14 декабря стали поступать первые сообщения о цели визита делегации Министерства обороны Российской Федерации в Северную Корею. Наши военные приняли участие в первом заседании совместной военной комиссии Россия-КНДР в Пхеньяне. Военные двух стран обсудили выполнение межправительственного соглашения о предотвращении опасной военной деятельности, сообщили в посольстве РФ в Северной Корее.
Это соглашение было подписано 12 ноября 2015 года первым заместителем начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковником Николаем Богдановским и заместителем начальника генштаба КНДР О Гым Чхолем.
Российскую делегацию представляет заместитель начальника Центра управления обороной РФ контр-адмирал Виктор Калганов, с северокорейской стороны выступил заместитель начальника Главного оперативного управления Генерального штаба Корейской народной армии генерал-майор Пак Хо Чхоль.
Как отметили в российском посольстве, «переговоры проходят в конструктивной, деловой обстановке». Сообщается, что делегация Москвы будет находиться в Северной Корее до 16 декабря.
По словам первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франца Клинцевича, мир стоит на пороге ядерной войны, и российская делегация делает все, чтобы её предотвратить. «Миру не нужна война, но пока градус напряженности очень высок. Поэтому представители России в этой комиссии пытаются убедить Пхеньян сесть за стол переговоров с США. Кстати, наметились позитивные сдвиги в проблеме Корейского полуострова: американцы уже начали менять свою риторику и даже заявляют о возможности встречи без предварительных условий. Все понимают, что в любом случае плохой мир всегда лучше хорошей войны. Это главная формула, градус напряженности совместная комиссия обязана снять, выставить какие-то условия и определиться по мероприятиям, которые должны пройти, чтобы не допустить самого страшного. Так что военная комиссия РФ и КНДР удерживает мир от ядерной войны», - сказал член Совета Федерации.
Тем не менее, госсекретарь США Рекс Тиллерсон в ходе заседания СБ ООН по КНДР в пятницу намерен призвать мировое сообщество сохранять максимальное давление на Пхеньян. Об этом говорится в сообщении Госдепа. В ответ КНДР уже пригрозила серьёзным ответом, если ООН санкционирует морскую блокаду республики. «Если США и их приспешники пойдут на морскую блокаду Кореи, то, как мы уже много раз предупреждали, будем рассматривать это как военные действия против нас и предпримем жесткие ответные меры самообороны», - отметил представитель МИД КНДР.Насколько опасна ситуация вокруг Корейского полуострова и действительно ли российские военные отправились в КНДР только для того, чтобы склонять корейцев к миру?
- Я не думаю, что мир стоит на пороге ядерной войны, - говорит ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Евгений Ким. - Американцы вряд ли решаться применять ядерное оружие против КНДР. В этом их не поддерживает практически никто в мире, включая их основных союзников в Юго-Восточной Азии - Южную Корею и Японию. Не говоря уже о том, что они не могут не учитывать мнение Китая и России.
Но надо признать, что в этом районе американцы взвинтили ситуацию и есть опасность случайного начала войны с непредсказуемыми последствиями. И в этой ситуации визит наших военных более чем уместный и своевременный. Мы соседи КНДР и нам важно, чтобы там не начинался конфликт хотя бы потому, что его последствия могут затронуть и нашу территорию.
При этом обращает внимание, что в КНДР из России поехал военный руководитель не самого высокого ранга. То есть мы имеем ситуацию самого начала контактов. Центр управления обороной РФУ, который представляет руководитель нашей делегации Виктор Калганов, занимается именно аналитической работой, он не является структурой, отдающей приказы. Конечно, Колганов обладает огромнейшей информацией со всего мира. Я думаю, что в какой-то мере он будет делиться ею с северокорейскими коллегами, чтобы они лучше понимали ситуацию. Этот визит, возможно, также направлен, чтобы несколько успокоить и руководство КНДР.
У нас долгое время не было регулярных контактов с КНДР на тему военного и политического сотрудничества. Только в марте 2013 года, когда в Россию приезжал прошлый лидер Северной Кореи Ким Чен Ир, были подняты некоторые вопросы.
В определённой степени визит наших военных - это и предупреждение американцам, чтобы они не зарывались, не чувствовали себя полновластными хозяевами ситуации.
«СП»: - Позиция США в последнее время стала несколько противоречивой. Тот же Тиллерсон допустил возможность диалога даже без особых дополнительных условий.
- Да, 12 декабря госсекретарь США Тиллерсон допустил возможность переговоров с КНДР, если накануне какой-то период не будет пусков ракет Северной Кореей. Я думаю, что и северокорейцам надо бы сказать, что они согласны на переговоры, если США обязуются заморозить учения на Корейском полуострове на какое-то время. Но, к сожалению, заявление Тиллерсона было дезавуировано. В руководстве США слишком много генералов, которые мыслят именно категориями войны или предполагаемого противника.
Традиционно в марте американские военные совместно с армией Южной Кореи проводят учения «Орлёнок», в них принимают участие 15 тысяч американцев и около трети личного состава южнокорейской армии.
Эти учения вызывают серьёзное беспокойство у северокорейцев, поскольку последние несколько лет западные СМИ открыто заявляют, что эти учения являются подготовкой к реализации оперативного плана 50/15. Этот план как раз подразумевает введение войск США и Южной Кореи на территорию КНДР в случае возникновения в этом необходимости. И первой задачей этих учений является отработка вариантов ликвидации руководства Северной Кореи. Это явно провокационные учения и было бы хорошо убедить американцев отказаться от проведения их весной следующего года.
Именно поэтому мы высказали инициативу о «двойном замораживании». Сеул и его американские союзники отменяют учения, а Пхеньян - все испытания ядерного оружия и пуски ракет.
«СП»: - Стоит ли нам и дальше сближаться с КНДР в военно-технической сфере?
- Я думаю, что пока дальше сигнала, что мы сделаем всё, чтобы не допустить военного конфликта в этом районе, идти не стоит. Примерно, на таких позициях стоит и Китай.
«СП»: - Однако, по словам Тиллерсона, КНР даже не прочь обсуждать с американцами варианты устройства КНДР в случае падения режима Ким Чен Ына...
- Я ожидаю, что в ближайшее время последует опровержение из Пекина. Там не предусматривают ни в коем случае допущения американских войск севернее 38 параллели на Корейском полуострове. Я думаю, что китайцы решительно отказались от варианта совместного ввода войск в КНДР. Они, скорее, сами введут войска при необходимости.
- Я не думаю, что нам стоит сближаться с КНДР в военном плане, - говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. - Поскольку в этом случае мы пойдём вразрез с позицией ООН и международного сообщества (не только западного).
Этот наш визит - попытка внести конструктивную ноту в ситуацию на Корейском полуострове, где стороны пока только угрожают друг другу. Россия как бы на равном удалении от Китая, который является фактическим союзником КНДР и США. А мы заинтересованная сторона хотя бы потому, что у нас 17 километров общей границы с КНДР. При этом ясно, что США реальных путей разрешения конфликта искать не будут в силу своего высокомерия, а Китай - в силу своей ориентации на экономику США. Надеюсь, что визит наших военных - начало процесса, который остановит это абсолютно безумное нагнетание ситуации вокруг КНДР.
«СП»: - При этом официально мы заявляем, что нам не нравится, что КНДР не соблюдает международных правил в сфере ядерного нераспространения...
- Пхеньян ведёт себя вызывающе и даже порой, я бы сказал, хулигански. Вот мы и ставим задачу как-то урезонить КНДР, убедить его не вести «опасную военную деятельность».
«СП»: - Можно ли согласиться с Францем Клинцевичем, что мир стоит на грани ядерной войны?
- В каком-то смысле - да. Поэтому и надо делать что-то, а не стоять, скрестив руки, в стороне. Россия не раз уже брала на себя ответственность. Вспомните, в Сирии дело шло к тому, что там власть возьмут террористы. А это бы означало, что обрушится вся система безопасности на Ближнем Востоке. И только мы вмешались и не допустили реализации этого сценария.
Конечно, в КНДР ситуация другая. Вступать в этот конфликт на стороне Пхеньяна мы, скорей всего, не будем. Но и американцы, которые постоянно «троллят» североамериканцев, должны задуматься о последствиях.