Учиться в летней школе? Наверняка большинство школьников содрогнутся от этой мысли - летом нужно отдыхать, какая тут учеба и домашние задания!.. Но что если эта школа - в Крыму, а занятия совсем не похожи на обычные уроки? О том, как здорово учиться в такой школе, мы узнали из первых уст, от преподавателей и учеников - победителей грантового проекта Саратовской православной духовной семинарии «Молодежь. Общество. Будущее».
Попасть в летнюю школу было не так-то просто. Для школьников 6-11 классов организовали одноименный конкурс, который проходил в два этапа: заочный - с декабря по март - и очный - 29 апреля в Саратовской православной духовной семинарии. В первом туре приняли участие более шестисот школьников из тридцати регионов России. Все они зарегистрировались на специально созданном Интернет-портале и выполнили задания по одному из четырех направлений: обществознание, культурология, религиоведение, основы православной культуры. Ребятам нужно было написать эссе на одну из предложенных тем и проанализировать высказывание - цитату из Священного Писания, святых отцов или именитых ученых. Работы проверяли преподаватели семинарии и философского факультета СГУ - они отобрали 250 человек для участия во втором этапе.
Очный тур проходил по тем же конкурсным направлениям. Для школьников подготовили тест и уже более сложные темы для эссе. Для некоторых участников из отдаленных регионов России был организован дистанционный тур. Вместо теста им предложили творческое задание: ребята анализировали отражение социальных проблем в картинах известных художников и описывали символическое значение богослужебных предметов.
По итогам очного тура было определено 24 победителя в двух возрастных группах - 6-8 и 9-11 классы. Среди победителей - ребята из Саратова и области, Волгограда, Самарской и Московской областей, Красноярского и Пермского краев. За первое место дети получили планшет, за второе - внешний жесткий диск, за третье - mp3‑плеер. Но самый главный приз для каждого из них - это участие в летней школе в Крыму.
Перед поездкой ребята и преподаватели собрались в храме во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ, где был совершен молебен о путешествующих. А дальше - с 9 по 19 августа - десять насыщенных дней в детском оздоровительном лагере «Кипарис» в городе Алушта, где для летней школы была организована специальная смена.
- Совместно с администрацией лагеря мы составили программу, в которой были и традиционные для лагерного отдыха мероприятия, и учебные занятия, - рассказывает руководитель проекта Дина Михайловна Соколова. - С утра, как обычно, зарядка, потом хореография, купание в море или плавание в бассейне. То есть первая половина дня была занята активными развлечениями. После обеда начинались занятия и различные творческие мероприятия - к примеру, фотоквест, танцевальный марафон. Все это проводили опытные вожатые, а мы занимались учебной и организационной составляющей. Кроме того, было две экскурсии - в дельфинарий и дендропарк.
Лекции по направлению «Обществознание» проводили руководитель юридической службы Саратовской епархии Елена Михайловна Морозкина и юрисконсульт СПДС Людмила Владимировна Порохова. На занятиях обсуждались вопросы становления и развития государства и права. Практические занятия прошли в форме игры «брейн-ринг». Образовательную программу по направлению «Культурология» подготовила преподаватель семинарии Елена Александровна Севостьянова. На первом занятии участники школы познакомились с английскими пословицами библейского происхождения, узнали много интересных фактов об истории и культуре Великобритании и первых британских мучениках за Христа. На втором занятии обсуждались мифы и легенды, связанные с жизнью святого Патрика, просветителя Ирландии. Все занятия по этому направлению велись на английском языке - так ребята смогли попрактиковаться и развить еще и свои лингвистические способности.
Священник Петр Пчелинцев и студент СПДС Владислав Силаев провели лекции и практические занятия по направлению «Религиоведение». Лекции были посвящены вопросам спасения в традиционных религиях - иудаизме, христианстве, исламе, буддизме - и пониманию святости в различных христианских конфессиях. Практическая часть была построена по модели богословского диспута. Занятия по основам православной культуры провел руководитель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Сергий Штурбабин. В ходе занятий ребята узнали о том, что именно с Крыма началось распространение многовековых христианских традиций на Русской земле. Участники летней школы узнали также подробности жизни святого равноапостольного князя Владимира и Крещения Руси, познакомились с жизнеописаниями святителя Гурия (Карпова) и святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
В воскресный день дети и преподаватели молились за Божественной литургией в храме во имя всех крымских святых и великомученика Феодора Стратилата, который также находится в Алуште. Желающие причастились Святых Христовых Таин.
- Когда мы возвращались в Саратов, то задавали детям вопросы - нам было интересно получить их отзывы о проекте, - делится с нами Дина Соколова. - У ребят разные интересы: кому-то больше понравилось обществознание, кому-то - религиоведение. При этом очень многие из них на занятиях что-то записывали, делали пометки, что почитать на ту или иную тему дома. Это хороший показатель, потому что когда мы писали образовательную программу, перед нами стояла сложная задача: с одной стороны, хотелось, чтобы они за эти десять дней отдохнули, пообщались друг с другом, с другой стороны, нужно было дать им какие-то знания. И мы поставили такую цель: заинтересовать детей тем, о чем они смогут более подробно прочитать уже по возвращении домой. Этот проект - наш первый опыт, теперь мы уже лучше знаем, что интересно подобной аудитории, а что менее интересно, как строить с ней диалог. Опыт был интересен еще и тем, что со школьниками работали вузовские преподаватели. Проект мы планируем продолжить - в следующем году конкурс будет, но пока не знаем, в каком формате. О приеме мы еще не объявляли, но некоторые потенциальные участники уже присылают нам письма, где сообщают о желании попробовать свои силы.
- Дети, с которыми мы работали в летней школе, - умные, начитанные, думающие, - рассказывает Елена Севостьянова. - Было очень приятно с ними заниматься. Но самым главным положительным моментом, мне кажется, было всё-таки общение этих ребят между собой. Когда мы после богослужения вели их в лагерь, я наблюдала за ними: прошло три-четыре дня, как мы приехали, а они все общались, словно друзья закадычные, им было друг с другом действительно интересно. Причем их разговоры не были пустыми - они спорили о серьезных вещах.
Поделиться впечатлениями о летней школе мы попросили и самих ребят.
- В будущем я хочу получить юридическое образование, и в летней школе для меня наиболее интересными были занятия по обществознанию, - вспоминает Даниил Жижин из города Чайковского Пермского края. - Я каждый год бываю в разных лагерях, а вот в летней школе - впервые. И мне кажется, это гораздо полезнее, чем обычный отдых в лагере.
Лизе Пушкариной из поселка Возрождение Саратовской области о конкурсе рассказала учительница.
- Я выбрала направление «Основы православной культуры», писала эссе на тему «Что есть любовь?», - поясняет она. - Думаю, что сущность любви в том, чтобы помогать людям: если ты кого-то любишь, то ты ему помогаешь. Это идет от семьи: научишься любить в семье - научишься любить и окружающих. Лагерь просто замечательный, мне было здесь интересно, плюс к этому здесь очень теплое отношение взрослых.
- Ссылку на информацию о конкурсе мне дал настоятель Покровского храма священник Сергий Протасов, - говорит Юлия Крылова из Петровска. - Я решила поучаствовать, поскольку люблю такие конкурсы. Выбрала религиоведение, потому что этот предмет мне более близок и интересен, я много по нему знаю. Лагерь мне понравился, десять дней пролетели как один - мы никогда не сидели на месте!
- Меня на участие в конкурсе мотивировал учитель истории и обществознания, - рассказывает Гузель Рыбакова из Самарской области. - Когда увидела в списке победителей свою фамилию, сразу побежала к маме: «Я еду в Крым!». Трудно описать радость, которую я испытала. В Крыму столько пластов истории, столько храмов, живописных мест! Можно сказать, что это живая история, и мы побывали внутри нее.
Итогом работы летней школы станут видеоролики, посвященные актуальным проблемам развития общества, сохранения в нем духовно-нравственных ценностей и воспитания молодежи. Участие в подготовке этих роликов приняли сами ребята. Итоговая конференция по проекту, где будут представлены, в том числе, и видеоматериалы, пройдет в сентябре. На ней победителей конкурса наградят ценными подарками.
Фото из архива летней школы
Газета «Православная вера» № 17 (589)
Яна КонченкоИсточник: Православие и современность