Игорь Романов:
Андрей Николаевич, Ваша газета «Русь Державная» отмечает 25-летие. Дата
серьезная, ведь в современной России всего два-три православных
периодических издания, которые прошли столь долгий путь, не прерывая
регулярных выпусков. Речь, конечно, о многотиражных общероссийских
изданиях. Газета за эти годы довольно быстро стала узнаваемой и получила
признание во всем православном мире, где говорят на русском языке.
Поздравляя Вас с двадцатипятилетием газеты, мы ощущаем весомость и
значимость этой замечательной даты.
Сейчас «Русь Державную»
читают от Афона до Тихого океана. Наверное, таковы истинные масштабы
нашего Отечества. Россия ведь и на Афоне присутствует духовно и вполне
зримо. На Святой Горе Афон есть знаменитый русский монастырь в честь
Великомученика Пантелеимона. Вы, Андрей Николаевич, там нередко бываете.
Мы читаем Ваши замечательные материалы с Афона, напитываемся духовно,
ощущаем связь со Святой Горой.
А когда Вы впервые попали на Афон?
Андрей Печерский:
Это было лет семь назад. И тогда я был просто поражен увиденным. Мы
тогда ходили по Афону пешком с сыном, жили в нашем русском
Свято-Пантелеимоновом монастыре, как обычные паломники. Удалось побывать
во многих монастырях. Побывали и на Каруле. Есть на Афоне такое место
заветное. Теперь постоянно тянет на Афон. Как говорит игумен Тихон,
скитоначальник в Оптиной, это «афонская болезнь». Теперь малейшая
возможность появляется, сразу едешь.
Недавно вновь там побывал.
Пребывание в любом афонском монастыре - это, в первую очередь,
богослужения. И, конечно, трапеза и небольшой отдых. На что-либо другое
сил просто не хватает.
На Святой Горе Афон теперь тоже читают нашу
газету, что, конечно, очень радует нас всех. Недавно пришло сообщение от
афонского иеромонаха Николая (Генералова): «Получил номер. Спасибо за
труды. Молюсь». В январе нынешнего года познакомились с этим
замечательным батюшкой, скитоначальником скита Крумица.
Игорь Романов:
Тексты отца Николая, его проповеди, которые публикуются в «Руси
Державной», мы читаем. Учимся, вдохновляемся. Все это делает Афон ближе.
У нас на Дальнем Востоке, в Приморье теперь читают «Русь Державную»,
больше обращают свои духовные взоры к Афону.
А доводилось ли
Вам на Святой Горе слышать какие-то высказывания духовных людей о
Сибири, о Дальнем Востоке и нашем Приморье? О значении этих мест?
Андрей Печерский:
Я как-то на этом не заострял пока внимание. Но в следующей поездке я постараюсь узнать это.
Есть там удивительный старец Гавриил Карейский. Он часто говорит, что
если Россия не будет принимать законов европейских новомодных, то
Господь помилует нашу страну.
В последней паломнической поездке
мы побывали у отца Гавриила. Это была уже третья моя встреча с ним.
Старец, несмотря на недомогание, согласился принять нас. Мы беседовали с
ним, получили благословение. Запомнились его слова: «В последние
времена человечество спасет доброта, смирение и любовь. Доброта
открывает ворота рая, смирение руководит, а любовь являет самого Бога.
Делайте добро, чтобы спасла вас ваша доброта». У меня в сердце до сих
пор звучат эти слова.
Если Господь сподобит, постараюсь спросить старца Гавриила и о Дальнем Востоке.
Игорь Романов:
А Вам приходилось посещать наши края?
Андрей Печерский:
Да, я был в Приморье летом 1981 года. Дней десять. Побывали и во
Владивостоке, и на озере Ханка. Даже дня три-четыре были у пограничников
в гостях.
У нас с супругой тогда было свадебное путешествие. А
после этого мы полетели в Иркутск, где я долгое время жил в детстве.
Папа у меня в то время был корреспондентом «Правды» по Иркутской
области, Якутской ССР, Новосибирску и Красноярску.
Во время
войны мой отец был фронтовым корреспондентом. Дошел до Берлина и
закончил войну на Дальнем Востоке. Их прямиком из Берлина в теплушках
отправили туда. У меня сохранились фотографии того времени. Отец там с
корейскими или с японскими детьми. Есть хороший кадр: они стоят, трое
военных, на фоне Японского моря около скалы.
Я вырос на книгах
отца. Его повести для подростков издавались миллионными тиражами. «Генка
- первый житель Братска», «Красный вагон», «Масштабные ребята». Сделано
было несколько фильмов и радиопостановок по его книгам.
Хорошо
помню друга отца, Александра Трифоновича Твардовского, который приезжал
к нему в Иркутск. В «Правде» была такая традиция, когда происходило
какое-то эпохальное событие, приглашали известных писателей. Штурм
Ангары, Иркутская ГЭС, Братская ГЭС... Приехал Александр Трифонович.
Игорь Романов:
К нашей беседе я почитал опубликованные дневники Вашего отца Николая
Павловича Печерского, известного писателя и журналиста газеты «Правда». И
здесь хочу привести как раз отрывок из воспоминаний, связанных с поэтом
Александром Трифоновичем Твардовским. Позвольте зачитать этот отрывок!
Из дневника писателя Николая Павловича Печерского, конец 1950-х:
«...Жаль было расставаться с Байкалом. Но все же хорошо, что вовремя
тронулись с места. Едва машина взобралась на перевал, хлынул проливной
дождь. Стеной стала перед глазами черная дымная мгла. Лишь изредка на
дороге возникали призрачные силуэты встречных машин и тут же исчезали в
беспощадной дождевой наволочи.
Прошло часа два или полтора, и
где-то в стороне от дороги мы увидели вдруг неподвижный тусклый огонек. Я
объяснил Александру Трифоновичу, что это домишко таежного объездчика.
- Поехали к нему, - предложил Твардовский. - Чайку попьем и обогреемся. Скучно ведь там человеку одному.
Я попытался возразить, сказал, что в лесной глуши люди укладываются
спать рано. Да и вообще неудобно, мол, ни с того ни с сего ломиться в
чужие двери.
- Почему же в чужие? - возразил Александр Трифонович. - Свой там, наш человек. Поехали...
‹...› Подъехали, постучали. На пороге возник плечистый, заросший густой
черной щетиной человек. Хорошо, если просто прогонит, а то ведь и по шее
накостыляет, с опаской подумал я.
Но все обошлось. В дом нас
пустили охотно и дружески. Прошло немного времени, и на столе уже шумел
самовар, лежала всяческая снедь. И в том числе огромный кусок жареной
медвежатины. Мы приобщили к хозяйской еде свои припасы и сели к столу. И
бородач, и не очнувшаяся как следует от сна хозяйка были довольны.
Слушали неторопливый рассказ Твардовского о житейских разностях,
расспрашивали его о тех краях, где самим не удалось побывать.
О
себе Твардовский не сказал ни словечка. Но я видел, как неохотно, с
искренним огорчением отпустили Александра Трифоновича из лесной избушки.
Нет, это была для ее обитателей не простая и случайная встреча, каких
много в жизни. Я помню, как, несмотря на все наши отговорки, хозяйка
раскидывала для нас постели, надевала на подушки белые, стиранные
дождевой водой наволочки, как уже у порога лесник держал всей своей
могучей пятерней ладонь Твардовского, глухим, убежденным басом говорил:
- Ну, заночуй, Трифонович. Ну, я тебя прошу - уважь!»
Андрей Печерский:
Да, это передает атмосферу тех прекрасных мест. И характер Твардовского, замечательных людей, там живших...
Вот Александр Трифонович с моим отцом на Байкал ездили. У меня есть
даже фотография, где они сидят на берегу Байкала. Помню, как они лепили
пельмени у нас дома, пели песни.
А Валентин Григорьевич
Распутин тогда был молодым человеком, работал в комсомольской газете и к
моему отцу приходил за советом, как к корреспонденту «Правды». Папа
даже сосватал ему дочку своего друга, Ольгу. Был такой сибирский
писатель Молчанов-Сибирский...
Игорь Романов:
Это
писатель Иван Иванович Молчанов-Сибирский? Молчанов-Сибирский,
родившийся еще до революции в нашем Владивостоке, в семье моряка с
канонерской лодки «Кореец»? Экипаж «Корейца» прославил себя вместе с
героями легендарного «Варяга».
Андрей Печерский:
Да, Иван Молчанов-Сибирский, иркутский писатель, который родился во
Владивостоке. Сын матроса-героя с легендарной канонерки «Кореец». Он был
другом моего папы.
А с Валентином Григорьевичем нас связывала
нежная дружба и после смерти отца. Папа в 1973 году ушел. С Распутиным
мы много раз встречались. Делали с ним материалы для «Руси Державной». В
том числе он написал замечательное слово на смерть Владыки Иоанна
(Снычева), и оно было впервые опубликовано в нашей газете.
Игорь Романов:
А Вы ведь были хорошо знакомы с Владыкой Иоанном (Снычевым), митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским?
Андрей Печерский:
Действительно с Владыкой я был знаком. Приезжал к нему в
Санкт-Петербург. И здесь, в Москве, мы с ним встречались неоднократно. И
обращался к нему за советом. А сначала знакомство произошло заочно.
Прочитал его статью «Державное строительство» в «Советской России».
Статья потрясла своей глубиной. Это, по сути, была программа для
православного человека, любящего свое Отечество. Мысли, рассуждения
Владыки помогли мне в создании газеты «Русь Державная». Я нередко говорю
об этом в интервью, в беседах. Тогда в начале 1990-х меня спросил
Святейший Патриарх Алексий, когда я встречался с ним: «Почему вы хотите
назвать газету «Русь Державная»?» Я ответил, что об этом уже сказал
митрополит Иоанн (Снычев). Святейший Патриарх улыбнулся и благословил
создание нашей газеты.
Запомнилась встреча с Владыкой Иоанном
на одной из конференций патриотической общественности в Духовной
академии Санкт-Петербурга. Владыка был тогда во главе президиума. А
когда закончились официальные выступления, он вышел в народ, произнося
слова, которые мы слушали с восхищением и восторгом. У нас в редакции и
сейчас есть фотография, на которой Владыка в окружении людей, а вдали
можно разглядеть и мою фигуру.
Были встречи с Владыкой в
Москве, в очень скромной квартире его друга. Встречались в келии Владыки
в Санкт-Петербурге. Мы приехали к нему в резиденцию с одним из
создателей нашей газеты, художником Борисом Журавским. Поразила очень
скромная обстановка его келии.
Последний наш разговор с
Владыкой Иоанном был по телефону. Тогда он произнес слова, которые я
воспринимаю как завещание: «Пока русский народ не преодолеет в себе беса
разъединения - ничего мы не сможем хорошего создать в нашей матушке
России». Через два дня Владыка скончался.
Мне кажется, что
Владыка своими трудами и статьями по сей день оказывает огромное влияние
на наше православное самосознание. Хотя в последнее время, мне кажется,
что его труды и статьи мало используются в нашей патриотической
деятельности. А надо бы к ним постоянно возвращаться, применять их в
жизни.
Игорь Романов:
Да, Господь сподобил Вас
близко общаться с людьми, чья жизнь и чьи труды стали частью духовного
фундамента возрождения России. Вы ведь духовно окормлялись у великого
русского старца наших времен - архимандрита Кирилла (Павлова). Отец
Кирилл еще до монашества в конце 1930-х годов, накануне войны, проходил
срочную службу в нашем Приморском крае. В поселке Барабаш. И наш
Владыка, митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, еще учась в
Московской духовной академии и семинарии, был духовным чадом батюшки
Кирилла. Вот как все связано.
Андрей Печерский:
Да,
вот удивительно как все связано. С отцом Кириллом я начал общаться с
1990 года, еще работая в «Правде». Это чудо, что я к нему попал.
Во время визита в Москву Святослава Рериха с супругой, которых принимал
Горбачев, я умудрился к нему попасть и взять интервью. И даже не одно, а
два. И после произошел со мной случай мистический. Когда я со встречи с
Рерихом возвращался, ждал троллейбус на остановке. И вдруг какой-то
старичок идет. И вот он мимо проходил и заговорил со мной: «Молодой
человек, ты почему без шапки? Тебе голова еще пригодится».
Я
говорю: «Дедушка, да я вообще-то купаюсь зимой в проруби. Мне не
холодно». И я, не знаю для чего, чужому человеку рассказал, где только
что побывал.
А он мне строго так говорит: «А вот не надо было тебе туда ходить».
Не помню, как он охарактеризовал Рериха, какими словами. Помню только,
что подошел троллейбус, я уже вспрыгнул на подножку и почему-то спросил:
«Дедушка, а как Вас зовут?» Но как я ни старался потом вспомнить, имя
было стерто из моей памяти. Я так думаю, это был преподобный Серафим
Саровский, или святитель Николай. Меня просто предупредили: «Ты, парень,
не туда полез. Тебе надо задуматься».
Потом мне мой друг Володя Большаков сказал как-то: «Ты заблудился сильно, тебе надо к старцу».
- А где его взять? - спрашиваю.
- А я договорюсь.
Потом звонит: «Приедешь в Лавру, я уже договорился. Пойдешь на проходную. Скажешь, что ты к отцу Кириллу».
Отец Кирилл уже ждал меня в проходной. Повел к себе в келью. И так
сказал по поводу моих заблуждений: «Ты это все отложи! Сейчас нужно
Русскую Церковь защищать и Русь Святую! Приезжай ко мне, когда будет
необходимость. Вот мой телефон. Звони и приезжай».
Помню, как
однажды, когда я приехал, батюшка из-под подушки достал какие-то
драгоценности и протянул мне: «Передай в фонд строительства Храма». А
тогда уже мы собирались, молились о возрождении Храма Христа Спасителя. Я
их на собрание отвез, передал, сказал, от кого. И потом он живо
интересовался, как там идет строительство.
Игорь Романов:
Рождение газеты «Русь Державная» связано с началом строительства Храма
Христа Спасителя? Вы тогда работали в главном печатном органе страны, в
газете «Правда». Как случилось, что Вы стали издавать православную
газету?
Андрей Печерский:
Я перепробовал много
профессий. Трудовая книжка у меня началась в Воронежском драматическом
театре. Мечтал стать режиссером или актером. А после окончания
факультета иностранных языков переехал в Москву из Воронежа, где уже
жили мои родители. Папа ведь был корреспондентом «Правды» и в Воронеже.
Тут тоже интересные моменты. Отец не ходил в храм, но он всегда старался
помогать обиженным и оскорбленным. Помню, как-то на мой вопрос о вере
мама ответила: «Сынок, почему ты к вере пришел? Это прадед тебя отмолил.
Отец Михаил на Украине был священником».
И я думал: «Как же
так? В семье никогда не было разговора о вере, о Церкви. А тут вдруг раз
и...» Надо Бога и Божию Матерь благодарить.
В начале 90-х годов в России происходило много важных событий. Вячеслав
Клыков, мой друг, впервые после десятилетий запустения привез
неугасимую лампаду со Святой Земли. Ее потом Патриарх Алексий установил в
открывающийся памятник Кириллу и Мефодию. Вот с этого все начиналось. В
«Правде» завел рубрику православную. Назвал ее «Родительская суббота».
Первым материалом в ней была беседа с Владыкой Василием Родзянко. Тогда
Геннадий Селезнев был главным редактором. Приходили письма, он давал мне
их читать. В одном письме какой-то человек написал обо мне в редакцию:
«У Вас в «Правде» окопался религиозный фанатик».
После 1991
года газета «Правда» выходила уже более чем скромно. И поскольку к этому
времени я уже был заместителем ответственного секретаря, многие вопросы
я решал сам. И как-то Геннадий Селезнев сказал на редколлегии: «Надо,
чтобы нас не забыли. Нужны новые темы. Давайте какие-нибудь спецвыпуски
делать».
А меня в то время очень заинтересовала тема разрушения
Храма Христа Спасителя. В театре «Глас», куда ходила моя дочка и играла
центральную роль в Рождественской сказке, я увидел людей верующих. Эти
люди создали небольшое братство во имя Храма Христа Спасителя, ходили
молиться к бассейну, который был тогда на месте Храма. И я потихоньку к
ним присоединился. В один прекрасный день пришла мысль, что неплохо бы
сделать такой выпуск, посвященный разрушению и воссозданию Храма Христа
Спасителя. К этому времени я уже плотно общался с архимандритом Кириллом
(Павловым).
Когда появился специальный выпуск газеты «Правда»
«Храм Христа Спасителя», главный редактор Геннадий Селезнев чуть в
обморок не упал. Там ведь стояли все выходные данные «Правды».
По сути, этот спецвыпуск и стал прообразом «Руси Державной», все статьи в
нем были православные. В нем была передовая статья Патриарха Алексия:
«Когда-нибудь будущие поколения возродят Храм Христа Спасителя». Когда в
Храме Христа Спасителя существовал музей, эта газета находилась в одной
из витрин.
Поскольку был большой тираж и он весь разошелся, я
подумал, что надо такую газету выпускать. Чтобы она была светской по
форме, но духовной по содержанию. Названий перебирал много, но ничего не
получалось.
Мы тогда жили на Соколе, родился у меня сын, и вечером
его как-то укачивал в колыбельке. Жена с дочерью уроки на кухне делала,
а я - так, молился потихонечку. И вдруг слышу с кухни слова дочери. Она
декламирует стихотворение, которое задали в школе: «Это ты, моя Русь
Державная. Моя Родина Православная». Стихи русского поэта Ивана Никитина
из школьной программы. Меня как молнией в сердце ударило: «Вот, вот оно
название газеты!» Я поехал к отцу Кириллу и получил его благословение.
Это мистический такой момент, конечно.
Хочешь - не хочешь, «Правда» - всероссийская газета. И я хотел, чтобы
«Русь Державная» тоже была всероссийской газетой, но православной. Чтобы
она объединяла людей, чтобы люди обменивались своими мыслями, своими
письмами, своими предложениями...
Игорь Романов:
У
нас на Дальнем Востоке «Русь Державная» стала открытием. Когда газета
год назад появилась во Владивостоке и городах дальневосточных, люди
немного настороженно смотрели. А теперь ждут каждый выпуск. И теперь
даже отсюда из Приморья читатели некоторые в другие регионы газету
отправляют. А нам недавно «Русь Державная» пришла из Иваново в подарок.
Прислала монахиня из ивановского Свято-Введенского женского монастыря. В
монастыре всегда ждут газету. Для них это радость. И вот они этой
радостью с нами поделились. Прислали на берега Тихого океана.
Мы, конечно, Вам, Андрей Николаевич, очень благодарны. И передаем
благодарность от дальневосточных читателей газеты «Русь Державная»!
Сейчас, наверное, ни одно издание периодическое так не обращает
внимание на Сибирь и Дальний Восток, как «Русь Державная». Теперь в
газете появилась рубрика «Русь у Океана Великого».
Андрей Печерский:
Рубрику читают, и она многим нравится.
Игорь Романов:
Нужно здесь, на Дальнем Востоке, показывать Русь, ее истинный образ.
Ведь наш край молодой, в 1860-м году Приморье и Приамурье окончательно
стали частью России. И газета даже своим появлением здесь, Державным
образом Матери Божией на главной странице воспитывает людей.
Андрей Печерский:
Да, теперь «Русь Державная» для сибиряков и дальневосточников
становится еще ближе. И в этой связи вспоминаются слова известного
священника протоиерея Димитрия Дудко: «Русь Державная» шествует по
земле».
Игорь Романов:
Мы слышим эту крепкую
поступь на берегу Океана. Газета духовно, вдохновенным словом связывает
огромные пространства. Соединяет нашу просторную и великую Россию. И
помогает нам, всем людям, которые читают «Русь Державную», осознать,
почувствовать величие нашей Родины православной.
+ + +
...Мы заканчивали телефонный разговор с главным редактором газеты «Русь
Державная» Андреем Николаевичем Печерским. В Москве наступил вечер. У
нас над Океаном уже светлело предутреннее небо. Травы осенние и листва
пробуждались свежей росой. Тихие серые волны Амурского залива. Далекое
эхо московского поезда по Транссибу. В сумерках раннего приморского
утра. В бодрости солоноватой прохлады распахнутого окна. В радости о
русском приволье среди таежных сопок и океанских заливов. О людях
русских, на великих просторах живущих. О всем народе нашем православном.
О всей Руси-матушке, о Руси Державной...
Беседовал
Игорь Анатольевич Романов,
«Берег России»