«У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый»,- говорил о святом Порфирии Кавсокаливите преподобный Паисий Святогорец, имея в виду духовные дарования своего собрата. Сегодня в рубрике «Книжная полка» - рассказ о наследии старца Порфирия - одного из самых почитаемых в мире православных подвижников XX века. За кроткое, любящее сердце Бог одарил его прозорливостью и способностью исцелять, хотя сам старец всю жизнь болел и не просил Господа об избавлении от своих недугов. Его коротенькие, но мудрые советы собраны в небольшую по объему книжицу, которая вошла в серию «Бальзам для души» издательства «Никея». Для утомленного Великим постом сердца они действительно оказываются целительными и ободряющими.
Ангел из Эвиа
Но для начала немного о самом авторе, который в нашей стране далеко не так известен, как рекомендовавший его святой Паисий.
Старец Порфирий, в миру Евангелос Баирактарис, родился 7 февраля 1906 года в Греции, в селе святого Иоанна Карустия, в провинции Эвиа. Его отец был церковным певчим. Многодетная семья жила очень бедно, мальчику удалось закончить только один класс начальной сельской школы. С раннего детства он помогал родителям по хозяйству: пас овец, трудился в огороде. В восемь лет пошел работать на угольную шахту, а затем встал за прилавок магазина.
Желание стать монахом зародилось в Ангеле (сокращенное от Евангелос, так его звали в семье) очень рано - в отрочестве, когда он прочитал житие святого Иоанна Кущника. Оно произвело на подростка такое сильное впечатление, что он втайне от родителей ушел на Святую Гору Афон. Там юный подвижник отдал себя в послушание двум добродетельным и духовно опытным старцам, жившим в Свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии.
В четырнадцать лет Евангелос принял монашество с именем Никита. В шестнадцать - великую схиму. Он хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но Господь распорядился иначе. Девятнадцатилетний монах заболел воспалением легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться. После лечения он почувствовал себя лучше и решил вернуться на место пострига. Однако там болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.
Так в 19-летнем возрасте будущий старец поселился в монастыре святого Харалампия в Левконе, недалеко от своего родного села. Спустя два года он был рукоположен во иерея Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему также имя Порфирий. Вскоре митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия, несмотря на то что он был еще совсем молод, духовником обители святого Харалампия. Это послушание подвижник нес до 1940 года.
В 1940 году отец Порфирий приехал в Афины, где был назначен приходским священником больничной церкви святого Герасима. Здесь он прослужил тридцать три года. Вместе с пациентами больницы батюшка пережил все ужасы оккупации и последующей гражданской войны, видел страдания и смерть. Известны многочисленные свидетельства о том, что уже в то время люди получали исцеления от тяжелейших болезней по молитвам святого. При этом старец всегда напоминал тем, кто к нему обращался, что главное в жизни не здоровье, а любовь. Он говорил, что мы как бы принуждаем Бога, когда просим Его об избавлении от своих проблем. «Совершенство - это когда мы не молимся о своем здоровье, когда мы не желаем выздороветь, а стремимся быть хорошими»,- наставлял он страждущих.
Отец Порфирий, смирившись перед жизненными обстоятельствами, никогда не оставлял надежды вернуться обратно на Святую Гору. И Господь исполнил заветное желание Своего верного ученика - последние два года своей жизни старец провел на Афоне. Там же он был погребен. Известно, что, почувствовав приближение смерти, подвижник попросил выкопать для него могилу недалеко от келии. В последнюю ночь своей земной жизни он исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души, а затем келейное правило великосхимника.
Последними словами старца стали евангельские строки: «Да будут все едино». Затем он еле слышно прошептал: «Гряди» - и испустил дух. Господь забрал его светлую душу ранним утром 2 декабря 1991 года. В 2013 году Константинопольский Патриархат официально причислил преподобного Порфирия к лику святых Православной Церкви.
Отец Порфирий никогда не вел дневников, он вообще не оставил после себя ни одного письменного свидетельства. Но тем не менее у нас есть счастливая возможность приобщиться к духовному наследию старца. Книга «Радость веры» - это собрание наставлений, которые подвижник давал своим духовным чадам. Благодаря этим бережно собранным воспоминаниям мы имеем возможность открыть для себя радостный путь веры - тот путь, которым шел этот угодник Божий.
Сделайте маленькую щелку
Первое, что поражает, когда начинаешь читать наставления старца Порфирия,- это их простота, доступность и доходчивость. Невозможно даже представить, что кому-то этот язык - образный, с юмором и в то же время деликатный, не пришелся бы по сердцу. Второе - это особая атмосфера радости богообщения, в которой пребывал сам подвижник и в которую неизбежно попадал всякий, кто с ним общался. Мы привыкли, что духовная жизнь - это трудно, тяжело, что это постоянное преодоление себя, но так редко доводится увидеть в чьей-то жизни, каким этот путь может быть счастьем.
«Совершайте духовный подвиг без насилия над собой. Душа человека постепенно освящается и очищается изучением Священного Писания, творений святых отцов, церковных песнопений и, конечно, молитвой. Любви к Богу можно достичь легко и бескровно. Есть два пути к Богу: первый - изнурительный, с тяжкой борьбой против зла внутри себя, а второй - легкий и радостный - путь любви. Трудный путь к великой добродетели гласит: «Пролей кровь, чтобы стяжать Дух». Но я нахожу более верным путь любви. Имейте своей целью возрастание в любви Божией. Не пытайтесь изгнать тьму из комнаты своей души. Сделайте маленькую щелку, чтобы туда проник свет, и тьма исчезнет сама».
«Я обнаружил, что самый лучший путь к святости - это изучение псалмов и богослужебных текстов. Погружение в них само собой ведет мой ум ко Христу и смягчает мое сердце. Одновременно с этим я молюсь Богу, с любовью и радостью, простирая к нему руки, и Господь возвышает меня до Своей любви, а наша цель как раз и состоит в достижении этой любви. Многие люди стремятся постоянно помнить о смерти, адских муках и дьяволе и тем самым избегают зла из страха, как бы по расчету. Я, убогий, никогда не ходил этим утомительным и безрадостным путем, который часто приводит к обратному результату. Душа, особенно когда она чуткая, радуется любви, ею вдохновляется и укрепляется, ею преобразует все нехорошее и злое в себе».
«Сами трудности преодоления, связанные с духовной жизнью, несут в себе радость. Ведь благодаря им человек движется к Богу. Они освобождают душу от разрушительного уныния и рождают в ней смирение. Эгоистичный и зацикленный на себе человек расстраивается и унывает по любому поводу, становясь заложником собственных настроений и мнений о себе других людей. Смиренный же, напротив, постепенно становится свободным и независимым. Это возможно только через соединение со Христом, когда чувства действуют в соответствии с Законом Господним. Живя в любви Божией, вы живете в свободе».
Поскольку старец прожил большую часть своей жизни, служа в приходском храме, он много общался с мирянами, которые приходили к нему со своими скорбями о нестроениях на работе, в семьях. Советы святого Порфирия духовным чадам настолько универсальны, что и мы сегодня можем извлечь из них для себя практическую пользу.
«"Искушающие" Бога - это те, кто сомневается, колеблется или, того хуже, противится Его всемогуществу и Его премудрости. Душа не должна противиться и говорить: "Почему Бог сделал это так, а это так? Разве Он не мог сделать иначе?". Все это показывает внутреннее малодушие и сопротивление, показывает, что мы много мним о себе, показывает нашу гордость и наш великий эгоизм. Эти "почему" очень мучают человека, создавая то, что называют комплексом. К примеру, "почему я очень высокий или, наоборот, очень низкий"? Такого рода мыcли не покидают человека. Человек и молится, и совершает бдения, но все выходит наоборот. Он страдает и возмущается безрезультатно. Тогда как со Христом, с благодатью все уходит».
«Большое искусство - суметь привести свою душу к святости. Стать святым можно везде. <...> На работе, какой бы она ни была, вы имеете возможность стяжать святость своей кротостью, терпением и любовью. Каждый день начинайте с новым настроем, с воодушевлением и молитвой. Только не надо пребывать в нервном напряжении. Случится, к примеру, что вам поручат работу, не входящую в ваши обязанности. Не стоит противиться, раздражаться и протестовать. Эти переживания принесут лишь разлад. Считайте эту дополнительную нагрузку удобной возможностью для стяжания святости. К тому же в этой перенагрузке есть и практическая польза. Когда вам поручают много разных обязанностей, вы имеете возможность приобрести важный опыт - узнать о том, как строится вся работа в целом. Выполняя больше поручений, чем обычный сотрудник, вы становитесь более ответственными и получаете знания, которые, возможно, вам пригодятся позднее. Если же работа действительно оказывается сверх ваших сил, в таком случае лучше сказать (вежливо, конечно): "Простите меня, я не смогу выполнить эту работу"».
Но не менее ценны и советы, касающиеся духовной жизни. И вновь мы видим ту же характерную для святого Порфирия простоту и доходчивость рекомендаций, которые он давал тем, кто хотел у него учиться.
«Забудьте о своих слабостях, чтобы злой дух ими же вас не искушал, стараясь погрузить в тоску. Не пытайтесь быстро избавиться от них. Проводите свою духовную жизнь спокойно и просто, без надрыва. Не думайте в себе: "Сейчас я напрягусь, чтобы стяжать добродетель". Станет только хуже. Все должно совершаться без наcилия. И даже в молитве не стоит акцентировать внимание на страстях, не надо просить: "Боже мой, избавь меня от гнева (или от чего-то иного)". Ведь, несмотря на то, что вы просите избавления от страсти, вы ее вспоминаете, тем самым ее больше подогревая. Желание избавиться от страстей, безусловно, должно быть у человека, но оно должно быть тайным и невидимым».
Стать пленником Христа
Но как же все-таки человек, живущий в миру, может приблизиться к Господу? Этот вопрос волновал христиан на протяжении всей истории Церкви. Чтобы объяснить чудо соединения человека и Бога, которое может произойти в любых обстоятельствах жизни, святые отцы часто прибегали к неожиданным сравнениям. У святого Порфирия тоже был свой способ донести до людей суть этого труднейшего богословского аспекта веры. Он предлагал своим собеседникам... стать пленниками.
«Весь мир наполнен электромагнитными волнами, но мы их не видим. Но как только мы включаем радиоприемник, сразу же начинаем их воспринимать, опытно ощущать их действие. То же самое происходит, когда мы входим в духовный мир. Если мы живем Христом, мы парим, ощущаем великую радость и испытываем удивительные духовные переживания. Тогда мы постепенно становимся "пленниками" Христа. А когда человек становится "пленником" Христа, он уже не может злословить. Не может ненавидеть. Не может лгать. Не может, даже если захочет...»
Газета «Православная вера» № 07 (603)
Ольга ПротасоваПравославие и современность