itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Многофакторность по-армянски. Два взгляда

Новости Москвы 
0
303
Время на чтение 8 минут

Главные события в политической палитре Армении - переход на парламентскую форму правления и соглашение о расширенном и всеобъемлющем партнерстве с Евросоюзом - комментируют армянский политолог доктор философии, профессор завкафедрой прикладной социологии Ереванского госуниверситета Артур Атанесян и эксперт Дмитрий Евстафьев, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Артур Атанесян:

«Выход Армении из Евразийского союза в повестке дня не стоит»

- Артур Владимирович, новый созыв Народного собрания Армении реализует с 1 января с.г. изменение в конституции - переход на парламентскую систему правления. Какие возможны качественные изменения во внешней и внутренней политике страны в результате политической модернизации? Хотя считается, что в мировой практике в чистом виде нет ни парламентской, ни президентской республики, а есть их смешение.

- В условиях непредсказуемой международной обстановки и региональных процессов одной из основных целей руководства Армении является стабильность государства. Если говорить о возможностях развития Армении, которые предполагают её вывод из не столько динамичной, сколько консервативной стабильности, то предпочтение во многих случаях опять же отдается стабильности в ее консервативном измерении. Соответственно, несмотря на конституционные изменения, вероятнее всего, социально-политический состав власти за рядом рокировок останется тем же.

Парламентская форма правления изменит процедурные подходы к принятию решений, однако решения будут приниматься в том внешнеполитическом контексте, который предполагает реактивные и проактивные действия в отношении традиционных и вероятных угроз безопасности. Стратегические взаимоотношения с рядом стран, в т.ч. с Российской Федерацией, а также поиск новых союзников и партнеров в сфере экономики, политики, демократических преобразований и т.д. являются важнейшими принципами деятельности внешнеполитических ведомств.

- Соглашение 2017 г. о расширенном и всеобъемлющем партнерстве Армении с Евросоюзом обеспечило формат интеграции «и - и»: и с ЕАЭС, и с ЕС. Каковы мотивации этого стратегического решения? Ясно, что ЕС инвестирует в Южный Кавказ и появляется в регионе только в одном случае - если это ударит по интересам России.

- Прежде всего, хочется поговорить об армянском обществе. К сожалению, политико-правовые процессы интеграции с международными организациями и союзами обычно воспринимают как сугубо политические решения, тогда как подобные интеграционные инициативы непосредственно связаны с национальной и гражданской идентичностью населения, с мировосприятием людей, с их ценностной ориентацией и цивилизационными традициями.

Тесное сотрудничество между Арменией и ЕС не является чем-то сугубо политическим; наша страна исторически была и остается участницей важнейших цивилизационных процессов на Европейском континенте и вместе с тем никогда не стремилась позиционироваться как европейское государство.

Что касается «евразийства», то термин кажется мне настолько искусственным конструктом, недостаточно обоснованным ни научно, ни пропагандистски, что связывать с данным неоднозначным и очень поверхностным термином огромный и глубинный массив национального опыта взаимодействия с Западом и Востоком в армянской действительности как минимум недальновидно и неверно.

Интересно отметить, что проведенные нами исследования показывают восприятие Европы в армянском обществе как «значимого другого»; это означает, что мы и Европа - не одно и то же, и вместе с тем Европа для нас - очень интересный, значимый субъект, через связь с которым мы продолжаем уточнять границы своего национального «я», приобретать ценный опыт историко-цивилизационного бытия, развивать и модернизировать систему институтов, норм, ценностей.

Кроме того, по показателям экономической активности за 2012-2017гг. экспорт и импорт между Арменией и ЕС по-прежнему превышает показатели экспорта и импорта между Арменией и ЕАЭС, а большую долю торговых операций Армения совершает с Россией. Это означает, что армяно-российские отношения не только безальтернативны в рамках ЕАЭС, но и могут существенно выиграть от европейской ориентации Армении, которая опять же не считается в армянском обществе чем-то эксклюзивным, экстраординарным, не воспринимается как «возвращение в Европу». Армяне считают себя самодостаточной, самобытной нацией, не пытающейся копировать модели поведения других наций, Армения пытается следовать политике синхронизации интересов своих союзников в рамках наших национальных интересов.

Любая подозрительность в отношении данных непростых усилий, в т.ч. со стороны того или иного союзника, будет воспринята в Армении как недальновидная, неграмотная и враждебная по отношению к её национальным интересам.

- По вашему мнению, «Армения исторически была и остается участницей важнейших цивилизационных процессов в континентальной Европе». Конкретизируйте, пожалуйста, в каких цивилизационных процессах в континентальной Европе Армения участвует сейчас или в прошлом?

- Не хотелось бы перечислять множество исторических событий, дат и личностей, связанных с Арменией и причастных к истории европейских государств.

- Простите, уважаемый профессор, но вы не назвали ни единого факта в подтверждение ваших взглядов о цивилизационных связях Армении с Европой.

***

- Ещё одно событие в политической палитре Армении в 2017 г. - легитимация пятого (по счёту) Индивидуального плана партнерства НАТО и Армении. Каковы перспективы сотрудничества вашего южнокавказского государства с Североатлантическим военным альянсом?

- Армения не инициирует более глубокого и расширенного партнерства с НАТО, такие планы руководством страны никогда не рассматривались. Армения - член ОДКБ и следует своим обязательствам в рамках данной военно-политической организации. Её участие в программах НАТО не нацелено на содействие военной политике США и НАТО.

Но формат участия в программах НАТО, выбранный Арменией, является ценным опытом взаимодействия с армиями и военнослужащими стран-членов этого блока, способствует модернизации ВС Армении, в т.ч. в контексте защиты прав военнослужащих, а также в направлении развития и расширения миротворческой деятельности Армении в составе миротворческих контингентов и антитеррористической деятельности стран-членов НАТО. (Армения - миротворец под зонтиком НАТО? - С.М.)

- Парламентская оппозиция добивается процедуры выхода Армении из ЕАЭС. Чем продиктовано требование оппозиции?

- Оппозиция не всегда конструктивна и выражает мнение, не всегда основанное на объективной необходимости, руководствуясь принципом противостояния правящим элитам.

Выход Армении из Евразийского союза в повестке дня не стоит. Но в политическом и экспертном сообществе внимательно отслеживают все плюсы и минусы деятельности ЕАЭС, пытаясь способствовать развитию межгосударственных отношений в рамках ЕАЭС и минимизировать возможные риски, исходя из национальных интересов. В основе членства Армении в ЕАЭС лежат стратегические взаимоотношения между Арменией и Российской Федерацией, которые продолжают обретать новые институциональные формы.

Дмитрий Евстафьев:

«За поддержку Евросоюз потребует от Армении антироссийских маневров»

- Подписанное Арменией соглашение о расширенном и всеобъемлющем партнерстве с ЕС - насколько оно перспективно для Еревана?

- Думаю, придется быть банальным и констатировать политический характер соглашения. Армения, вернее, её политическая элита, ощущает уязвимость своего положения, нарастающую сложность социально-экономической обстановки и пытается нащупать некую политическую модель решения экономических проблем. Вероятно, искренне считая, что политические маневры являются заменой эффективной экономической политики и снижения уровня коррупции.

Впрочем, это характерно не только для Армении. Соглашение с ЕС вполне ложится в эту логику. Причем политический характер данного документа усилен тем обстоятельством, что соглашение фактически не предусматривает какого-то существенного изменения экономических условий развития для Армении. Например, в виде зоны свободной торговли.

С другой стороны, предположение о том, что Ереван стремится, используя это соглашение, предложить себя в качестве площадки для диалога России и ЕС, мне кажется надуманным и почти фантастическим.

Мы имеем дело с полностью «армянским» проектом, который Еревану нужен больше, чем Брюсселю (хотя и там снимают с него политические дивиденды, интерпретируя как некую антироссийскую победу), причем в основном для внутриполитического пользования. Как демонстрация «многовекторности» политики, поскольку промосковский крен не устраивает часть армянского общества.

Предположу, что в основе планов армянской стороны лежало стремление к некоему особому статусу в отношениях с ЕС, который позволит эффективнее лоббировать некие благоприятные для Еревана решения по рефинансированию долга страны. Однако, на мой взгляд, в том виде, как соглашение заключено, оно решение этой проблемы не приближает.

- Траектории интеграций Еревана Москва и ЕЭК восприняли нейтрально. Но как быть с дружбой и доверием внутри Евразийского союза?

- А на что, собственно, реагировать? Наличие в Армении существенной по влиянию проевропейской элитной группы, которая мыслит будущее страны вне тесных взаимоотношений с Россией, секретом не является. Состояние и ближайшие перспективы экономики Армении тоже вполне понятны для Москвы. Никаких принципиальных и тем более значимых изменений в экономических отношениях не просматривается... На что реагировать?

Но, предположим, зона свободной торговли с ЕС была бы провозглашена и даже, вопреки геоэкономической логике, начала функционировать. Что бы изменилось? Неужели Армения имеет такой объем экспортных товаров для рынков ЕС?

А Москва к намекам на наличие политической альтернативы союзным отношениям с Россией уже некоторое время относится сравнительно спокойно. Даже у Александра Лукашенко, с учетом существования Союзного государства России и Белоруссии, перестало получаться конвертировать геополитическое фрондирование в экономические дивиденды.

Москва геополитически сильно повзрослела за последние три-четыре года. А некоторые партнеры России - нет.

- ЕС решится на ёмкие инвестиционные вложения в Армению?

- Европейский союз способен оказать Армении определенную инвестиционную поддержку в сфере инфраструктуры, а также предоставить некое политическое, даже политико-консультационное содействие по рефинансированию долгов, что будет реальным достижением для нынешнего армянского правительства и президента. Но взамен потребует пару-тройку антироссийских маневров... В Ереване, очевидно, считают, что Москва сделает вид, что не заметит их. Посмотрим, насколько эта логика окажется верной.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Евстафьев
Все статьи Дмитрий Евстафьев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59