Какие шансы у российского «Магистрального самолета XXI века» конкурировать с Boeing и Airbus

Дмитрий Медведев 
0
2956
Время на чтение 7 минут

МС-21: возрождение авиапрома на американских «движках»

Премьер-министр РФ <a href=Дмитрий Медведев (в центре) во время церемонии выкатки магистрального самолета МС-21-300 на авиационном заводе корпорации "Иркут"" hspace="8" align="left" /> Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев (в центре) во время церемонии выкатки магистрального самолета МС-21-300 на авиационном заводе корпорации «Иркут» (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Первый летный экземпляр российского узкофюзеляжного самолета МС-21 покинул цех окончательной сборки на авиационном заводе корпорации «Иркут». Об этом 4 мая сообщили «Известия» со ссылкой на источник в авиационной отрасли.

В пресс-службе корпорации сначала не комментировали новость, а потом подтвердили - первый летный экземпляр МС-21 действительно готовится к тестовому полету. Позже глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что летные испытания «Магистрального самолета XXI века» (МС-21) начнутся через несколько недель.

По информации «Известий», на предстоящем предполетном этапе подготовки самолет ожидает первая заправка авиакеросином, прогон двигателей на разных режимах работы, предполетное тестирование работы всех бортовых систем, движение по рулежным дорожкам, разбег с торможением, разбег с отрывом передней стойки шасси и затем взлет. Все заключительные этапы работ, включая первый испытательный полет, будут проводиться в режиме секретности. Публичная презентация будет организована позднее.

Ожидается, что летные образцы поступят «Аэрофлоту» в конце 2018-начале 2019 года: для авиакомпании уже заказаны 50 единиц МС-21. «Иркут» и «Аэрофлот», отмечает СМИ, уже ведут переговоры о техническом облике МС-21. «Проходят встречи со специалистами авиакомпании, отвечающими за качество обслуживания, пилотами, бортпроводниками, техниками. Также обсуждаются условия послепродажного обслуживания», - добавил собеседник газеты из корпорации «Иркут».

По данным, опубликованным на сайте корпорации «Иркут», на поставку 175 самолетов МС-21 уже подписаны твердые контракты, при этом портфель «мягких» заказов превышает сто самолетов. Как замечают СМИ, первым иностранным заказчиком могут стать «Азербайджанские авиалинии», которые недавно подписали меморандум с «Ильюшин Финанс» о заинтересованности в покупке до февраля 2017 года десяти самолетов МС-21. Также заключено соглашение о намерении с египетской Cairo Aviation на поставку до десяти самолетов и с индонезийской Crecom Burj Berthad. Как заявляли в ОАК, интерес к самолету проявляли Саудовская Аравия и Иран.

Напомним, что «Магистральный самолет XXI века» - первый российский среднемагистральный самолет и вторая после Sukhoi Superjet-100 масштабная отечественная разработка в сфере гражданской авиации со времен Советского Союза. Пока разрабатываются две версии машины: МС-21-300 на 163-211 мест и более компактный вариант судна - МС-21-200 на 132-165 мест.

Лайнер, заявленный как конкурент Boeing-737 MAX и Airbus A320neo, должен был подняться в воздух еще в феврале-марте 2017 года, однако сроки были сдвинуты. В октябре 2016 года СМИ сообщали о том, что на поддержку продаж МС-21 до 2025 года потребуется около 200 миллиардов рублей. Около 100 миллиардов рублей необходимы в качестве субсидий лизинговым компаниям для того, чтобы они устанавливали на МС-21 конкурентоспособную процентную ставку, еще 75 миллиардов пойдет производителю лайнера - корпорации «Иркут» - на создание системы послепродажного техобслуживания и гарантию остаточной стоимости.

Каковы перспективы российского самолета 21 века?

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов считает, что самолет будет востребован Минобороны и другими российскими силовыми структурами - ФСБ и МЧС.

- Так, заместитель главы Минобороны Юрий Борисов отмечал, что МС-21 мог бы заменить Ту-134 и Ту-154, используемые ведомством для перевозки людей, а также в качестве «спецбортов» для руководства ведомства и командования. Хотя, конечно, самолеты Ту-214 в значительно степени эту нишу уже закрыли. Но если не брать силовые структуры, то есть твердый контракт с «Аэрофлотом», заключены соглашения о намерениях с рядом стран.

На мой взгляд, при определенных условиях МС-21 сможет завоевать свою нишу, причем на рынках тех странах, у которых не очень много денег и у которых сложные отношения с Евросоюзом и США - это Северная Корея или Иран. Скажем, не так давно государственный авиаперевозчик Ирана Iran Air подписал соглашение с авиаконцерном Boeing на покупку 80 пассажирских лайнеров, однако не исключено, что администрация Трампа пересмотрит этот контракт. Кроме того, самолет могут взять латиноамериканские страны, например, Куба, Венесуэла.

«СП»: - Во многих официальных заявлениях подчеркивается, что МС-21 составит конкуренцию машинам Boeing и Airbus.

- Я думаю, вряд ли. Но если мы выйдем на темп производства 30-50 самолетов в год (в «Иркуте» озвучивалась цифра 70 - «СП»), то уже будет неплохо. Как минимум, задача сохранения компетенций в крупном авиастроении будет решена. Для сравнения: Boeing и Airbus выпускают по 100 бортов в месяц. Но в любом случае доверие этому самолету у перевозчиков еще предстоит завоевать. Поэтому сначала он полетает у «Аэрофлота». А потом, когда все заинтересованные посмотрят его реальные показатели - насколько он экономичен, легок и удобен в обслуживании, тогда и будут приниматься решения о закупке инозаказчиками.

Самолет Sukhoi Superjet 100 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Кстати, у МС-21 в отличие от Superjet, есть достаточно убедительный «экспортный» козырь - современные американские двигатели Pratt & Whitney семейства PW1000G. С этой точки зрения самолет будет более привлекательным, чем Superjet в своем сегменте, у которого свои особые движки PowerJet SaM146. Американцы все поставили без проблем - это ведь гражданский сегмент. Для силовых структур предусмотрен МС-21 с отечественным двигателем ПД-14.

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев говорит, что для любого проекта всегда проводятся расчеты, связанные с перспективами того или иного самолёта.

- С одной стороны, есть прогнозы по спросу на воздушные суда на ближайшие 20 лет в сегменте узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов, в котором и представлен МС-21. Их делают и Boeing, и Airbus, и ОАК, и независимые исследователи. С другой - есть портфели заказов Boeing и Airbus, которые уже сформированы на среднесрочную перспективу, и производственные возможности. Так вот, если говорить о долгосрочной 20-летней перспективе и имеющихся контрактах Boeing, Airbus, COMAC и «Иркут», то примерно 75% перспективных прогнозируемых потребностей сегодня законтрактовано.

Вторая цифра заключается в том, что промышленные возможности производителей, присутствующих в этой нише, перекрывают прогнозируемый спрос. То есть спрос на такие самолеты не обеспечит полной загрузки мощностей. А дальше возникает вопрос - какие факторы и в какую стороны должны сложится, чтобы российский продукт получил большее распространение, чем продукты конкурентов. Сегодня значительная часть факторов уже известна.

Основные летно-технические характеристики МС-21 будут подтверждены в течение нынешнего года. Правда, речь идет о модели МС-21 300, а не 200, но все равно понять его весовые характеристики, расход топлива и т. д. можно будет уже к концу 2017-го. И можно будет говорить, в какой мере заявленные разработчиками параметры оказались выполненными. Это - безусловно, важный фактор, влияющий на выбор авиакомпаний, которым хочется получить обещанный продукт - превосходящий конкурентов по величине затрат компании на пассажир-километр. Понятно, что рост цен на нефть и, как следствие, на керосин, будет играть на руку всем самолетам, в том числе нового поколения. Имея высокие показатели по топливной эффективности, МС-21 будет смотреться очень даже неплохо.

«СП»: - А о каких негативных факторах можно говорить?

- Скажем так: некоторые в целом играют «за» Россию, а некоторые - против. Нынешняя ситуация, связанная с санкциями, девальвацией национальной валюты и т. д., привела к тому, что стоимость труда в России стала ниже, чем в Китае. Поэтому вклад в себестоимость конечного изделия, который дает «труд», в России минимален. Это - конкурентное преимущество, но оно отнюдь не является решающим, потому что есть большое количество комплектующих, приобретаемых за рубежом. С другой стороны, экономические санкции привели к тому, что западные финансовые рынки закрыты для российских производителей, а они могли бы обеспечить достаточно привлекательную ставку по кредитам, выдаваемым под самолеты.

Другими словами, финансирование поставок - это сложнейший элемент обеспечения конкурентоспособности любого продукта. И здесь Россия выглядит не очень хорошо. Кредиты коммерческих банков имеют, мягко говоря, не рыночную ставку, а эффективная ставка может быть снижена за счет механизмов субсидирования, которые требуют бюджетной поддержки. Тут мы упираемся в возможности бюджета Российской Федерации. А как известно, в разных случаях нужно предоставить до 85% от стоимости товара или сделки в виде долгосрочного кредита. В этом смысле придется потратить огромные суммы на субсидирование кредитов, выдаваемых при поставке техники. Хотя понятно, что с точки зрения бюджетной эффективности такое расходование средств оправдано, потому что генерирует огромное количество рабочих мест, косвенных налогов и т. д.

«СП»: - То есть формально МС-21 может занять достойное место на российском рынке и в отдельных странах - нишевое присутствие?

- Конечно. Отдельно стоят вопросы, связанные с построением системы послепродажного обслуживания. Для любого нового продукта в момент его выхода на рынок все комплектующие, агрегаты, электронные блоки есть только на первичном рынке. Поэтому приобретение любой запчасти обходится в очень большие деньги. Мы это видим на примере Superjet. С этой точки зрения для МС-21 нужно, чтобы производитель получил поддержку в части наполнения складов запчастей, чтобы была возможность не покупать новые. То есть за счет различных механизмов взаимодействия с производителем обеспечивать летную годность и полеты воздушных судов, не нагружая дополнительными финансовыми затратами эксплуатантов.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Антон Мардасов
Все статьи Антон Мардасов
Андрей Фролов
Все статьи Андрей Фролов
Дмитрий Медведев
Высокомерие и бессильная злоба Запада
О протестах в Грузии и необходимости ужесточения российского закона об иностранных агентах
17.04.2024
«Заявление Байдена – абсолютное зло»
Поддерживая идею оказания военной помощи Киеву, американский президент становится соучастником террористической деятельности
11.04.2024
«Здесь не прикрыться иммунитетами»
Очевидно, что Макрон и ряд других западных руководителей – спонсоры ужасного теракта в Крокусе
09.04.2024
«Что делать? Крошить бандеровских свиней»
Украина де факто давно превратилась в террористическое государство
04.04.2024
«Совершенное злодеяние поражает своим цинизмом и жестокостью»
В подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт с огромным количеством погибших и раненых
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06