4-5 августа вологодская Устюжна с размахом будет праздновать свой многовековой юбилей. На улицах и площадях зашумит традиционная Поздеевская ярмарка, родившаяся ещё в позапрошлом веке и возрожденная в веке нынешнем, названная в честь купца первой гильдии, личного дворянина, почетного гражданина Устюжны, общественного деятеля и благотворителя Якова Михайловича Поздеева.
Размах нынешних ярмарок, конечно, не тот. Увы, не приплывут обмелевшей Мологой купцы из других краев со своими товарами. Ярмарка измелела, как и сама река. Но осталась со своими особенностями и своим названием.
За несколько лет уже сложились определенные обычаи и стандарты. На древнем Городище, например, хозяйки станут состязаться в приготовлении русских щей - из белокочанной, квашеной капусты, из крошева. Действо это так и называется - городиЩИнские гуляния, или Фестиваль «Русские щи», который давно уже стал межрегиональным.
В центре на Соборной площади соберутся кузнецы. Здесь пройдет XI и тоже межрегиональный фестиваль кузнечного мастерства «Железное поле». Ведь Устюжна когда-то так и называлась - Железопольская.
Но главная-то особенность праздника состоит в том, что проходит он всегда в преддверии дня иконы Смоленской Божией Матери, который приходится на 10 августа.
Икона эта - не просто икона, а покровительница Устюжны. По преданию, именно она спасла город от польских ратей в Смутное время, когда устюжане отказались присягнуть Лжедмитрию II, Тушинскому вору, и тот в отместку отправил к ним карательную экспедицию.
Приезжего здесь непременно спросят, когда произошло первое Бородинское сражение? Он, разумеется, скажет, что первое, и оно же последнее, случилось в 1812 году с французами под Москвой. А вот и нет, радостно уличит вас в историческом невежестве устюжанин. Произошло оно с поляками в 1609 году именно под нашим городом, когда Устюжна отказалась платить дань Тушинскому вору. Для усмирения непокорного города была направлена карательная экспедиция во главе с полковником Косаковским. Город, не успев ни вооружиться, ни огородиться валами и стенами, отправил навстречу врагу ополчение из жителей соседних волостей. У деревень Братеевка и Бородино и произошло то сражение. Ополчение было разбито. Но и поляки отложили операцию на год. А за это время город укрепился. Построили стены, нарыли валы, отлили пушки. Так и устояли.
Но главное, все это тревожное время горожане молились перед иконой Смоленской Божией Матери, более известной, как Одигитрия.
И икону эту чудотворную в 1990-е годы у Устюжны украли.
Правда, вскоре сыскари нашли ее, но домой она так и не вернулась, прописавшись в Москве в храме Христа Спасителя. Для иконы, конечно, почет, но как быть городу? Устюжане как ни просили вернуть хотя бы список со своей чудотворной иконы, ничего не добились. Хотя место в иконостасе, где стояла икона, не занимают, берегут для Матушки Богородицы.
Нынче Устюжне 765-лет. Известный ещё с 1252 года, город назывался тогда Устюжной Железопольской. Добывал болотную руду, выплавлял железо на древесном угле и ковал, соперничая с Тулой, оружие, выполнял иные заказы для храмов и городов России. В частности, именно в Устюжне изготовлены решётки к воротам башен Московского Кремля.
С освоением Урала значение Устюжны падает, но металлургические заводы существовали вплоть до ХVIII века. Потом город стал строить речные суда для Волги. Развернулась ярмарочная торговля. Сам город торговал изделиями железного, гончарного, сельскохозяйственного производства. Река Молога была судоходной, по ней осуществлялось торговое, пассажирское сообщение. На берегу её выросла целая плеяда богатых устюженских купцов.
Здесь оставили свой след многие известные люди.
Так, один из купцов именитой семьи Строгановых, возвращаясь на Урал, в свои пределы, в Устюжне тяжело заболел. И дал себе зарок, коли выздоровеет, поставит тут храм во имя иконы Казанской Божией Матери, которой во время болезни усердно молился. А выздоровев, слово свое сдержал, красавец-собор по сею пору украшает город куполами и высокой шатровой колокольней.
Купец и городничий Яков Михайлович Поздеев дружил с Иоанном Кронштадским. Батюшка неоднократно гостил у своего друга и даже с балкона его дома, в котором сейчас находится районная библиотека, выступал перед горожанами с проповедями.
Кстати, о городничем. Когда-то в Устюжне случился исторический казус: градоначальник принял проезжего проходимца за столичного чиновника. История дошла до Пушкина, тот подарил её Гоголю, так родилась бессмертная комедия «Ревизор».
Об этом устюжане вспоминать не любят. Вам с большей охотой расскажут о том, что Устюжна - один из немногих русских городов, так и не покорившийся полякам в Смутное время. О поэте Батюшкове, усадьба которого располагалась неподалёку в селе Даниловское и где позднее жил и творил Куприн. А «Ревизор»? Ну что ж, с кем не случается...
Александр Иванович Куприн действительно любил Даниловское и подолгу гостил в усадьбе Батюшковых. Он был хорошим другом последнего владельца имения Федора Батюшкова, профессора петербургского университета, филолога, критика, литературоведа. До революции Федор Дмитриевич был редактором двух известных журналов «Мир Божий» и «Космополис». В издательстве журнала «Мир Божий» он и познакомился с Александром Куприным. В Даниловском Куприн создал такие свои шедевры, как «Суламифь», «Слон», «Изумруд», «Река жизни», «Обида», «Жидкое солнце», «Как я был актером», «Псы», «Нищие», очерк «Водолазы», начальные главы «Ямы», Кстати, сам он играл на сцене местного театра, куда не гнушались приезжать актеры даже из Петербурга. Здесь же он обрел и любовь.
В начале ХIХ века Устюженский уезд по меркам Европейского Севера считался густонаселенным. Здесь проживало 355 потомственных дворян, имелись 51 каменная и 265 деревянных церквей, 19 каменных и 29045 деревянных домов.
После революции 1917 года большинство усадеб и церквей было порушено. Канули в Лету ярмарки, остановились производства. Бюджет города какое-то время питал спиртзавод, который после горбачёвских антиалкогольных реформ тоже исчез.
А там подоспели американские советники, убедившие местные власти разогнать колхозы и посадить на землю фермеров и выбравшие для экспериментов два самых крупных колхоза-миллионера. В результате развалили и их, раздробив по частям, после чего рухнула вся инфраструктура района.
Приказала долго жить строительная организация, кормившая 300 человек. Сыркомбинат разорвали на четыре акционерных предприятия, которые так и не заработали. Местный леспромхоз за мизерную плату продали частнику. Развалилась созданная сто лет назад и заимствованная затем Западом система потребительской кооперации, занимавшаяся заготовкой дикорастущих ягод и грибов, отправляя их не только на отечественные прилавки, но и за границу.
В то же лихое время из городского краеведческого музея украли и чудотворную икону Божией Матери Смоленская.
И пошло-поехало. В деревнях убирали не урожай, а социальные объекты: сберкассы, почту, телефон, киноустановки, библиотеки, периодически отключали свет. Оставалось отказать деревне в медицинской помощи, и получалось по «Ревизору» Гоголя: «Человек простой: если умрёт, то и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет».
В середине 90-х Устюжну «оккупировали» финны. Они планировали реконструировать спиртзавод и возобновить производство спирта и водки, но когда Госдума приняла закон, запрещающий иностранцам производить и разливать ликёроводочную продукцию крепче шести градусов, пришлось им срочно переориентироваться на слабоалкогольные напитки. Это потребовало дополнительных трат. Но запустили-таки в производство два вида напитков и почти вышли на проектную мощность, как вдруг, с подачи опять же депутатов, акциз на слабоалкогольные напитки увеличился в три с половиной раза. Цена на продукцию подскочила на 60 процентов. Сбыта не стало. Финны, свернув работы, вернулись домой.
Как тут опять не воскликнуть, перефразируя гоголевского городничего: оно, конечно, депутат - избранник народа, но зачем же стулья ломать? От этого убытки казне.
Убытки Устюжна потерпела немалые. Потеряли работу десятки человек, которые уже привыкли жить в достатке. Резко «просел» районный бюджет: завод же выплачивал налоги и зарплату работникам. Но жить-то надо. Вернее, выживать. Устюженская земля богата и лесом, и водью. Недоставало денег. Вспомнили об историческом опыте. До революции в городе существовало Общество взаимного кредитования - ОВК: купцы, помещики, ремесленники и крестьяне побогаче скидывались и кредитовали друг друга. Нашли его устав, воспользовались им. В возрожденный ОВК вошли поначалу фермеры да отдельные граждане, доверившие ОВК свои сбережения. Пайщиков искали на сельских сходах. Разъясняли: схема простая - складываемся деньгами и кредитуем друг друга.
Пошли, но с оглядкой. Необычной оказалась и форма погашения кредита - возвращать денежный долг можно было продукцией. Какое-то время общество работало сразу по нескольким программам. Но главным оставалось кредитование фермерских хозяйств. Со временем роль ОВК стало обычным кредитным кооперативом, отличаясь от банка тем, что может давать ссуду лишь своим пайщикам, а бумажной волокиты, характерной для банковских кредитов, практически нет.
На таких вот доступных кредитах и выросло целое поколение фермеров, нацелившихся сделать Устюжну одним из центров картофельного семеноводства России. И сделали-таки!
А что же сама Устюжна? О некогда былом величии её напоминают немногие сохранившиеся здания и храмы. Среди них величественная Казанская церковь, построенная в 1694 году на деньги купца Строганова. Сегодня ансамбль Кaзaнскoй церкви является памятником культуры и истории федерального значения.
В Рождественском соборе в самом центре города расположился краеведческий музей. Его четырежды обворовывали, и всё же он по-прежнему богат экспонатами, среди которых древние иконы, произведения живописи, декоративно-прикладного и народного искусства, резьба по дереву, литьё, фаянсовые изделия.
Сможет ли это остаточное богатство уберечь Устюжну от погибели? Впрочем, так думалось и во время наступления польских войск в 1609 году. Но судьба, с Божьей помощью, распорядилась иначе...
Вологодская область
Источник: Столетие.Ru