23 мая следствие предъявило бывшему министру экономического развития РФ Алексею Улюкаеву обвинение по делу о коррупции в окончательной редакции. Об этом сообщила официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.
«Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета РФ бывшему министру экономического развития Алексею Улюкаеву предъявлено обвинение в окончательной редакции в совершении преступления, предусмотренного частью 6 статьи 290 Уголовного кодекса РФ (получение взятки лицом, занимающим государственную должность, в особо крупном размере)», - заявила Петренко.
По этому обвинению Улюкаеву грозит до 15 лет тюремного заключения, но сам экс-министр вины не признает, хотя обещает «максимально сотрудничать со следствием». Вскоре после задержания адвокаты подозреваемого заявили, что он считает все произошедшее провокацией. Следствие, в свою очередь, утверждает, что имеет весомые доказательства - аудио- и видеозаписи, а также специфические следы пальцев на купюрах. В ближайшее время обвиняемый и его защитники начнут знакомиться с материалами дела.
Напомним, что о возбуждении уголовного дела в отношении Алексея Улюкаева стало известно 15 ноября 2016 года. В тот же день президент РФ Владимир Путин освободил его от должности «в связи с утратой доверия».
В СКР затем пояснили, что Улюкаев подозревается в получении взятки в размере двух миллионов долларов за положительную оценку, выданную Минэкономразвития «Роснефти». Без этого заключения компания не смогла бы осуществить приобретение государственного пакета акций «Башнефти» в размере 50%. Несмотря на этот факт, сама сделка следственными и другими органами не оспаривалась. С 15 ноября экс-министр находился под домашним арестом.Суд арестовал более одного миллиона долларов и 280 миллионов рублей на банковских счетах Алексея Улюкаева, а затем и принадлежащие ему десять земельных участков и жилой дом в Смоленской области.
Впрочем, обвинения в коррупции вовсе не гарантируют, что Алексей Улюкаев действительно будет осужден или получит серьезный срок. Напрашивается сравнение с делом бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, отправленного в отставку на фоне расследования уголовных дел о миллиардных хищениях в «Оборонсервисе» и ряда более мелких дел. Сам Сердюков также был фигурантом одного из них, но, в отличие от Улюкаева, ему вменяли не получение взятки, а халатность.
В итоге, Сердюков попал под амнистию в связи с 20-летием Конституции РФ. Сегодня Анатолий Сердюков занимает должность индустриального директора авиационного комплекса госкорпорации «Ростех», а также был выдвинут правительством в совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК)
Главной же обвиняемой в деле «Оборонсервиса» стала бывшая глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева. В 2015 году суд приговорил ее к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима за мошенничество. Но отбывала наказание экс-чиновница всего три месяца. В срок заключения ей было засчитано пребывание под домашним арестом, а затем районный суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Васильевой, которая возместила ущерб в размере около 200 миллионов рублей. В апреле СМИ сообщили о том, что экс-чиновнице возвращено имущество, находившееся под арестом.
С другой стороны, ситуация в стране за последние несколько лет изменилась. Тема борьбы с коррупцией крепко взята на вооружение оппозиционными силами. 26 марта по всей России прошли митинги против коррупции, а на московскую демонстрацию вышли, по официальным данным, 8 тысяч человек, а по неофициальным - около 15 тысяч. В преддверии президентских выборов, которые состоятся уже в 2018 году, оправдательный приговор в обществе «не поймут». Ведь в свое время тому же Ходорковскому российская Фемида отвалила по полной программе.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв считает, что шансы на то, что экс-министр понесет наказание, достаточно высоки.
- Дело Улюкаева имеет принципиальное отличие от дела Сердюкова. Дело Сердюкова - это ситуация, когда сажать никого не хотелось, но ребята так «заигрались», что не реагировать на это было нельзя. В случае с Улюкаевым явно есть силы и структуры, которые считают, что дело нужно довести до конца. Поэтому такая вероятность велика.
«СП»: - Насколько велика?
- Многое будет зависеть от общественного мнения и предвыборной ситуации. Скорее всего, осужден экс-министр будет. Но у нас и Васильева была осуждена. Вопрос в том, понесет ли он реальное наказание или все закончится набором административно-юридически фортелей. Вот это и будет зависеть от того, как станет развиваться ситуация в стране. В какой-то момент самым разумным шагом власти будет наказание Улюкаева. Но когда именно этот момент придет и как долго он продлится, сегодня сказать нельзя.
Тем более что разыгрывание карты борьбы с коррупцией, с одной стороны, провоцирует власть на активную деятельность в этой сфере, а с другой - создает условия, чтобы этот процесс остановить. Не конкретно дело Улюкаева, а борьбу с коррупцией вообще.
«СП»: - Почему?
- Потому что в какой-то момент борьба с коррупцией превращается в борьбу с властью. Не потому, что власть коррумпирована, а потому, что те, кто развалил Советский Союз в 1991 году, изначально боролись против привилегий партийных чиновников. А получилось все совсем иначе. Если власть почувствует в борьбе с коррупцией угрозу для существования государства, ситуация может измениться кардинально.
Возникнет ли такая ситуация, зависит от восприятия Алексея Навального и «навальнизма» российским обществом. Если он станет героем народа, ситуация может резко изменится. Если же нет, то Улюкаева, скорее всего, осудят и накажут, но, как пел Высоцкий, «в 33 распяли, но не сильно».
«СП»: - Как именно может «резко измениться» ситуация?
- Для любой власти самая большая опасность - это слабость. Если власть пойдет на поводу у толпы, любой толпы, это станет концом этой власти. Это показали Николай Второй, Людовик XVI и даже Михаил Горбачев. В какой-то момент власть, даже борясь с коррупцией, может оказаться заложником ситуации.
Речь идет не о том, что злые чиновники боятся справедливости. Хотя и такой элемент присутствует - каждый защищает себя, как может. Но более важно то, что коррупция может быть использована, как метод развала государства. Васильеву посадили не потому, что кто-то хотел ее наказать. Хотели бы, она сидела бы до сих пор. Но ее деятельность стала представлять угрозу для власти, она приняла уже какие-то совершенно фантастические масштабы.
Политолог, декан факультета «Социология и политология» Финансового университета Александр Шатилов также полагает, что судьба экс-министра во многом будет зависеть от внутриполитической ситуации в стране.
- То, что Следственный комитет предъявил окончательное обвинение Улюкаеву, да еще и по достаточно тяжелой статье - это не лучшее известие для него. Те аппаратные и бизнес-силы, которые стояли за экс-министром, надеялись, что удастся снизить тяжесть обвинения или замотать этот процесс. Хотя то, что Улюкаев был снят президентом с должности с достаточно жесткими формулировками, было показательно. С другой стороны, он находится под домашним арестом, дело в последнее время было не на слуху, и его команда рассчитывала, что все удастся спустить на тормозах.
Но судя по всему - не удастся. Для Улюкаева сотоварищи это не самый приятный сценарий. Дело оформлено, передается в суд и тут уже возможны очень неопрятные последствия.
«СП»: - Насколько велика вероятность, что эти последствия будут?- Думаю, либеральная группа в составе российской элиты попытается надавить на власть, чтобы приговор был условным или Улюкаева вообще признали невиновным по факту взятки. Но это будет очень тяжело сделать при текущей конъюнктуре. Не говоря уже о том, что либералы сами раскрутили тему борьбу с коррупцией, и теперь сами страдают, потому что их же представители - Улюкаев, Никита Белых - арестованы по этим обвинениям.
Дальше будет раскручиваться латентная аппаратная борьба. Сложно сказать, насколько серьезный ход будет дан делу. Либералы попытаются привлечь группу своих питерских юристов для смягчения наказания.
Но в целом для Улюкаева звонок очень тревожный, особенно с учетом того, что приближается президентская кампания, и тема с коррупции с подачи наших незадачливых либералов на слуху. Власти может потребоваться громкая посадка.
Другое дело, что у верховной власти тоже есть определенные сомнения насчет целесообразности такой посадки. Если в тюрьму сядет такой человек, как Улюкаев, это может спровоцировать внутриэлитное противостояние. Одни группы почувствуют себя обиженными, другие окажутся на коне и начнут давить оппонентов.
Власть может побояться, что доведение резонансного дела до конца спровоцирует внутриэлитную дестабилизацию. Так что это палка о двух концах.