал. Но золото захватили не чехословаки, а белые Каппеля, он сделал всё, чтобы оно осталось у Белого движения.
- В октябре 1919 года армия Юденича чуть не взяла Петроград, приезжает Троцкий, наводит "революционный порядок" - его "коньком" были массовые разстрелы, массовые насильственные мобилизации, использование заградотрядов, да и его бронепоезд был серьёзной боевой единицей. В тылу Юденича тут же начинают происходить интереснейшие явления: английская эскадра, которая должна была поддерживать белых с моря, уходит в Ригу; союзники - эстонцы - бросают фронт и уходят; Троцкий, "гений военного искусства", нацеливает удары красноармейцев точно на оголённые участки фронта. Когда же разбитые белые части и беженцы хлынули в Эстонию, их ограбили и заключили в концлагеря. Захватили эстонские власти в свою пользу и имущество разбитой Северо-Западной армии. От голода и эпидемии тифа погибли тысячи военных и гражданских. Фактически это был геноцид, о нём почему-то нынешние эстонские политики не вспоминают, вспоминают только о советской "оккупации".
Тогда же союзники эвакуировали Северную область, бросив армию генерала Миллера на произвол судьбы, и, уходя, топили в реке танки и артиллерию, которую не могли взять с собой обратно, отказав в передаче этого имущества Белой армии.
Части Западной добровольческой армии под командованием ген. Бермондта-Авалова с боевым знаменем |
- А в декабре 1919 года произошло прямое боевое столкновение.
Антанта организовала против белогвардейской Западной Русской армии под командованием Бермондта-Авалова, осадившей Ригу, все наличные в Прибалтике силы: к латышам присоединились эстонские войска, с тыла ударили литовцы, в устье Западной Двины вошла британская эскадра адмирала Коэна и открыла по русским белогвардейцам артиллерийский огонь.
За такую помощь красные заключили с Эстонией Тартуский мирный договор (2 февраля 1920 года), по нему: Эстонию признали независимой; отдали русский Печорский край (ныне Печорский район Псковской области России), русские территории на правобережье реки Нарва (ныне в составе Сланцевского и Кингисеппского районов Ленинградской области РФ); Эстонию освободили от каких-либо обязательств в отношении Советской России; передали из золотого запаса России 11,6 тонны золота и право на концессию на 1 миллион десятин леса.
- Значительную роль Антанта сыграла и в катастрофическом крушении армии Колчака. В период отступления армии Колчака Чехословацкая армия, бывшая в подчинении у генерала Яна Сы́ровыя и командующего частями Антанты в Сибири французского генерала Жанена, подняла очередной мятеж, уже против белых, и захватила Транссибирскую магистраль. Это парализовало возможности белых продолжать организованное сопротивление. Они не позволили и отойти на восток, белые были вынуждены отходить по тайге, зимой. Они останавливали уже шедшие поезда - более сотни эшелонов с ранеными, беженцами остались на станциях, в тупиках, многие погибли. Кроме того, они занимались откровенным грабежом. Колчака изолировали, отрезав от своих частей, его заставили отречься от поста "Верховного Правителя", а затем вообще выдали красным.
- Троцкий отблагодарил чехословаков: их эшелоны безпрепятственно пропустили во Владивосток, местному начальнику советской таможни Ковалевскому (там уже установилась советская власть) приказал пропустить их без досмотра и разрешить им взять всё, что у них есть, без ограничений. На родине грабителей и предателей встретили с радостью - они организовали свой банк, его начальный капитал составил 70 млн. золотых крон.
- Державы Антанты активно поддерживали власть всевозможных сепаратистов и националистов, что также шло в разрез с интересами Белого движения. Правда, почти все националистические движения (пожалуй, кроме Польши и Финляндии) без поддержки стран Запада ничего сами не стоили. Поэтому их вооруженные силы красных громили довольно легко.
Арестованные большевики Владивостокского Совета в лагере на Первой Речке, август 1918. Судя по довольным физиономиям заключённых - никаких особых неприятностей они не испытывали. Точно такие же фотографии «борцов за народное счастье» мы можем видеть из царских ссылок несколькими годами ранее. |
- В то время как официально Англия и Франция поддерживали белых, США вовсю налаживали отношения с Москвой. Президент Вудро Вильсон обратился с дружескими посланиями к III и IV съездам Советов, пообещав, что США будут помогать "народу России навечно освободиться от самодержавного режима". Прям, как Барак Обама - поддержал стремление арабов к "свободе", "самоопределению" и "демократии"...
1 мая 1918 года создана "Американская лига помощи и сотрудничества с Россией", 18 октября 1918 года был принят план экономического сотрудничества с Советской Россией. В конце 1918 года в США создали Советское бюро, его возглавил Людвиг Мартенс (вице-президент компании "Вайнберг и Познер"), управляющими были Григорий Вайнштейн (бывший работодатель Троцкого), Кеннет Дюран (быший адъютант полковника Хауса, «серого кардинала» при В. Вильсоне, его ближайшего советника, человека Уолл-Стрита), активным сотрудником был Ю. Ломоносов [бывший заместитель министра путей сообщения Российской империи, самый активный помощник масона Бубликова, не допустившего проезда в Петроград в конце февраля 1917 г. верных Государю войск и самого Царя, и даже спасшего (!) бумажку текста «отречения» Николая II в тот момент, когда Гучкова в Петрограде по приезде задержали на вокзале рабочие. Впоследствии Ленин в 1920 г. лично требует назначить Ю. Ломоносова наркомом путей сообщения, а когда это не проходит на голосовании - выдаёт ему мандат с теми же полномочиями наркома. Его теневая власть дошла до того, что на него Ленину жаловался сам Троцкий. Далее, именно через Ломоносова шёл вывоз через Швецию русского золота на Запад, при большевистской «паровозной афере» - А.М.]. Это бюро получило финансовую помощь банка Моргана. В 1919 году была создана компания "Америкэн-Рашен Синдикат Инкорпорейшен" для развития деловых контактов с Россией, её создали такие фигуры, как Гугенхейм, Уайт, Синклер и другие. То есть США с самого начала не считали, что белые получат власть, и обходили своих конкурентов из Франции и Англии, собираясь властвовать в России не прямым путём колонизации, а через финансы, экономику, "демократические" ценности. Так, когда Красная Армия заняла Закавказье, и англичане были вынуждены его покинуть (в Лондоне считали эту территорию своей долей), концессии там получили США.
- В 1920 году Красная Армия могла сравнительно легко вернуть территории прибалтийских областей. Но не сделала этого, приказа не было. Троцкий сделал Эстонию и Латвию "окнами" по выкачиванию награбленного из России. После развала СССР в 1991 этот процесс повторили - в 90-е годы через эти территории "отмыли" массу ресурсов. Золото под фиктивные заказы вывозили тоннами - например, на заказ паровозов в Эстонии, Швеции, Германии. В "отмывке" награбленного участвовала и Швеция - там этим ведал Олаф Ашберг. Большая часть золото тем или иным способом «перетекла» в США, только за 8 месяцев 1921 года в США вывезли золота на 460 млн. долларов.
Пример реальной «помощи» союзников Белой армии. «Униформа» армии Колчака в 1919 году. |
Отношения между двумя этими ведущими антибольшевистскими силами при внешнем благополучии развивались весьма драматически. И главная причина коренилась в различном видении ими будущего России. Правящие круги Антанты крайне неодобрительно относились к идее белых возродить государство в границах 1917 г. Вместе с тем их ближайшая цель - свержение большевистской власти - совпадала. Лидеры белого движения отчетливо понимали, что без поддержки союзников им в этом деле не обойтись. И потому, затаив глухое раздражение, они поступались - как им казалось, временно - стратегическими интересами Российского государства, принимая помощь от интервентов, заключая с ними кабальные военные, политические и финансовые договоры.
В январе 1919 г. Верховный правитель России А.В. Колчак подписал соглашение, обязывавшее "высшее русское командование согласовывать ведение операций с общими директивами, сообщаемыми генералом Жаненом, представителем высшего международного командования". Последний, кроме того, получил право "производить общий контроль как на фронте, так и в тылу". Под вынужденным покровительством А.И. Деникина на Украине без устали трудились торговые и экономические миссии западных стран. Предприимчивые англичане успели скупить за безценок ряд сахарных заводов, примеривались к заводам чугунолитейным и судостроительным. Преемник Деникина генерал П.Н. Врангель в виде компенсации за помощь позволил интервентам экспортировать 3 млн. пудов хлеба, сотни тысяч пудов соли, рыбы, табака, шерсти. Суда с награбленным добром караванами шли и из дальневосточных портов. США, к примеру, учредили даже комиссию по эксплуатации богатств этого края России. Только за три месяца 1919 г. иноземцы вывезли более 3 млн. шкурок пушнины, много иных ценностей. Всего же ущерб, нанесенный ими хозяйству Дальнего Востока, превысил 300 млн. рублей золотом.
Интервенты воспользовались также золотым запасом России, который был захвачен в Казани эсерами, а затем, после переворота совершённого в ноябре 1918 г. адмиралом А.В. Колчаком, в результате которого масонско-эсеровская Директория была разогнана, наследован белыми (по неуточнённым данным, он равнялся 40 тыс. пудов золота и платины). В обезпечение поставок и займов Верховный правитель официально передал американцам, англичанам, французам и японцам около 9 тыс. пудов золота в монетах и слитках. При этом обещанные поставки военного снаряжения фактически не были произведены, а часть была «поставлена» так, что заведомо попала в руки красных. Некоторое количество золота безследно исчезло в карманах сибирских политических деятелей и находящихся в Сибири иностранцев. А в сумятице колчаковского разгрома главный представитель Антанты в Сибири генерал М. Жанен попытался наложить руку сразу на весь ещё внушительный остаток государственного запаса (21422 пуда золота) и вывезти его из России.
И это только самые малые штрихи деятельности наших недавних «союзников» по I Мировой войне, в которой русские вначале спасли Париж, а в дальнейшем, до весны 1917 г., несли на себе основную часть военных усилий Антанты.
Вот так Запад "помогал" белым...
По материалам В.И. Карпеца, А. Самсонова и др.