Наше Отечество подвергается и огневым, и духовным атакам антироссийских сил. Каждый день приносит новые вести о сбитых средствами ПВО ракетах и безпилотных летательных аппаратах, о террористических актах.
Будем же помнить, что в нашей истории собственно военную составляющую обороны всегда сопровождала и духовная защита.
Ныне особенно важно ее возобновление. «Если Русская Армия соединится с Православной Церковью – Россия будет непобедима!», - говорил иеросхимонах Моисей (Боголюбов), в прошлом ученый с мировым именем.
Нам нужна духовная мобилизация всего нашего народа. Этой мыслью проникнуты ныне проповеди Главы нашей Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Наместник Соловецкого монастыря епископ Порфирий в проповеди в связи с терактом в Крокус Сити Холле в свое время произнес: «Будем надеяться, что… народ единым целым осознает, что он находится на войне, осознает, что ему необходимо вновь, как в 1812-м, как в 1914-м, как в 1941-м году отстаивать право на свое существование… и что агрессия против нас — тотальная и закончится либо победой нашего народа, либо его полным уничтожением… Помолимся, братья!»
Крестные ходы
В защите Отечества молитва играет исключительно важную роль. Митрополит Даниил (ныне Курганский и Белозерский) напоминает: «Обращение ко Господу — самое сильное оружие, мощнее которого нет не только на земле, но и на Небе!»
Господь говорит: «…Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). А на крестных ходах собираются десятки, сотни, тысячи людей.
В Военном отделе Московского Патриархата подчеркивают: "Крестные ходы - … традиция, пришедшая на Русь из Византии и сохраненная для нас нашими предками… которые именно в крестном ходе, в соборной молитве видели один из действенных способов защитить Отечество от видимых и невидимых врагов".
Молитва, крестные ходы – это, по сути, духовное средство ПВО.
И молитва здесь нужна покаянная:
«Грех, не омытый покаянием, не исчезает: как капли дождя образуют потоки, так грехи людей, соединяясь вместе, образуют разрушительную силу, которая проявляется в физическом плане в виде войн, общественных потрясений, голода, эпидемий и природных катаклизмов. Эта сила, эта темная энергия наших грехов открывает демонам широкое поле деятельности на земле. Поэтому от покаяния зависят судьбы народов, стран и всего человечества». - Архимандрит Рафаил (Карелин).
Войны, стихийные бедствия, которые мы ныне претерпеваем, – от наших грехов, от нераскаянности. «Только чаша покаянных слез может перевесить на суде Божием море человеческого греха». – Архимандрит Рафаил.
Покаяние, охватывающее людей на длительных крестных ходах (и совершителей их, и невольных свидетелей) порой исключительной силы, вплоть до покаянного плача. Это собирание той чаши покаянных слез, которая может «перевесить на суде Божием море человеческого греха».
Крестные ходы в нашей истории. В 1812 году в праздник Покрова Божией Матери по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов. И каждый раз, как Наполеон поднимался на колокольню Ивана Великого, чтобы посмотреть на Троицкую обитель, ему мерещилась огромная русская армия, прикрывавшая Лавру. Исполняя его приказ, герцог Мортемар дважды пытался пройти к Лавре. Первый раз отряд Мортемара сбился с пути… Второй поход на Лавру сорвался из-за густого тумана. 11 октября французы покинули Москву. Извещенный об этом, митрополит Платон перекрестился и произнес: "Слава Богу, Москва свободна!" (Сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры).
Великая Отечественная война. Многим верующим известно о фронтовом молебне у стен города-крепости Кенигсберг в апреле 1945 г., когда священники, совершив его, пошли навстречу лавине огня, и у немцев неожиданно отказало оружие, стрельба с их стороны прекратилась, они увидели в небе Богородицу, пришедшую на помощь нашим воинам. Кенигсберг был взят, молитва спасла тысячи жизней наших солдат.
Как же укрепляет молитва – и совершителей крестного хода, и всех, за кого в нем молятся! Крестный ход «Москва-Минск-Киев» (2005 г.) в честь 60-летия Победы. Под Киевом это шествие ночью, на коленях, со свечами в руках смиренно встречало множество людей. Участники хода вынуждены были совершить, ввиду непредвиденных обстоятельств, 60-километровый марш-бросок для ночлега. А в этом суворовском чудо-переходе несомые Божественной благодатью были и дети, и женщины, и пожилые, и недужные.
В 2007-2008 годах по Патриаршему благословению и при активной поддержке аппарата Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко совершилось событие необыкновенное – по русской земле от Санкт-Петербурга до Владивостока с Державными иконами прошли крестные ходы «Под звездой Богородицы».
Ежедневно в течение года, оглашая русские пространства, звучала покаянная молитва идущих колонн: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!». Нас – идущих, нас – живущих окрест, нас – всю Россию. И мы свято верим, что эти крестные ходы внесли неоценимый вклад в духовную защиту нашей страны.
8 июня 2008 года. Закончилась торжественная служба в Казанском храме в Коломенском. Перед тем, как объединенному крестному ходу двинуться к Храму Христа Спасителя, прозвучал ликующий голос духовника крестного хода "Под звездой Богородицы. Санкт-Петербург - Москва" протоиерея Геннадия Беловолова:
"В марте 1917 года здесь, в Коломенском, была обретена икона Державной Матери Божией. Мог ли кто предположить, что настанет время, когда здесь явится уже не одна, но восемь Державных икон, пришедших со всех концов русской земли: из Владивостока, Якутска, Барнаула, Архангельска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, а также Афона и Иерусалима…
Великий и величайший крестный ход завершается сегодня, подобного которому не было в течение всей, даже тысячелетней истории Руси, когда восемь… крестных ходов сошлись воедино, явив собой звезду Пресвятой Богородицы…
"Крестными ходами будет спасаться Святая Русь", - говорил старец на острове Залит протоиерей Николай», - произнес о. Геннадий Беловолов.
Великорецкий крестный ход, собирающий до тридцати тысяч человек, зримо представляется в виде духовного войска. Это и самоощущение идущих: посмотришь вперед, оглянешься назад - конца и края нет этой движущейся полевыми и лесными дорогами молящейся армии.
Ежемесячный крестный ход (часть пути - на автомобилях) совершается вокруг Пскова. В нем участвовали и воины-десантники. Автомобильные или воздушные крестные ходы совершались вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Хабаровска, многих и многих городов России. Объезды и облеты городов с мироточивой иконой святого Царя Николая II проводил несколько лет назад начальник Войсковой Православной Миссии Игорь Евгеньевич Смыков. Ныне их совершает на этом посту Александр Федорович Чернавский.
В июне 2024 г. был совершен с непрестанной молитвой Воздушный крестный ход над территорией России с приземлениями на аэродромах Дальней авиации - от Новгородской области до Анадыря.
И эти крестные ходы (объезды, облеты), по благословениям, - вокруг обителей, поселков, городов, заводов, атомных станций, военных объектов – нам надо продолжать и продолжать, беря под духовную защиту все значимое, ибо молитва – «самое сильное оружие, мощнее которого нет не только на земле, но и на Небе!»
И один в поле воин
Свидетельство Ольги Валуевой из Могилева, опубликованное в 2018 году, о спасении родной деревни Турейск Могилевской области: «Когда фашисты появились в тех местах, жители окрестных сел поспешили спрятаться в лесу. Осталась лишь моя прабабушка… Изо дня в день женщина проходила по деревне со старинной семейной иконой Божией Матери и молилась, чтобы беда обошла их стороной. Это непостижимо, но фашисты, которые сожгли все окрестные деревни, ни разу не вошли в Турейск!».
Псковичи-десантники рассказывали сотрудникам «Руси Державной», как протоиерей Николай Гурьянов, а его Святейший Патриарх Алексий II называл «столпом русского старчества», благословлял обходить с иконами и молитвой свои дома для защиты от бед. Следовать совету старца, как мы понимаем, может и единственный верующий, живущий в многоквартирном доме.
В Великую Отечественную войну жители городов становились защитниками своих домов от зажигательных бомб. Ныне и мы станем защитниками своих жилищ, если будем обходить их с иконами и молитвой, от идущей, также с неба, опасности. Сегодня это ракеты и БПЛА.
И молящийся Богу в минуту опасности получает от Него помощь и защиту. О необыкновенных примерах такой Божественной помощи мы знаем из воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны и участников военных конфликтов последнего времени, из рассказов участников специальной военной операции.
Роль православных священников на СВО и в духовном просвещении воинов и всех людей сегодня исключительно важна!
Призыв к покаянию
Вспомним стихотворение Аполлона Майкова «Перед войной». В нем такие строки:
«Враг могуч и хитер! по местам, по местам!
И настороже око и ухо:
Бой повсюду пойдет, по земле, по морям,
И в невидимой области духа».
Майков из старинного дворянского рода, известного со времен Иоанна Грозного, сын участника Бородинского сражения, тайный советник (соответствует генерал-лейтенанту).
В наше время призыв к покаянной молитве – а это духовная защита России - с необыкновенной силой выразил в песне "Православные" поэт Владимир Волков: "Как к оружию, зову - к покаянию".
Огненный призыв поэта зовет всех нас на духовный бой!
Русская песня
Вот свидетельства высших военных авторитетов.
Суворов: «Музыка удваивает, утраивает армию».
Наполеон: «В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка».
Какие удивительные песни родились в годы Великой Отечественной войны и сразу после нее!
Настоящая русская песня наполнена молитвенным духом - от пронизывающей все существо русского человека «Священной войны» («Вставай, страна огромная») до «Эх, дороги…» (исполняется хором Сретенского монастыря).
Заключительные слова этой песни как завещание: «Нам дороги эти позабыть нельзя». Ныне же такие песни вычеркнуты, по сути, из нашей жизни. Молодежь в большинстве своем их не знает. И пока у государства нет сил бороться с творящимся безпределом в культуре, будем как истинные защитники возвращать в сегодняшнюю жизнь безценные песенные сокровища, песенный, а с ним и молитвенный дух нашего народа.
Не будем забывать, что музыку к «Священной войне» написал в прошлом регент церковного хора Храма Христа Спасителя, создатель Краснознаменного ансамбля Александр Васильевич Александров.
Как хотелось бы, чтобы русские песни - вершина мировой песенной культуры – шире зазвучали на патриотических вечерах, в концертных залах, на телевидении, в Кремлевском Дворце, на праздничных площадях городов и в парках, на уроках в школе, в наших домах, на дружеских встречах, застольях. Чтобы песни народные, военных и послевоенных лет, лучшие из современного песенного творчества, и в первую очередь, рожденные в огне нынешней битвы за Святую Русь, преображали души людей, наполняли своим проникновенным звучанием русские пространства от берегов Невы до Тихого океана.
И здесь каждый из нас на своем месте может и должен внести свой вклад в пробуждение через песню русской генетики.
Обращение к многонациональности и многоконфессиональности среднестатистического «россиянина» мало что дает. Как и во все трудные времена надо обратиться к русскому человеку, затронуть струны его души, пробудить его спящие державные силы. И здесь не будет межнациональных проблем. Видные представители других народов России уже взывают к нам: «Русские, когда вы проснетесь»?! А интернет полон свидетельств о необычайно сильном эмоциональном воздействии русской песни на слушателей других национальностей, об их приятии русской песенной культуры.
Песня – самый короткий путь к душе русского человека. Впечатляет рассказ одного из авторов нашей газеты о полковнике, который на вопрос «что бы вы сделали в первую очередь, если бы стали Президентом России», ответил: «чтобы в стране всюду немедленно зазвучала русская песня».
И это финансово не затратно, с мгновенной отдачей, одним действием переводящее атмосферу в стране в совершенно другое – духоподъемное состояние, «утраивающее» нашу армию, а также силы народа, компенсирующее наше демографическое неблагополучие.
Пробуждение песенного, молитвенного, покаянного духа народа - важнейшая задача в духовной защите Отечества.
+ + +
В храмах звучит на литургии Молитва о Святой Руси: Господи, «воины и вся защитники Отечества нашего в заповедех Твоих утверди, крепость духа им низпосли….»
Ныне мы все - защитники Отечества!
***
В развитие темы публикуем (в сокращении) статью из Специального выпуска нашей газеты, посвященного крестным ходам «Под звездой Богородицы» («Русь Державная», 2007, № 10). Статья называется «Бой в невидимой области духа». Ныне она звучит еще более актуально.
Редакция газеты «Русь Державная»
Бой в невидимой области духа
Возрождение крестных ходов в России
«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».
Мк. 16: 15
Крестные ходы – «исключительно важное событие общенародной жизни».
«Настоящих… воинов Христовых, мы сможем воспитать тогда, когда будем звать их вместе с собой на подвиг…»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
«Здесь мощный дух… Это самое сильное оружие» (о Крестном ходе «Под звездой Богородицы»).
Протоиерей Сергий Мещеряков, Хабаровск
«Крестные ходы — это горячий призыв к тем, кто стоит на обочине, наблюдает за Крестным ходом со стороны».
Протоиерей Сергий Нестеров, Самара
«Мы свято верим в то, что через подобные деяния сила русского духа, которым всегда было крепко наше Отечество, вновь возродится в нас».
Иеромонах Мелетий (Павлюченков), Смоленская и Калининградская епархия
Длительные крестные ходы — на тысячи километров — с их огненным призывом следовать за Христом есть сильнейшая и мгновенно действующая проповедь.
В крестных ходах «Под звездой Богородицы» и во всем созвездии молитвенных шествий по русской земле — если только будут они истинно покаянными — видится наш спасительный путь…
«Вся Россия стала полем Куликовым» — эта поэтическая строка выражает масштаб и ожесточение той невидимой брани против духов разъединения, злобы, уныния и бездействия, которую должен вести на своем участке духовного сражения каждый русский человек до победного конца.
Возобновление православных традиций
Пробуждению религиозного сознания народа способствовали два величайших события: тысячелетие Крещения Руси и двухтысячелетие христианства. Между ними двенадцать лет, тоже символическое число, и какие это годы! Празднование юбилея Крещения в 1988 году возродило крестные ходы и, в первую очередь, Великорецкий с его 600-летней историей.
Юбилейный Архиерейский собор 2000 года прославил Царственных мучеников и тысячу новых русских святых — событие исключительного значения, оно нами должным образом еще не осознано, и плодами его в полной мере мы еще не воспользовались. В те памятные дни на Преображение Господне к воссозданному Храму Христа Спасителя двинулся всемосковский Крестный ход, на который преизобильно излилась благодать Божия. Он, по сути, положил начало новому подъему крестных ходов по всей необъятной России, вплоть до Приморья.
После празднования тысячелетия Крещения Руси люди устремились в храмы. Сейчас уже не видится ощутимого притока, очень многие все же не переступили церковный порог, а в части людей охладела вера. И здесь крестные ходы (эти, можно сказать, движущиеся храмы, которые сами приходят к людям) знаменуют собой новый этап воцерковления народа.
Паломничество, массовые шествия и Крестный ход
«Сейчас перевозят святыни на транспорте, но это не Крестный ход, это другое. Мы обязаны на своих руках святыню пронести, с молитвой, по всей нашей Родине», — говорит духовник многих длительных крестных ходов протоиерей Александр Петропавловский.
Крестный ход, напоминает он, — это и не паломничество, где человек волен в любой момент изменить маршрут, совершить другие действия, не испрашивая чьего-либо благословения. Это и не массовые шествия с иконами без соблюдения строя и единой молитвы.
Крестные ходы в этой системе форм проявления религиозности народа есть наиболее сильная, упорядоченная форма, дающая наибольший результат. «В Крестном ходе все совершается по уставу, по благословению, — поясняет о. Александр. — И идущий с нами не паломник, он делатель, труженик, он выполняет послушание Патриаршее, епископское, сообразно этому, послушание священника, который ведет Крестный ход. Идущего наиболее правильно будет назвать „послушником Крестного хода“. Может быть, своеобразный термин, но наиболее точно отражающий суть дела».
Наиболее известные из прошедших в последние годы крестные ходы - из Курска и Екатеринбурга в Дивеево, из Москвы в Минск и Киев, из Пскова и Перми на Куликово поле - также руководствовались определенными правилами: «Крестный ход от начала и до конца — это православная церковная служба, творимая каждым участником независимо от чина, должности или звания со вниманием, благоговением, тщанием и послушанием… Крестный ход проводится во славу Божию, а не человеческую. Не допускаются агитация и реклама политических партий, движений, союзов или их лидеров…». Эти правила были утверждены схимитрополитом Иувеналием (Тарасовым).
Ранее в России проводились большие, многолюдные эстафетные крестные ходы. Великую православную святыню, по словам о. Александра, несли по одной епархии до самых ее границ, передавали другой епархии, которая, приняв эстафету, проносила святыню уже по своей территории и передавала ее следующей епархии. И так несли дальше и дальше, сообща могли пронести святыню через всю Русь.
Живое чувство Бога
Крестные ходы — это пробуждение и оживление веры; проповедь Евангелия, горячий, огненный призыв идти за Христом. Это покаяние, прошение к Богу о помиловании, нравственное очищение. Это и освящение земных стихий и всего потребного для жизни. Они проводятся также вокруг городов, сел, жизненно важных объектов и имеют охранительное значение.
Вместе с мозолями, потом и кровью стертых ног отлетает всякая теплохладность, сонное состояние, оживает душа и чувствует Бога. И это живое чувство Бога, живое общение с Ним, столь редкое в нашей жизни, — такая радость, ценность для человека, ради которых он готов идти на любые лишения и трудности пути. И в этом секрет и отгадка того, почему люди идут тысячи километров, подчас на пределе человеческих сил, идут и на следующий год, и через год…
Свидетельство миру о Христе
Крестный ход — сама проповедь, на которую невольные зрители на обочине не думали и не собирались приходить. Она сама пришла к ним молниевидным обликом стремительного Крестного хода, сияющим на солнце золотом нимбов, дивными ликами икон, легким и радостным молитвенным дыханием десятков, сотен, порой тысяч просветленных людей — льющейся из сердец согласной и дивной молитвой. Словно небесный десант сошел с высоты и совершает здесь свою радостную десантную работу. И сработала она, проповедь, мгновенно. И сердца многих пронзила Божественная стрела призыва — идти за Христом.
И мы возвращаемся буквально к евангельским временам, когда люди могли, оставив все, мгновенно следовать за Христом. Известны случаи (Крестный ход «Курск - Дивеево» и другие), когда люди, завидев Крестный ход, выбегали из домов и увлекаемые силой его притяжения, без размышлений, входили в стремительно идущую колонну прямо в домашней одежде и тапочках, без денег и теплых вещей. И в течение дней или недель шли до конца. И Бог питал и согревал их.
Таково действие Крестного хода в пути, когда идущие стройны и подтянуты, и льется молитва. Еще более удивительно то, что происходит порой на привалах, переправах. Крестный ход «Екатеринбург — Кострома» переправлялся через Вятку. За штурвалом катера — некрещеный капитан. С ним никто не разговаривал, участники хода отдыхали. У другого берега этот человек принял решение — креститься!
Шел Крестный ход на Куликово поле из Прохоровки, с третьего ратного поля России. Город Обоянь (Курская область). На перекрестке стая задиристых подростков, не знающих, куда себя деть, куда идти и во что вложить свою нерастраченную энергию. Они увидели Крестный ход, и глаза одного из подростков наполнились слезами. В них была горечь за свою судьбу, жажда настоящего дела, тоска, что нет еще сил вырваться из среды и влиться в строй Крестного хода.
И был этот подросток символом нашего лишенного наставников, неприкаянного молодого поколения России.
Покаяние
Ключевой момент, который мы никак не можем осознать. А не осознаем его, не усвоим — да не будет этого, Господи! — не увидеть нам дороги в хорошее будущее. По слову православного пастыря, «наша ошибка в том, что мы оправдываем себя, ищем причину своих несчастий вовне, и потому евангельский призыв к покаянию не находит живого отклика в нашем сердце…»
И этим покаянием во многом могут стать длительные крестные ходы. Они есть не что иное, как молитвенно-покаянный подвиг.
В каждом слове их молитвы глубина смысла: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Нас — идущих, нас — живущих окрест, нас — всю Россию.
Летит в небесный радиоэфир молитва — сигнал о спасении наших душ, духовный сигнал «SOS» о терпящих бедствие в греховной пучине!
Движутся колонны крестных ходов, и уходит в небесный эфир с просторов Руси непрерывно по десять часов в день и более неделями, месяцами этот сигнал о нашем спасении. Этот согласный молитвенный вопль множества людей.
Пронося святыни: крест Христов, частицу пояса Пресвятой Богородицы, мощи великих святых, чудотворные и чтимые иконы - на своих руках, на тысячи километров, преодолевая себя, греховность, усталость до слез, мозоли кровавые, они обретают особое дерзновение в молитве.
Неужели не услышит Господь, неужели оставит без внимания их молитвенное прошение о помиловании России?
Через молитву Иисусову «… помилуй нас» — по слову Паисия Святогорца — «весь мир получает помощь», значит, получает ее и вся наша многострадальная Родина.
Покаяние, охватывающее людей при соприкосновении с Крестным ходом, порой такой исключительной глубины, какую не приходилось больше видеть в жизни никогда.
Упали на колени жители тамбовского села Рысли и зарыдали покаянно, встретив Крестный ход «Курск - Дивеево (2004 г.), и слезами наполнились глаза мужчин, несущих иконы. Именно в этот день не удержится фотохудожник Владимир Семин и скажет: «Это что-то фантастическое», — а он, идущий с ходом, чего только не повидал за многие годы работы в православной журналистике.
Спустя несколько дней на пении Херувимской в Рязанской области покатятся слезы и по лицам самих участников хода — молодых, физически крепких мужчин, лишенных какой-либо излишней чувствительности. То будут слезы покаяния и слезы сострадания к воспоминаемым Церковью в тот день святым Царственным мученикам. Вне Крестного хода подобной глубины восприятия Божественной литургии в мирской среде не доводилось видеть нигде.
Это только два эпизода из небольшого отрезка пути одного хода, а сколько таких золотых россыпей за эти годы — не счесть!
Врезался в память участников падающий на колени мужчина при виде стремительно проходящего мимо него Крестного хода «Прохоровка-Куликово поле». Он, едва стоявший перед этим на ногах, еще не выпустивший бутылку из рук, мгновенно изменился в лице и начал полагать на себя широкий крест. Второй, лежащий без чувств на земле, еще не открывая глаз, тоже начал креститься. И их поразила Божественная стрела.
Наша несчастная пьющая Россия, когда ты выплачешь грехи свои?
А ныне к зеленому змию и никотину - каждению бесам добавилась еще и игла.
Крестные ходы идут словно по полю боя — по полю духовной Куликовской битвы за души людей, за Отечество.
Освящение
«Крестные ходы совершаются для того, чтобы освятить людей и все, что потребно им для жизни: домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастными Божественной Благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное» (Скрижали, 245).
Скажем, не щадя себя: земля наша полита кровью миллионов невинных детей, убитых в тяжком грехе аборта. И вот впервые в Крестном ходе «Пермь - Куликово поле» (духовник протоиерей Александр Петропавловский), на тысячные расстояния, по семи областям России пронесли на руках с непрерывной покаянной молитвой вместе с частицей ризы Божией Матери и мощами многих святых и мощи Вифлеемских младенцев, детей-мучеников имеющих дерзновение перед Господом вымаливать нас из этой ужасающей греховной пучины.
А сколько других неотмоленных грехов?..
Земля наша поражена смертоносной «радиацией» греха, и крестные ходы, являясь молитвенно-покаянным подвигом идущих, вызывая покаяние у окружающих, освящая людей и все потребное для жизни, совершают, можно сказать, духовную дезактивацию русской земли на тысячи и тысячи километров своих маршрутов.
Слова вятских священников: «Где прошел Крестный ход, там жизнь расцветает».
Духовная оборона
Крестные ходы проводятся и в целях охранительных — вокруг городов, сел, жизненно важных объектов.
Особенно впечатляющим примером кругового хода является Великорецкое шествие, совершаемое по Вятской земле, ставшее всероссийским и даже мировым. Оно особенно намоленное и многолюдное, с множеством молящихся детей — подростков и даже младенцев (многие идут целыми семьями), с физическими нагрузками, усиливающими молитву, и что особенно важно и уникально — оно имеет ночные переходы, а ночью молитва как никогда сильна.
О значении и силе крестных ходов говорит Церковное предание, оно хранит историю о том, как обремененные суетой мира сего вятичи не пошли однажды с иконой святителя Николая в свой Крестный ход — и в теплое время года ударили сильнейшие морозы, грозящие полной гибелью урожая. Когда же вятичи опомнились и двинулись в путь, то по совершении его сразу установилась погода, урожай был невиданный.
Великую силу имеют проводимые ныне по архиерейским благословениям покаянные и охранительные крестные ходы вокруг селений, городов, атомных станций, других жизненно важных объектов нашего Отечества.
Вокруг многих городов совершаются ныне крестные ходы. Развивая идею кольцевых маршрутов, можно предложить ходы и большей протяженности, большего диаметра — по районным городам вокруг областных центров, что позволит вовлечь в молитву гораздо больше людей, освятить, взять под духовную охрану больше русской земли.
Главное чудо
А.Печерский вручает Патриарху Алексию II мироточивую Державную икону Пресвятой Богородицы
На крестных ходах происходят исцеления больных, бесноватых, мироточения икон, другие чудотворения.
Сколько таких драгоценных воспоминаний! Остается глубоко сожалеть, что до сих пор не удавалось организовать систематический сбор и документальную фиксацию этого богатейшего и уникального материала, чтобы подробнее ознакомить с ним Священноначалие, православную общественность, читателей, зрителей.
Но главное чудо на крестных ходах — это, конечно, преображение души человеческой.
Сказал Господь: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие…». И вот маршруты длительных крестных ходов сопоставимы по масштабу с апостольскими. Это несение великих православных святынь на руках по Руси, с непрестанной молитвой, на тысячи километров есть «вспахивание» того самого необъятного поля для миссионерских трудов, о котором говорил Святейший Патриарх; это, можно сказать, духовное прорабатывание каждого метра русской земли, сопровождаемое проливанием многих потов и слез. А сеющие слезами пожинают великую радость жизни с Богом, излучая ее в окружающий мир.
Апостольское служение
На основании многолетнего опыта длительных крестных ходов, обобщения доступной по данной теме информации можно сделать следующие выводы.
Длительные крестные ходы — это, по сути, ближайший и прямой ответ христиан на призыв Господа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Это «апостольское служение», по словам епископа Туровского и Мозырского Стефана. А крестные ходы «Под звездой Богородицы» осеняет еще и святой образ Первозванного апостола Христова Андрея, небесного покровителя фонда «Андреевский флаг», апостола, который и принес свет веры православной на Русь. Фонд «Андреевский флаг» - главный организатор крестных ходов «Под звездой Богородицы».
При совершении благословленных Святейшим Патриархом Алексием, многими архиереями Русской Православной Церкви, старцами длительных крестных ходов происходит частое служение Божественной литургии, а в пути ежедневно творится многочасовая молитва всеми участниками — священниками, монахами, мирянами из множества епархий, областей, городов России, Белоруссии, Украины, всего ближнего зарубежья, представителями разных сословий, гражданскими и военными, мужчинами и женщинами, взрослыми, пожилыми и детьми. Встречающие архиереи и священство оценивают это делание как молитвенно-покаянный подвиг. Покаяние, охватывающее идущих и встречающих, достигает подчас исключительной силы. Великие святыни проносятся на руках по многим епархиям и областям на тысячи километров, что выливается порой в грандиозный духовный праздник. Через все это совершается действенная проповедь, горячий призыв идти за Христом, обращенный к сотням тысяч очевидцев молитвенных шествий. На тысячи километров освящаются природные стихии и все потребное для жизни человека.
Отзывы архиереев нашей Церкви, множества опытных священников, представителей власти, православных писателей, ряда средств информации о силе крестных ходов необычайно красноречивы.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал крестные ходы «исключительно важным событием общенародной жизни» (Послание Святейшего Патриарха в связи с открытием Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы»).
Возрождение крестных ходов
Святейший Патриарх Алексий II говорил в одном из своих выступлений о воспитании воинов Христовых призыванием их на подвиг. А крестные ходы и есть подвиг идущих и призывание других — тоже на подвиг, доступный всем.
Идет битва за Русь, ожесточенность и изощренность ее форм нарастают. Трагедия разрушения России, обезлюдение и разрушение тысяч и тысяч деревень, вымирание народа, жертвы наркомании, пьянства, братоубийственных разборок, самоубийств — все это в цифровом выражении не что иное, как фронтовые сводки. И это суть видимые отголоски и проявления того гигантского сражения, которое кипит в невидимой области духа за души русских людей.
На это сражение, на брань духовную, хранимое Божией благодатью, покровом Царицы Небесной, ангельскими воинствами, молитвами всех русских святых и всех угодников Божиих, устремляется земное воинство Христово крестными ходами.
«Радуйтесь!» — возвестил нам Господь по своем Воскресении, а потому нет нам дороги унывать.
Возобновление эстафетных крестных ходов, а с ними и всех молитвенных шествий по русской земле — важнейшая задача нашего времени.
Оргкомитет Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы»,