Русское неоязычество, или родноверие (культ «родных богов»), - сравнительно новая религия для России, возникшая на рубеже 1980-1990-х годов, хотя и позиционирующая себя как возрождение верований дохристианской Руси. С тех пор неоязычество пережило рост адептов, хотя продолжает оставаться маргинальным явлением.
Что представляет собой русское неозычество в численном измерении? По данным социологов из Российской академии народного хозяйства и государственной службы, с которыми в 2015 году имел возможность ознакомиться автор статьи, среди респондентов в городах-миллионниках к адептам язычества отнесли себя около 0,01%. Причем в это число входят традиционно исповедующие язычество народы Поволжья, Урала, Сибири и Северного Кавказа. Таким образом, число родноверов (так называют себя русские неоязычники) в 140-миллионной России исчисляется максимум десятками тысяч.
Это подтверждают и данные по посещаемости обрядовых празднеств, проводимых крупными неоязыческими объединениями. Так, по данным объединения «Велесов круг», в 2015 году на проводимое им празднование Купалы на капище (неоязыческий обрядовый комплекс с идолами) под Малоярославцем (город в Калужской области поблизости от Москвы, что позволяет посещать там обряды жителям столицы) собралось около 1400 человек, годом позже в Рузском районе Московской области - около 800 человек. Подобные праздники проходили синхронно и в ряде других регионов России, прежде всего в центральных и южных, и собирают наиболее активных родноверов.
При этом, родноверие доминирует в ряде локальных общественных групп россиян.
- Можно сказать, что среди русских националистов, имеющих религиозные взгляды, в настоящее время большинство относит себя к родноверам и старается посещать на крупные праздники проводимые волхвами обряды, - говорит председатель совета по молодежной политике партии «Родина» Владимир Лактюшин, ранее состоявший в ряде крупных националистических объединений. - В 1990-е годы в среде националистов доминировало Русское национальное единство (РНЕ) Александра Баркашова, официально в своих документах позиционировавшее свою принадлежность к христианству в его традиционных для России формах. Сам Баркашов позже даже стал монахом, правда, в неканонической «катакомбной Церкви», некоторые другие лидеры организации создали православные организации (такие как «Русское возрождение»), ориентированные на каноническую Русскую православную церковь. После распада РНЕ в 2000 году лидерство в среде националистов перешло к субкультурам правых скинхедов и футбольных фанатов, где ближе к середине нулевых годов родноверие приобрело роль одного из идеологических факторов. К теме «родных богов» обращались тогда многие популярные в этой среде музыкальные группы, в Москве выступал с лекциями волхв Доброслав из Кировской области, один из основоположников родноверия в 90-е годы. Тогда же стало популярным посещение праздничных обрядов, проводимых волхвами, которые сразу совершили численный рывок с десятков до сотен участников.
Националистам импонировала воинская составляющая, пропагандируемая многими неоязыческими объединениями, которые охотно привлекали их для охраны своих мероприятий. Существовал и другой, параллельный процесс - политизация неоязыческих групп, участники которых ранее симпатиировали националистам.
Так, неоязыческая община Краснодара (областной центр на юге России) в 2006 году создала в городе отделение националистического Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ), позже запрещенного за экстремизм. Лидер краснодарского ДПНИ Мирослав Валькович вплоть до нынешнего момента является организатором «русских маршей» (ежегодных шествий националистов 4 ноября) в Краснодаре, а в этом году возглавил предвыборный штаб оппозиционера Алексея Навального в регионе.
В 2009 году отделение популярного националистического объединения «Русский Образ» было создано в Калуге (областной центр рядом с Москвой) на базе одной из местных неоязыческих общин. Совершавший обряды для этой общины волхв Темнозорь (Константин Сапожников) и возглавил калужское отделение «Русского Образа», которое подчеркнуто использовало неоязыческую рунику (письмо, стилизованное под славянские руны) и символику, организовывало лекции лидеров крупнейших объединений родноверов, - лидера Союза славянских общин славянской родной веры (ССО СРВ) Вадима Казакова и лидера «Велесова круга» волхва Велеслава (Ильи Черкасова).
Еще один пример - руководитель отделения созданной в 2012 году Национально-демократической партии в Новосибирске (областной центр в Сибири) Андрей Афанасьев одновременно является жрецом местной неоязыческой общины «Земля Даждьбога». Отправившись в 2014 году воевать в Донбасс в рядах ополчения, он участвовал в создании «роты родноверов» в бригаде «Призрак» Луганской народной республики.
С определенного момента родноверы стали активно и массово принимать участие со своей символикой в акциях националистов.
В соседнем Ставропольском крае в 2006 году неоязычники со своими знаменами заметно доминировали на «русском марше». В том же году в шествии националистов в Санкт-Петербурге принял участие со своими сторонниками лидер крупного неоязыческого объединения «Схорон еж словен» Богумил Голяк (Владимир Голяков), одетый в костюм жреца. Богумил и позже регулярно посещал акции националистов, духовно окормляя петербургское отделение неонацистского «Славянского союза» (ныне запрещенного).
В 2013 году на «русском марше» в Москве впервые была сформирована отдельная колонна родноверов (140-150 человек) со своей символикой и под руководством нового руководителя ССО СРВ волхва Белояра (Владимира Ионова) и одного из лидеров «Велесова круга» Дмитрия Мелаша, также часто позиционирующего себя как волхва. Ионов даже записал, стоя рядом с идолом, видеообращение к родноверам с призывом выйти на шествие националистов. Вновь такая колонна появилась на «русском марше» в 2016 году под предводительством Ивана Белецкого из «Велесова круга» (в одном из видеообращений он сказал, что «жреческий опыт у меня есть»), причем ее организаторы постарались привлечь на акцию представителей самых разных неоязыческих общин.
Если брать представленность адептов родноверия в политике, то прежде всего стоит упомянуть секретаря районного комитета Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) в Кировском районе Саратова (крупный областной центр в Поволжье) Владимира Маслова. Этот политик совершает как волхв в псевдославянской одежде обряды для своих приверженцев и активно лоббирует в городе через органы власти легализацию неоязыческой общины и установку объектов ее культа.
Парадоксально, но именно под крылом российской компартии нашли прибежище многие открытые неоязычники. Более того, в 2012 году при КПРФ было создано общественное движение «Русский Лад», целый ряд региональных филиалов которого тесно связан с неоязычниками, популяризирующими свои взгляды через общественную деятельность. Неоязычники участвовали в колонне «Русского Лада» в шествиях коммунистов 1 мая и 7 ноября в Москве, а благодаря помощи лидеров КПРФ даже проводили концерты на ракетных крейсерах Военно-морского флота России в Севастополе. В информационном сообщении о создании «Русского Лада» на сайте КПРФ принятие христианства Русью сравнивалось с тяжелыми вражескими нашествиями, подобными вторжению Наполеона или Чингисхана (подобная точка зрения широко распространена среди неоязычников).
В процитированном выше заявлении КПРФ принятие христианства Русь в 988 году также сравнивалось с «навязанным России колониальным либерализмом», то есть с системой действующей власти, которую коммунистическая оппозиция рассчитывает победить при помощи националистов. Аналогичным образом, с 2012 года в маршах либеральной оппозиции на Болотную площадь участвовала под флагами с неоязыческой символикой колонна незарегистрированной Российской правой партии, созданной видным пропагандистом неоязычества Владимиром Истарховым (автор нашумевшей в 1990-е книги «Удар русских богов») при участии представителей ряда неоязыческих общин.
В 2016 году активное сотрудничество с неоязычниками осуществляла в ходе выборов в Государственную Думу либеральная Партия народной свободы (ПарНаС) Михаила Касьянова. Упомянутый выше Мелаш, Белецкий и ряд их соратников по «Велесову кругу» занимались раздачей агитационных материалов ПарНаС в ряде округов Москвы и привлекли для этого значительное количество националистов как из столицы, так и из соседних регионов, рассматривая это как возможность проникнуть в большую политику и заявить о себе в ходе выборов. Идея о том, что до принятия христианством Русь представляла собой объединение свободно управляющихся общин (именно к этому состоянию предлагается вернуться вместо нынешней четкой вертикали власти в России), позволяет неоязычникам приобрести симпатии у части российских либералов.
Мелаш в 2014 году открыто выражал симпатии к украинскому батальону (затем полку) «Азов», призывая его бойцов к жестким действиям против православных ополченцев в Донбассе. В январе этого года данный представитель «Велесова круга» был оштрафован российским судом за публичную демонстрацию символики «Азова», запрещенной в России. В ряды этой части в 2014 году вступили ряд россиян, перед этим участвовавших в акциях неонацистов в Москве вместе с Мелашом.
В этой связи стоит отметить, что «Азов» также имеет генетическую связь с неоязычеством. Одним из создателей батальона был лидер неоязыческой общины Киева «Перунова рать» («рать» в смысле «войско») Ярослав Бабич. Тогда же деньги для вооружения полка собирали представители запорожской неоязыческой общины, обряды которой и тогда, и сейчас посещают представители «Азова». В январе 2015 года в ряды «Азова» вступил бывший «верховный волхв земли северокавказской» ССО СРВ Яромир (Сергей Букреев), продолжающий и на Украине участвовать в неоязыческих обрядах, поддерживая при этом связи со своими российским единомышленниками.
В 2016 году на базе полка под Мариуполем был установлен большой деревянный идол Перуна для бойцов части, к которым периодически приезжают волхвы. «Сыном Перуна» именует себя в социальных сетях руководитель общественного крыла «Азова» в Киеве Сергей Филимонов, посещающий местное капище со своими соратниками.
Ряд неоязычников в 2014 году вступил также в ряды добровольческого батальона «Айдар». Речь идет как о членах киевского объединения «Белый молот», официально демонстрирующего приверженность как нацизму, так и неоязычеству, так и, например, русская националистка из Ставропольского края Юлия Толопа.
Все эти моменты вызывают беспокойство со стороны правоохранительных органов, что выразилось в запрете в 2016 году проведения ряда крупных неоязыческих праздников под Москвой, а годом ранее - в обысках и последующем запрете деятельности общины «Дети Перуна», действующей в Ставропольском крае.