«Периодически возникают проблемы в отношении к добровольцам со стороны представителей командования», - признал в интервью газете ВЗГЛЯД бывший ополченец ДНР Павел Кухмиров. Так он прокомментировал сообщения о том, что из ДНР и ЛНР «выдавливают домой добровольцев, прибывших из России».
«У представителей командования в свое время были претензии ко всем бойцам первого ополчения - как к слишком независимым, имеющим собственные взгляды на жизнь, собственные взгляды на идею, за которую, собственно говоря, они и пришли воевать», - рассказал Павел Кухмиров, бывший боец ополчения ДНР (позывной «Шекспир»), приезжавший из России в качестве добровольца.
По его словам, такое выдавливание из вооруженных сил ДНР активно проходило в 2015 году и касалось как местных, так и добровольцев из России.
«Добровольцев активно выдавливали из вооруженных сил республики всеми способами. После того, как «выдавились» и добровольцы из России, и местные бойцы первого ополчения, остались только «15-тысячники», те, которые пришли воевать за бабки, возникла обратная ситуация. Наоборот, наших добровольцев потом просто перестали отпускать из армии», - сказал Кухмиров.
«После того, как выяснилось, что боеготовность подорвана, этих ребят стали активно зазывать обратно. Часть вернулась. Собственно, на них обороноспособность строится до сих пор», - уверен он. Хотя, конечно, «местных приветствовали больше, но российские добровольцы до сих пор присутствуют в ВС ДНР, это факт», добавил собеседник. По его словам, проблемы такого рода периодически возникают.
«Насколько мне известно, сейчас тоже не очень рады, когда идейно мотивированные бойцы уходят из вооруженных сил», - сказал бывший ополченец. Однако он вполне допускает, что «началась очередная дегенеративная кампания по выдавливанию добровольцев из вооруженных сил».
Во вторник блогер Илья Варламов опубликовал на своей странице пост «Что ждет русского добровольца в Донбассе». В нем, в частности, обильно цитируется опубликованный еще в июне материал газеты «Новые известия» с рассказом некоего добровольца, служившего в ополчениях ЛНР и ДНР - «москвича с позывным «Леший» (фамилия рассказчика не указана).
Как утверждает блогер, если в самом начале конфликта в Донбассе «царила эйфория братства», то уже летом 2015 года «знакомый контрразведчик намекнул Лешему, что тому следует озираться в окопах». «Однажды сослуживец начал обвинять Лешего в том, что тот пришел в Донбасс зарабатывать деньги», - утверждается в публикации «Новых известий». На тот момент военным провозглашенной республики начали регулярно выдавать зарплату: рядовым - по 15 тысяч, сержантам - 25, офицерам - чуть больше 30 тыс. руб.
В публикации, например, утверждается: «Когда Леший намекнул, что у него дома 15 тысяч - это очень низкая зарплата, дончанин сказал, что в Москве, может быть, эта зарплата и маленькая, зато в Донецке она большая» - и доброволец из России якобы «специально приехал сюда, чтобы не дать возможность жителю Донецка заработать 15 тысяч рублей». Теперь коренные жители Донбасса все чаще конфликтуют с сослуживцами, приехавшими из России, заявляет собеседник «Новых известий».
Бывший ополченец Кухмиров отчасти подтверждает рассказ «Лешего». По его словам, претензии порой звучат и поводом становится как раз конкуренция за зарплату в 15 тысяч.
С чем Кухмиров категорически не согласен, так это с тем, что в армии ДНР возникают какие-то массовые трения между «местными» и россиянами на бытовом уровне.
«По моему опыту, такого нет, - сказал газете ВЗГЛЯД ополченец Павел Кухмиров. - Я с этим не сталкивался, мои боевые товарищи не сталкивались. Вопрос в другом: на бытовом уровне, на уровне общения донецких и луганских людей с такими же точно русскими из России я проблем не наблюдал. Ни в армии, ни на гражданке я ни с чем подобным не сталкивался. В основном люди на улице нас благодарили, причем без разницы, с автоматом я ходил в этот момент или без автомата».
Правда, власти народных республик считают публикации о трениях провокацией.
«В распространении такого рода информации может быть заинтересована только Украина», - подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД советник главы Луганской народной республики Родион Мирошник.
«Ничего, кроме фейка, я здесь не вижу. В корпусе Народной милиции ЛНР нет людей, которые бы там насильно находились, в отличие от Вооруженных сил Украины, - сказал Мирошник. - Люди объединены одной задачей - защитой родного дома или выполнением долга, ради которого добровольно приехали. И я очень сильно сомневаюсь, что в принципе есть основания для каких-либо трений».
Какого-то противостояния между «местными» и добровольцами из России не наблюдалось за все четыре года конфликта, уверен советник главы провозглашенной республики.