«Армия Перуна». Политическое измерение русского неоязычества

Новости Москвы 
0
1047
Время на чтение 7 минут

Русское неоязычество, или родноверие (культ «родных богов»), - сравнительно новая религия для России, возникшая на рубеже 1980-1990-х годов, хотя и позиционирующая себя как возрождение верований дохристианской Руси. С тех пор неоязычество пережило рост адептов, хотя продолжает оставаться маргинальным явлением.

Что представляет собой русское неозычество в численном измерении? По данным социологов из Российской академии народного хозяйства и государственной службы, с которыми в 2015 году имел возможность ознакомиться автор статьи, среди респондентов в городах-миллионниках к адептам язычества отнесли себя около 0,01%. Причем в это число входят традиционно исповедующие язычество народы Поволжья, Урала, Сибири и Северного Кавказа. Таким образом, число родноверов (так называют себя русские неоязычники) в 140-миллионной России исчисляется максимум десятками тысяч.

Это подтверждают и данные по посещаемости обрядовых празднеств, проводимых крупными неоязыческими объединениями. Так, по данным объединения «Велесов круг», в 2015 году на проводимое им празднование Купалы на капище (неоязыческий обрядовый комплекс с идолами) под Малоярославцем (город в Калужской области поблизости от Москвы, что позволяет посещать там обряды жителям столицы) собралось около 1400 человек, годом позже в Рузском районе Московской области - около 800 человек. Подобные праздники проходили синхронно и в ряде других регионов России, прежде всего в центральных и южных, и собирают наиболее активных родноверов.

При этом, родноверие доминирует в ряде локальных общественных групп россиян.

- Можно сказать, что среди русских националистов, имеющих религиозные взгляды, в настоящее время большинство относит себя к родноверам и старается посещать на крупные праздники проводимые волхвами обряды, - говорит председатель совета по молодежной политике партии «Родина» Владимир Лактюшин, ранее состоявший в ряде крупных националистических объединений. - В 1990-е годы в среде националистов доминировало Русское национальное единство (РНЕ) Александра Баркашова, официально в своих документах позиционировавшее свою принадлежность к христианству в его традиционных для России формах. Сам Баркашов позже даже стал монахом, правда, в неканонической «катакомбной Церкви», некоторые другие лидеры организации создали православные организации (такие как «Русское возрождение»), ориентированные на каноническую Русскую православную церковь. После распада РНЕ в 2000 году лидерство в среде националистов перешло к субкультурам правых скинхедов и футбольных фанатов, где ближе к середине нулевых годов родноверие приобрело роль одного из идеологических факторов. К теме «родных богов» обращались тогда многие популярные в этой среде музыкальные группы, в Москве выступал с лекциями волхв Доброслав из Кировской области, один из основоположников родноверия в 90-е годы. Тогда же стало популярным посещение праздничных обрядов, проводимых волхвами, которые сразу совершили численный рывок с десятков до сотен участников.

Националистам импонировала воинская составляющая, пропагандируемая многими неоязыческими объединениями, которые охотно привлекали их для охраны своих мероприятий. Существовал и другой, параллельный процесс - политизация неоязыческих групп, участники которых ранее симпатиировали националистам.

Так, неоязыческая община Краснодара (областной центр на юге России) в 2006 году создала в городе отделение националистического Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ), позже запрещенного за экстремизм. Лидер краснодарского ДПНИ Мирослав Валькович вплоть до нынешнего момента является организатором «русских маршей» (ежегодных шествий националистов 4 ноября) в Краснодаре, а в этом году возглавил предвыборный штаб оппозиционера Алексея Навального в регионе.

В 2009 году отделение популярного националистического объединения «Русский Образ» было создано в Калуге (областной центр рядом с Москвой) на базе одной из местных неоязыческих общин. Совершавший обряды для этой общины волхв Темнозорь (Константин Сапожников) и возглавил калужское отделение «Русского Образа», которое подчеркнуто использовало неоязыческую рунику (письмо, стилизованное под славянские руны) и символику, организовывало лекции лидеров крупнейших объединений родноверов, - лидера Союза славянских общин славянской родной веры (ССО СРВ) Вадима Казакова и лидера «Велесова круга» волхва Велеслава (Ильи Черкасова).

Еще один пример - руководитель отделения созданной в 2012 году Национально-демократической партии в Новосибирске (областной центр в Сибири) Андрей Афанасьев одновременно является жрецом местной неоязыческой общины «Земля Даждьбога». Отправившись в 2014 году воевать в Донбасс в рядах ополчения, он участвовал в создании «роты родноверов» в бригаде «Призрак» Луганской народной республики.

С определенного момента родноверы стали активно и массово принимать участие со своей символикой в акциях националистов.

В соседнем Ставропольском крае в 2006 году неоязычники со своими знаменами заметно доминировали на «русском марше». В том же году в шествии националистов в Санкт-Петербурге принял участие со своими сторонниками лидер крупного неоязыческого объединения «Схорон еж словен» Богумил Голяк (Владимир Голяков), одетый в костюм жреца. Богумил и позже регулярно посещал акции националистов, духовно окормляя петербургское отделение неонацистского «Славянского союза» (ныне запрещенного).

В 2013 году на «русском марше» в Москве впервые была сформирована отдельная колонна родноверов (140-150 человек) со своей символикой и под руководством нового руководителя ССО СРВ волхва Белояра (Владимира Ионова) и одного из лидеров «Велесова круга» Дмитрия Мелаша, также часто позиционирующего себя как волхва. Ионов даже записал, стоя рядом с идолом, видеообращение к родноверам с призывом выйти на шествие националистов. Вновь такая колонна появилась на «русском марше» в 2016 году под предводительством Ивана Белецкого из «Велесова круга» (в одном из видеообращений он сказал, что «жреческий опыт у меня есть»), причем ее организаторы постарались привлечь на акцию представителей самых разных неоязыческих общин.

Если брать представленность адептов родноверия в политике, то прежде всего стоит упомянуть секретаря районного комитета Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) в Кировском районе Саратова (крупный областной центр в Поволжье) Владимира Маслова. Этот политик совершает как волхв в псевдославянской одежде обряды для своих приверженцев и активно лоббирует в городе через органы власти легализацию неоязыческой общины и установку объектов ее культа.

Парадоксально, но именно под крылом российской компартии нашли прибежище многие открытые неоязычники. Более того, в 2012 году при КПРФ было создано общественное движение «Русский Лад», целый ряд региональных филиалов которого тесно связан с неоязычниками, популяризирующими свои взгляды через общественную деятельность. Неоязычники участвовали в колонне «Русского Лада» в шествиях коммунистов 1 мая и 7 ноября в Москве, а благодаря помощи лидеров КПРФ даже проводили концерты на ракетных крейсерах Военно-морского флота России в Севастополе. В информационном сообщении о создании «Русского Лада» на сайте КПРФ принятие христианства Русью сравнивалось с тяжелыми вражескими нашествиями, подобными вторжению Наполеона или Чингисхана (подобная точка зрения широко распространена среди неоязычников).

В процитированном выше заявлении КПРФ принятие христианства Русь в 988 году также сравнивалось с «навязанным России колониальным либерализмом», то есть с системой действующей власти, которую коммунистическая оппозиция рассчитывает победить при помощи националистов. Аналогичным образом, с 2012 года в маршах либеральной оппозиции на Болотную площадь участвовала под флагами с неоязыческой символикой колонна незарегистрированной Российской правой партии, созданной видным пропагандистом неоязычества Владимиром Истарховым (автор нашумевшей в 1990-е книги «Удар русских богов») при участии представителей ряда неоязыческих общин.

В 2016 году активное сотрудничество с неоязычниками осуществляла в ходе выборов в Государственную Думу либеральная Партия народной свободы (ПарНаС) Михаила Касьянова. Упомянутый выше Мелаш, Белецкий и ряд их соратников по «Велесову кругу» занимались раздачей агитационных материалов ПарНаС в ряде округов Москвы и привлекли для этого значительное количество националистов как из столицы, так и из соседних регионов, рассматривая это как возможность проникнуть в большую политику и заявить о себе в ходе выборов. Идея о том, что до принятия христианством Русь представляла собой объединение свободно управляющихся общин (именно к этому состоянию предлагается вернуться вместо нынешней четкой вертикали власти в России), позволяет неоязычникам приобрести симпатии у части российских либералов.

Мелаш в 2014 году открыто выражал симпатии к украинскому батальону (затем полку) «Азов», призывая его бойцов к жестким действиям против православных ополченцев в Донбассе. В январе этого года данный представитель «Велесова круга» был оштрафован российским судом за публичную демонстрацию символики «Азова», запрещенной в России. В ряды этой части в 2014 году вступили ряд россиян, перед этим участвовавших в акциях неонацистов в Москве вместе с Мелашом.

В этой связи стоит отметить, что «Азов» также имеет генетическую связь с неоязычеством. Одним из создателей батальона был лидер неоязыческой общины Киева «Перунова рать» («рать» в смысле «войско») Ярослав Бабич. Тогда же деньги для вооружения полка собирали представители запорожской неоязыческой общины, обряды которой и тогда, и сейчас посещают представители «Азова». В январе 2015 года в ряды «Азова» вступил бывший «верховный волхв земли северокавказской» ССО СРВ Яромир (Сергей Букреев), продолжающий и на Украине участвовать в неоязыческих обрядах, поддерживая при этом связи со своими российским единомышленниками.

В 2016 году на базе полка под Мариуполем был установлен большой деревянный идол Перуна для бойцов части, к которым периодически приезжают волхвы. «Сыном Перуна» именует себя в социальных сетях руководитель общественного крыла «Азова» в Киеве Сергей Филимонов, посещающий местное капище со своими соратниками.

Ряд неоязычников в 2014 году вступил также в ряды добровольческого батальона «Айдар». Речь идет как о членах киевского объединения «Белый молот», официально демонстрирующего приверженность как нацизму, так и неоязычеству, так и, например, русская националистка из Ставропольского края Юлия Толопа.

Все эти моменты вызывают беспокойство со стороны правоохранительных органов, что выразилось в запрете в 2016 году проведения ряда крупных неоязыческих праздников под Москвой, а годом ранее - в обысках и последующем запрете деятельности общины «Дети Перуна», действующей в Ставропольском крае.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Мальцев
Зачем в российских СМИ популяризируют ненависть к мужчинам
Чего только не приписывают сильному полу – и лживость, и садизм, и самоутверждение за счет женщин
15.10.2024
Иран как «палочка-выручалочка» для российской экономики
Наша страна искала там турбины и ремонт авиалайнеров, одежду и бытовую технику
21.10.2023
Кто же завоеватель Сибири и угнетатель татар – Ермак или Кучум?
Чиновникам и татарским активистам элементарно не помешало бы знать историю
20.07.2020
«Чёрная Дача»: под Москвой уже сформировались мигрантские гетто
Произошло это буквально на наших глазах в 2013 – 2016 годах
06.07.2020
Все статьи Владислав Мальцев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07