При размещении в соцсетях необходима ссылка на первоисточник.
При размещении в других СМИ требуется разрешение редакции "На Линии" или полное соблюдение Правил использования материалов интернет-издания "На Линии"
Санкции против российского госдолга: извините, но мы переживём
Группа конгрессменов-демократов внесла в Конгресс США законопроект, который в случае принятия запретит американским гражданам и компаниям размещать свои средства в российских ОФЗ. Пока это касается только новых выпусков - однако предположим самый негативный сценарий, что это коснется рынка в целом.
Профессиональные паникеры уже заговорили о крахе российской национальной валюты и бюджета вообще. Т.е. по их мнению в скором времени Россию ждет дефолт по аналогии с августом 1998 года.
Они, видимо, просто перепутали Россию с Соединенными Штатами. Вашингтон действительно зависит от рефинансирования своих долгов от крупнейших кредиторов Китая и Японии. Однако российский бюджет - это прежде всего нефть. И, в отличие от 2014 года, с ценами на нефть пока все в порядке. Россия без проблем сможет сократить заимствования. Размер рублевого долга около $120 млрд., доля нерезидентов примерно $40 млрд. Однако международные резервы России - порядка $460 млрд. Если будет принято политическое решение, выкупить долю иностранцев ЦБР сможет без особых проблем. А значит, ни государственным финансам России, ни российскому рублю ничего не угрожает.
Нужно ли выводить международные резервы ЦБР из американских облигаций? Если американцы заморозят вложения российского ЦБР в свои облигации, это будет очень громкая история. Размер инвестиций превышает $100 млрд. И это, несомненно, подорвет репутацию США как первоклассного заемщика. Заставит насторожиться крупнейших кредиторов. Шаг спорный, однако экономика в текущей ситуации может быть принесена в жертву политике. Однозначного ответа на данный вопрос у нас нет. Доллары США необходимы ЦБР для проведения возможных валютных интервенций в поддержку рубля и ОФЗ. На долларе основана по сей день вся мировая торговля. Если Вашингтон заморозит российские инвестиции в свои облигации, то это можно будет однозначно назвать актом финансового терроризма.
Чем может ответить Россия? Варианты передачи ядерного оружия Ирану и прочие нестандартные политические решения оставим в стороне. Рассмотрим экономику и финансы. Национализация активов американских компаний в России и, главное, мораторий на выплату внешних суверенных и корпоративных долгов. Доля нерезидентов, прежде всего, американцев во free float (акции в свободном обращении) российских компаний 30-35%. Можно заморозить их оборот и, что важнее, дивиденды. Лето, сезон их выплат, не за горами. Ну и, конечно, имеются прямые активы США в России.
Крупнейшая по объему выручки Procter & Gamble - 144 млрд руб. На территории России у компании есть два завода по производству потребительских товаров - в Новомосковске и Санкт-Петербурге. Есть Эппл Рус, через которую в Россию поставляются iPhone и другая продукция американского производителя. Размер выручки - 124 млрд руб., дочка PepsiCO выручка - 121 млрд. и.т.д. Размер выручки важен для оценки размера потенциальных убытков американской стороны. Грубо принято считать, что размер годовой выручки примерно соответствует стоимости компании.
Ну и в заключение: пузырь на американском рынке акций может сдуться в любой момент. И вероятность этого в последнее время сильно выросла. История с Lehman Brothers может повториться. Падение американского фондового рынка - это сильный удар по уверенности американских потребителей, есть серьезный риск рецессии. Не факт, что новый кризис без серьезных потерь переживут сами США и их союзники в Европе.