«Армия Перуна». Политическое измерение русского неоязычества

Новости Москвы 
0
1055
Время на чтение 7 минут

Русское неоязычество, или родноверие (культ «родных богов»), - сравнительно новая религия для России, возникшая на рубеже 1980-1990-х годов, хотя и позиционирующая себя как возрождение верований дохристианской Руси. С тех пор неоязычество пережило рост адептов, хотя продолжает оставаться маргинальным явлением.

Что представляет собой русское неозычество в численном измерении? По данным социологов из Российской академии народного хозяйства и государственной службы, с которыми в 2015 году имел возможность ознакомиться автор статьи, среди респондентов в городах-миллионниках к адептам язычества отнесли себя около 0,01%. Причем в это число входят традиционно исповедующие язычество народы Поволжья, Урала, Сибири и Северного Кавказа. Таким образом, число родноверов (так называют себя русские неоязычники) в 140-миллионной России исчисляется максимум десятками тысяч.

Это подтверждают и данные по посещаемости обрядовых празднеств, проводимых крупными неоязыческими объединениями. Так, по данным объединения «Велесов круг», в 2015 году на проводимое им празднование Купалы на капище (неоязыческий обрядовый комплекс с идолами) под Малоярославцем (город в Калужской области поблизости от Москвы, что позволяет посещать там обряды жителям столицы) собралось около 1400 человек, годом позже в Рузском районе Московской области - около 800 человек. Подобные праздники проходили синхронно и в ряде других регионов России, прежде всего в центральных и южных, и собирают наиболее активных родноверов.

При этом, родноверие доминирует в ряде локальных общественных групп россиян.

- Можно сказать, что среди русских националистов, имеющих религиозные взгляды, в настоящее время большинство относит себя к родноверам и старается посещать на крупные праздники проводимые волхвами обряды, - говорит председатель совета по молодежной политике партии «Родина» Владимир Лактюшин, ранее состоявший в ряде крупных националистических объединений. - В 1990-е годы в среде националистов доминировало Русское национальное единство (РНЕ) Александра Баркашова, официально в своих документах позиционировавшее свою принадлежность к христианству в его традиционных для России формах. Сам Баркашов позже даже стал монахом, правда, в неканонической «катакомбной Церкви», некоторые другие лидеры организации создали православные организации (такие как «Русское возрождение»), ориентированные на каноническую Русскую православную церковь. После распада РНЕ в 2000 году лидерство в среде националистов перешло к субкультурам правых скинхедов и футбольных фанатов, где ближе к середине нулевых годов родноверие приобрело роль одного из идеологических факторов. К теме «родных богов» обращались тогда многие популярные в этой среде музыкальные группы, в Москве выступал с лекциями волхв Доброслав из Кировской области, один из основоположников родноверия в 90-е годы. Тогда же стало популярным посещение праздничных обрядов, проводимых волхвами, которые сразу совершили численный рывок с десятков до сотен участников.

Националистам импонировала воинская составляющая, пропагандируемая многими неоязыческими объединениями, которые охотно привлекали их для охраны своих мероприятий. Существовал и другой, параллельный процесс - политизация неоязыческих групп, участники которых ранее симпатиировали националистам.

Так, неоязыческая община Краснодара (областной центр на юге России) в 2006 году создала в городе отделение националистического Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ), позже запрещенного за экстремизм. Лидер краснодарского ДПНИ Мирослав Валькович вплоть до нынешнего момента является организатором «русских маршей» (ежегодных шествий националистов 4 ноября) в Краснодаре, а в этом году возглавил предвыборный штаб оппозиционера Алексея Навального в регионе.

В 2009 году отделение популярного националистического объединения «Русский Образ» было создано в Калуге (областной центр рядом с Москвой) на базе одной из местных неоязыческих общин. Совершавший обряды для этой общины волхв Темнозорь (Константин Сапожников) и возглавил калужское отделение «Русского Образа», которое подчеркнуто использовало неоязыческую рунику (письмо, стилизованное под славянские руны) и символику, организовывало лекции лидеров крупнейших объединений родноверов, - лидера Союза славянских общин славянской родной веры (ССО СРВ) Вадима Казакова и лидера «Велесова круга» волхва Велеслава (Ильи Черкасова).

Еще один пример - руководитель отделения созданной в 2012 году Национально-демократической партии в Новосибирске (областной центр в Сибири) Андрей Афанасьев одновременно является жрецом местной неоязыческой общины «Земля Даждьбога». Отправившись в 2014 году воевать в Донбасс в рядах ополчения, он участвовал в создании «роты родноверов» в бригаде «Призрак» Луганской народной республики.

С определенного момента родноверы стали активно и массово принимать участие со своей символикой в акциях националистов.

В соседнем Ставропольском крае в 2006 году неоязычники со своими знаменами заметно доминировали на «русском марше». В том же году в шествии националистов в Санкт-Петербурге принял участие со своими сторонниками лидер крупного неоязыческого объединения «Схорон еж словен» Богумил Голяк (Владимир Голяков), одетый в костюм жреца. Богумил и позже регулярно посещал акции националистов, духовно окормляя петербургское отделение неонацистского «Славянского союза» (ныне запрещенного).

В 2013 году на «русском марше» в Москве впервые была сформирована отдельная колонна родноверов (140-150 человек) со своей символикой и под руководством нового руководителя ССО СРВ волхва Белояра (Владимира Ионова) и одного из лидеров «Велесова круга» Дмитрия Мелаша, также часто позиционирующего себя как волхва. Ионов даже записал, стоя рядом с идолом, видеообращение к родноверам с призывом выйти на шествие националистов. Вновь такая колонна появилась на «русском марше» в 2016 году под предводительством Ивана Белецкого из «Велесова круга» (в одном из видеообращений он сказал, что «жреческий опыт у меня есть»), причем ее организаторы постарались привлечь на акцию представителей самых разных неоязыческих общин.

Если брать представленность адептов родноверия в политике, то прежде всего стоит упомянуть секретаря районного комитета Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) в Кировском районе Саратова (крупный областной центр в Поволжье) Владимира Маслова. Этот политик совершает как волхв в псевдославянской одежде обряды для своих приверженцев и активно лоббирует в городе через органы власти легализацию неоязыческой общины и установку объектов ее культа.

Парадоксально, но именно под крылом российской компартии нашли прибежище многие открытые неоязычники. Более того, в 2012 году при КПРФ было создано общественное движение «Русский Лад», целый ряд региональных филиалов которого тесно связан с неоязычниками, популяризирующими свои взгляды через общественную деятельность. Неоязычники участвовали в колонне «Русского Лада» в шествиях коммунистов 1 мая и 7 ноября в Москве, а благодаря помощи лидеров КПРФ даже проводили концерты на ракетных крейсерах Военно-морского флота России в Севастополе. В информационном сообщении о создании «Русского Лада» на сайте КПРФ принятие христианства Русью сравнивалось с тяжелыми вражескими нашествиями, подобными вторжению Наполеона или Чингисхана (подобная точка зрения широко распространена среди неоязычников).

В процитированном выше заявлении КПРФ принятие христианства Русь в 988 году также сравнивалось с «навязанным России колониальным либерализмом», то есть с системой действующей власти, которую коммунистическая оппозиция рассчитывает победить при помощи националистов. Аналогичным образом, с 2012 года в маршах либеральной оппозиции на Болотную площадь участвовала под флагами с неоязыческой символикой колонна незарегистрированной Российской правой партии, созданной видным пропагандистом неоязычества Владимиром Истарховым (автор нашумевшей в 1990-е книги «Удар русских богов») при участии представителей ряда неоязыческих общин.

В 2016 году активное сотрудничество с неоязычниками осуществляла в ходе выборов в Государственную Думу либеральная Партия народной свободы (ПарНаС) Михаила Касьянова. Упомянутый выше Мелаш, Белецкий и ряд их соратников по «Велесову кругу» занимались раздачей агитационных материалов ПарНаС в ряде округов Москвы и привлекли для этого значительное количество националистов как из столицы, так и из соседних регионов, рассматривая это как возможность проникнуть в большую политику и заявить о себе в ходе выборов. Идея о том, что до принятия христианством Русь представляла собой объединение свободно управляющихся общин (именно к этому состоянию предлагается вернуться вместо нынешней четкой вертикали власти в России), позволяет неоязычникам приобрести симпатии у части российских либералов.

Мелаш в 2014 году открыто выражал симпатии к украинскому батальону (затем полку) «Азов», призывая его бойцов к жестким действиям против православных ополченцев в Донбассе. В январе этого года данный представитель «Велесова круга» был оштрафован российским судом за публичную демонстрацию символики «Азова», запрещенной в России. В ряды этой части в 2014 году вступили ряд россиян, перед этим участвовавших в акциях неонацистов в Москве вместе с Мелашом.

В этой связи стоит отметить, что «Азов» также имеет генетическую связь с неоязычеством. Одним из создателей батальона был лидер неоязыческой общины Киева «Перунова рать» («рать» в смысле «войско») Ярослав Бабич. Тогда же деньги для вооружения полка собирали представители запорожской неоязыческой общины, обряды которой и тогда, и сейчас посещают представители «Азова». В январе 2015 года в ряды «Азова» вступил бывший «верховный волхв земли северокавказской» ССО СРВ Яромир (Сергей Букреев), продолжающий и на Украине участвовать в неоязыческих обрядах, поддерживая при этом связи со своими российским единомышленниками.

В 2016 году на базе полка под Мариуполем был установлен большой деревянный идол Перуна для бойцов части, к которым периодически приезжают волхвы. «Сыном Перуна» именует себя в социальных сетях руководитель общественного крыла «Азова» в Киеве Сергей Филимонов, посещающий местное капище со своими соратниками.

Ряд неоязычников в 2014 году вступил также в ряды добровольческого батальона «Айдар». Речь идет как о членах киевского объединения «Белый молот», официально демонстрирующего приверженность как нацизму, так и неоязычеству, так и, например, русская националистка из Ставропольского края Юлия Толопа.

Все эти моменты вызывают беспокойство со стороны правоохранительных органов, что выразилось в запрете в 2016 году проведения ряда крупных неоязыческих праздников под Москвой, а годом ранее - в обысках и последующем запрете деятельности общины «Дети Перуна», действующей в Ставропольском крае.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Мальцев
Чем плоха новая экранизация романа Юлиана Семёнова
«Противостояние» с историей и логикой
13.12.2024
Зачем в российских СМИ популяризируют ненависть к мужчинам
Чего только не приписывают сильному полу – и лживость, и садизм, и самоутверждение за счет женщин
15.10.2024
Иран как «палочка-выручалочка» для российской экономики
Наша страна искала там турбины и ремонт авиалайнеров, одежду и бытовую технику
21.10.2023
Кто же завоеватель Сибири и угнетатель татар – Ермак или Кучум?
Чиновникам и татарским активистам элементарно не помешало бы знать историю
20.07.2020
Все статьи Владислав Мальцев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Валите из России, поклонники Трампа!
Новый комментарий от РОНОЛ
21.01.2025 12:42
План «церковной заморозки»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.01.2025 12:03
Воспользуется ли Россия расколом Запада?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.01.2025 11:01
Самарских чиновников – любителей шишиг – к ответу!
Новый комментарий от Сергей из НН
21.01.2025 10:40
Нехарактерный миграционный случай
Новый комментарий от Сергей из НН
21.01.2025 10:34
Церковный «собор» в Киеве 1918-1919 годов
Новый комментарий от Сергей из НН
21.01.2025 10:30
Работать? Ни-ни!
Новый комментарий от С. Югов
21.01.2025 09:15