С приходом на должность министра образования и науки Ольги Васильевой министерством внедряется в жизнь несколько новых образовательных проектов. Одним из них является направление «опорных университетов».
В чем новизна такого подхода для российского образования и для многих других сфер социальной жизни? Отчасти проблему проясняет ректор Костромского государственного университета Александр Наумов: «Опорный университет ориентирован на роль драйвера регионального развития, решая при этом задачи подготовки востребованных кадров, прикладных научных решений, инженерных разработок, позитивных изменений социокультурной среды. Однако региональные приоритеты не означают, что повестка развития университета ограничена рамками региона. Вуз обязан видеть себя ресурсным центром не только региона, но и всей научно-образовательной системы страны... Уверен, что только гармоничное сочетание указанных приоритетов делает вуз в полной мере "опорным"».
Факт, свидетельствующий о важности темы: Министерство образования и науки РФ планирует создать регулярную площадку для встречи и общения опорных университетов страны. А пока - состоялся первый межвузовский форум «Опорные университеты - драйверы развития регионов».
Прошел он в середине декабря в Белгородском государственном технологическом университете (БГТУ) им. В.Г. Шухова. Минобразования провело форум вместе с Национальным фондом подготовки кадров и науки (НФПК), при поддержке правительства Белгородской области. В Белгород съехались представители более сотни вузов со всей страны, специалисты Министерства образования и науки.
В рамках форума была впервые организована выставка стратегических проектов опорных университетов РФ, представлены последние разработки, научные достижения и инновационные технологии 33-х опорных вузов из 32 регионов страны, в которых учится более 250 тыс. студентов.
Это исключительно региональные вузы; ни Москва, ни Санкт-Петербург в проект принципиально не включены.
Минобрнауки поддерживает опорные университеты дополнительным финансированием, а также повышает квалификацию управленческих команд и намерено создать конкурентную среду для регионов. И ключевые слова здесь не «региональный университет», а «региональная экономика», за счет которой растет авторитет и репутация страны на международных рынках. Специалисты Минобрнауки подчеркивают, что потенциал развития России - в регионах, в их сотрудничестве с вузами. Делая на них ставку, министерство собирается в следующем году отобрать в опорные еще полсотни университетов. Специалисты уверены, что грамотное сотрудничество вузов и регионов поможет изменить экономический облик всей страны.
Приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» ставит перед опорными университетами амбициозную задачу - выйти за рамки научно-образовательной сферы и обратить внимание на качество среды и экономики своих регионов. Миссия приоритетного проекта - превратить регионы в пространство создания инноваций, основанное на партнерстве университетов, бизнеса и власти. Сегодня наиболее прогрессивные российские регионы пересматривают конкурентные преимущества и становятся зоной эксперимента, отработки и моделей роста. Такие задачи напрямую связаны с университетами.
Делегация ректоров вузов во главе с заместителем министра образования и науки РФ Людмилой Огородовой и губернатором Белгородчины Евгением Савченко на форуме в белгородском «Технологе» ознакомилась с представленными стендами и ведущими проектами опорных университетов.
В концертном зале студенческого дворца культуры БГТУ им. В.Г. Шухова (СДК) состоялась панельная дискуссия «Региональное развитие: роль опорных университетов».
Л. Огородова подчеркнула в ходе дискуссии: «Мы хотим ликвидировать разрыв между ведущими университетами России и университетами, которые работают в регионах. Каждый житель страны достоин получить высшее образование, и для этого совсем не обязательно куда-то ехать».
С совместным докладом «Опорный университет - интегратор системных решений для инновационного развития Белгородской области» выступили губернатор Евгений Савченко, ректор БГТУ им. В.Г. Шухова, опорного вуза Белгородчины, Сергей Глаголев и глава администрации Белгорода Константин Полежаев. Содокладчики привели конкретные факты, цифры и динамику участия БГТУ им. Шухова и БелГУ в жизни региона.
Е. Савченко рассказал участникам панельной дискуссии об опыте сотрудничества органов власти региона с опорным университетом. «В ближайшее время наши университеты должны стать крупными работодателями. Знаю, что ректор БГТУ им. В.Г. Шухова поставил такую задачу, чтобы не менее половины выпускников университета получали работу на предприятиях, организованных с помощью вуза. Выполняя такие задачи, я думаю, что мы на правильном пути. Десятки различных проектов реализованы, десятки предприятий созданы. Мы поддерживаем инициативу по организации опорных вузов в стране».
По словам белгородского губернатора, которые приводит журналист Н. Козлова в статье «Опора на вуз. Как университеты должны помогать региональной экономике», регион поставил задачу трансформировать экономику в инновационном ключе, усилить работу по ее реальному сектору. «Сегодня она по своей эффективности, по своим конкурентным возможностям в два, а в отдельных случаях и в три раза уступает передовым предприятиям глобальной экономики. Это факт, и с ним надо считаться. У нас очень высокое энергопотребление, очень низкая производительность труда. Нам надо быть конкурентоспособными. Путь один - инновационная трансформация, создание уникальных инновационных предприятий. Без науки и опорных университетов это невозможно». Руководитель региона также отметил, что сегодня область находится на 17-м месте в Российской Федерации по производству валового регионального продукта на душу населения. Руководство региона ставит задачу войти в лучшую десятку страны.
«У нас выработана система работы с университетами в связке "университеты-власть-бизнес". От содружества этих составляющих мы получаем колоссальный положительный эффект. Мы это уже видим на примере сотрудничества с технологическим университетом. Десятки различных проектов реализованы, десятки предприятий созданы, они приносят университету доход», - отметил губернатор Е.С. Савченко.
На Белгородчине, по словам губернатора, перед бизнесом поставлена цель, чтобы у каждого предприятия с годовым оборотом от 500 млн рублей было научное подразделение: лаборатория, конструкторское бюро и т.д. «Мы поставили задачу в агломерациях, Белгородской и Старооскольской, организовать в ближайшее время не менее 50 тыс. рабочих мест - примерно тысячу предприятий. Мы здесь идем по пути "университет-стартап-бизнес-инкубатор-технопарк". Мы ставим задачу, чтобы белгородские вузы ежегодно получали выручку не менее 5 млрд рублей. Наши университеты должны стать крупными работодателями», - убежден губернатор.
Так, БГТУ им. Шухова поставил задачу, чтобы не менее половины его выпускников получали работу в малых инновационных предприятиях, которые организованы при вузе (сейчас в вузе около ста МИПов). Это поможет удержать выпускников в регионе.
Также в начале работы форума со сцены большого зала СДК технологического университета со своими докладами выступили представители двух крупных государственных университетов - Ульяновского («Роль опорного университета в ядерном кластере как ключевой точки инновационного развития региона») и Тульского («Научно-производственная синергия ТулГУ и ОПК - инновации, конверсия, импортозамещение»).
Л. Огородова от имени министра образования и науки О. Васильевой поздравила губернатора: два университета Белгородчины - БГТУ им. В.Г. Шухова и НИУ «БелГУ», не являясь участниками проекта «5/100», тем не менее, вошли в топ-100 предметных отраслевых рейтингов, «создавая репутацию высшему образованию России на мировой карте».
Представители Минобрнауки, правительства Белгородской области и опорных университетов познакомились с проектами финалистов конкурса «Студенты - регионам!», представленных в виде отдельной выставки. Среди ее участников было и два проекта студентов «Технолога»: научно-инновационный молодежный проект SHUKHOV RACING TEAM и каникулярная инновационная школа «НаукоГрад НИКА». Студенты кратко рассказали о достигнутых результатах, а также обсудили с гостями перспективы дальнейшего развития своих проектов. Директор НФПК Ирина Аржанова отметила: «То, что за три недели порядка ста тысяч человек в ваших регионах проголосовали за ваши проекты, означает, что за вами очень мощная сила».
После знакомства с проектными работами финалистов состоялась дискуссия со студентами опорных университетов, в которой приняли участие также директор департамента государственной политики в сфере образования А. Соболев, директор НФПК И. Аржанова и С. Глаголев. У молодежи была возможность задать интересующие их вопросы об опорных университетах. Здесь Л. Огородова поделилась своими соображениями: «Площадок, где вас видят и где вас слышат, мало. Но сейчас реализовываются разные проекты, которые позволяют развивать инициативу. Сейчас, чтобы представить свой проект, не нужно ехать в Москву или Питер. Для этого у вас есть опорные университеты. Мы говорим вам "свое будущее нарисуйте", а мы выберем лучшие проекты для того, чтобы их профинансировать, чтобы в регионе вы могли поставить рядом свое имя с хорошим делом».
Ректор «Технолога» С. Глаголев отметил: «Сейчас перед опорными университетами мы ставим задачу вернуть интерес к знаниям у студентов в стенах вуза. Я сам как преподаватель говорю: со второго курса студентов на пары ходит все меньше, потому что им не интересно, и их нельзя заставить. И мы должны это исправить. Нужно действительно хотеть делать. Ты должен уметь показать себя, презентовать и защитить свою идею. Ты должен победить конкурентов, чтобы быть первым в своем деле».
В рамках форума состоялось заседание круглого стола «Опорные университеты: Привлечение потенциала молодежи к решению острых вопросов социально-экономического развития российских регионов, городов и сел». Предметом заинтересованного разговора участников стал Всероссийский образовательный проект «Моя страна - моя Россия», опытом организации которого поделился на форуме ректор Владимирского государственного университета Анзор Саралидзе.
Конкурс «Моя страна - моя Россия» проводится с 2003 г. с целью привлечения активной молодежи к деятельному участию в развитии российских регионов, населенных пунктов.
Участники конкурса разрабатывают и внедряют свои проекты, направленные на развитие экономики и социальной сферы, совершенствование системы управления российскими территориями. Кроме того, за годы проведения конкурс стал механизмом подготовки кадрового резерва для органов государственной власти и местного самоуправления, реального сектора экономики и научно-педагогической сферы. За 14 лет существования конкурса в нем приняли участие более 47 тыс. человек; с 2015 года конкурс расширил свои границы и пригласил к участию педагогические коллективы и проектные команды. Проект реализуется при поддержке Российской академии образования, Федерального агентства по делам молодежи, Министерства транспорта Российской Федерации, Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
В завершение работы круглого стола в БГТУ им. Шухова состоялось подписание многостороннего соглашения о сотрудничестве между НФПК, Общероссийским союзом общественных объединений «Молодежные социально-экономические инициативы» и 18 опорными университетами - участниками форума.
Примером успешной «опорной» работы в 2017 г. может служить, в частности, опыт Костромского госуниверситета по созданию и апробации перспективной системы подготовки кадров для работы с детскими организациями. Большинство опорных вузов хоть и готовит кадры для системы образования, но они все же оказались не в состоянии быстро выполнить задачу по подготовке вожатых для Российского движения школьников. С января текущего года по поручению О. Васильевой был дан старт реализации проекта по разработке и апробации программы подготовки кадров для Российского движения школьников, среди участников которого 12 вузов, в том числе три опорных и один - из проекта «5/100». Сейчас появились конкретные результаты совместной работы в виде научных решений и комплекса учебно-методических изданий.
Также в рамках белгородского форума состоялись заседания круглых столов и по другим направлениям.
Второй день межвузовского форума открылся панельной дискуссией «Пространство создания инноваций: какие первые шаги нужно сделать в регионах по его формированию». Со своим видением вклада регионов в создание инновационного пространства выступили спикеры заседания: замгубернатора Белгородской области, начальник департамента внутренней и кадровой политики О. Павлова, ректор Вятского государственного университета В. Пугач, ректор Томского государственного университета Э. Галажинский, ректор Южного федерального университета (ЮФУ) М. Боровская, проректор по социальным коммуникациям Балтийского федерального университета Е. Фидря, исполнительный директор НФПК И. Аржанова.
Ректор ЮФУ М. Боровская, в частности, подчеркнула в своем выступлении: «Важно осознать, что подготовка кадров по разным образовательным программам должна сегодня иметь академическую мобильность: бакалавры едут в магистратуры других университетов, магистры поступают в аспирантуры других вузов. Так создается видимость университета во внешнем пространстве». Участники дискуссии обсудили задачи, с которыми сталкиваются регионы в рамках освоения новых приоритетов регионального развития.
«Успешность участия вузов в приоритетном проекте будет определяться успешностью социального, инновационного, технологического развития региона», - резюмировала работу форума замминистра Людмила Огородова.
Во время форума была также презентована молодежная программа, участники которой ведут проектную деятельность. В программе также были выставки стратегических проектов и проектов победителей конкурса студенческих инициатив опорных университетов.
Фото Вадима Заблоцкого, сайта БГТУ, автора.