Разговор тоже есть врачевство

0
461
Время на чтение 6 минут

Как ни пытались богоборцы XX века уничтожить духовную силу русского народа, ничего у них не вышло. Во многом - благодаря бабушкам в белых платочках, которые черпали в храмах благодать Божию и сеяли ее незаметно в своих семьях. В советском детстве саратовского врача-реаниматолога Олега Владимировича Тихонова тема Церкви была под запретом, но уже в 1990‑е годы его брат по зову сердца помогал очищать от мусора разрушенные под Москвой храмы. Олег Владимирович согласился побеседовать с нами о том, каким был его путь к Богу, а также рассказал о катехизаторских курсах, которые он ведет в Казанском храме Саратова, о духовнике и поездках на Святую Гору Афон.

Отголоски благодати

 

Я вырос в семье врачей. В те времена считалось, что церковь можно посещать лишь старикам и старушкам, а остальным не возбранялось находиться в храме только при отпевании усопших родственников. Мои родители на тему религии если и говорили, то очень редко. Но у меня была бабушка Сима! И ей по возрасту разрешалось быть верующей. У нее в комнате была старинная семейная икона, а на комоде в особой вазочке всегда стояли веточки вербы. По праздникам бабушка ходила в церковь. Меня брать с собой у нее не было возможности, потому что за это моих родителей могли уволить с работы. Уходила она рано, когда я еще спал, но я помню, как она приходила - в белом платочке, вся чистенькая, аккуратная и какая-то по-особенному задумчивая, тихая и умиротворенная. Эта умиротворенность и была, наверное, отзвуком благодати Божией. На подсознательном уровне я, возможно, уже тогда ощущал, что Бог - это Тот, без Кого нет жизни. Но до понимания этого мне надо было еще дойти.

В 1988 году я закончил в Саратове медицинский институт, начал работать по своей специальности. Это был год, с которого началось возрождение церковной жизни в нашей стране. И Господь стал постепенно вести меня в Церковь узкой тропинкой.

Все началось с воцерковления моего старшего брата Анатолия. Он всегда был для меня примером во всех отношениях. Благодаря ему я сделал свои первые шаги в храме. В 1990‑х годах была страшная разруха. Брат тогда жил в Звенигороде, под Москвой. В свободное время он занимался тем, что помогал очищать разрушенные церковные здания от мусора - тогда многие люди, прежде не посещавшие храм, испытывали такой сердечный порыв: хоть как-то своим трудом помочь в восстановлении русских святынь, возрождении Православия. Воодушевленный этим порывом, брат стал посещать службы на подворье Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Там ему предложили петь на клиросе. В 2003 году я приехал к нему в гости и пошел с ним на службу. На территории подворья был белокаменный Успенский собор, построенный на рубеже XIV-XV веков. Я пришел на богослужение и почувствовал Божию благодать - уже не как какой-то отголосок, а совершенно явственно.

«Зачем нам Христос?»

 

Первая моя мысль по возвращении в Саратов была о том, что мне тоже хочется петь на клиросе. Я направился в ближайший к дому храм - Духосошественский, но там меня не приняли. Пошел в другой храм - там не приняли тоже. В третий пошел - отказали и там. И тогда через некоторое время я решил поехать в Заводской район - в храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Там не увидели ничего странного в моей просьбе и благословили приходить на клирос и потихоньку подпевать хору. Так - на клиросе, в постепенно все более глубоком знакомстве с богослужением - прошли пять лет моего воцерковления.

И конечно, говоря об этом приходе, невозможно не сказать о том, что я встретил там своего духовника - отца Лазаря Новокрещеных, доброго и светлого пастыря, который за каждое свое духовное чадо болеет душой. Еще до этого я осознал, что Господь иногда невидимым образом посещает нас при общении с другим человеком. Меня Он посетил как раз при общении с отцом Лазарем: я понял, как должен жить и вести себя человек, идущий ко Христу.

Стоит отметить, что отец Лазарь принял немаловажное участие в моем дальнейшем церковном пути. Он поспособствовал тому, чтобы я поступил в Саратовскую духовную семинарию на заочное отделение, оставаясь при этом практикующим врачом. Батюшка написал рекомендацию, которая имела большое влияние при моем поступлении.

После окончания семинарии - в 2015 году - мне дали послушание участвовать в проведении катехизации в Казанском храме. Общаться на духовные темы мне нравится, ведь разговор тоже есть врачевство.

Настоятель храма благословил меня проводить огласительные беседы. Оглашение - это беседа с человеком перед его Крещением. Беседы проводятся и с родителями крещаемых детей. Говорить с родителями, которые в храм не ходят, о Боге не думают, а ребенка крестят для того, чтобы он был «под защитой», мне бывает по-настоящему тяжело. Пытаюсь оттолкнуться от их же слова «защита», говорю о том, что действительно в Крещении защита дается всегда - это благодать Божия. Но защита может и не защитить, если человек ее не принял, не усвоил. И если человек после принятия Крещения не устремится к Богу, он тем самым не дает возможности Богу действовать в нем. А еще я обычно задаю готовящимся ко Крещению детей родителям вопрос: «Зачем нам Христос?». Большинство затрудняется с ответом, потому что мало кто из приходящих задумывается о том, что мы находимся в глубоком падении. У катехизатора сложная задача - разбудить людей, спящих глубоким сном и никогда не заглядывавших в глубь своей души. Поэтому, если после огласительных бесед у человека складывается хотя бы некоторое представление о вере, если у него появляются хотя бы какие-то вопросы, это уже можно считать результатом.

Было чувство, что я вошел в облако счастья

 

Два раза Господь сподобил меня посетить Афон. Первый раз я поехал туда в сентябре 2015 года. Святую Гору можно смело назвать Небом на земле. Когда мы с паломнической группой подплывали к ней на пароме, у меня было такое чувство, что я вошел в облако счастья.

В первой поездке я был в келии Панагуда, где подвизался преподобный Паисий Святогорец. Поклонился святыням, купил иконы. Вернувшись в Саратов, первым делом поехал в храм, на маршрутке. Рядом сидела женщина в платке. «Ну всё, - думаю, - наш человек, точно». Слово за слово мы с ней разговорились. И вдруг у меня такая мысль: надо этой женщине иконку старца Паисия подарить. Подарил. И она вдруг так обрадовалась, сказала, что преподобного Паисия Святогорца очень почитает, молится ему - и теперь вдруг получила от него весточку!

А в этом году я побывал на благословенной афонской земле в канун Светлой Пасхи. Жил в маленьком греческом монастыре Пантократор. Запомнился больше всего почему-то очень уютный небольшой дворик, на территории которого - маленькое вечнозеленое мандариновое дерево с плодами. Но главное - это сама атмосфера Афона, в которой я пребывал четыре дня. По милости Божией мне посчастливилось быть причастным к пасхальной службе на Святой Горе. О греческих афонских службах вообще нужно, конечно, говорить отдельно - для человека другой богослужебной традиции это нечто незабываемое. Богослужение на Пасху продолжалось восемь часов. Если кому-то из прихожан тяжело было стоять, они могли сидеть в стасидии или опираться на нее. Я заметил, что греки более сдержанны на пасхальном богослужении, нежели русские. В России священники после пасхальной ночи приходят на службу с осиплым голосом - ведь столько раз возгласили «Христос воскресе!», что называется, от души. Вот и я, когда служба закончилась, пошел на море славить Господа. Меня переполняли чувства, и славил я Его так громко, что тоже сорвал голос.

В один из дней пребывания на Афоне я вышел из храма и направился в монастырь, где остановился на ночлег. На пути мне встретился молодой монах. Он рассматривал рыбок в воде, и мне захотелось постоять с ним рядом. Вдруг он повернулся и обратился ко мне на русском языке: «Христос воскресе!». Мы с ним разговорились. Он оказался русскоязычным греком. Все детство прожил в России, а затем переехал в Грецию и был принят послушником в монастырь. Мы говорили про благодать, и он процитировал мне учение отцов и сказал, что на начальном этапе благодать дает не только радость, чувство счастья, но и очищает человека. И привел такой образ: камешек на берегу моря. Когда он далеко от воды, то весь в острых углах, а когда оказывается на линии прибоя и омывается волнами, становится гладким и круглым. Так же и благодать, подобно морской волне, очищает душу человека. Слова афонского послушника глубоко запали мне в душу. А благодать там настолько изобильная, что когда человек побывает на Афоне, он уже начинает молиться о том, чтобы Господь сподобил его вернуться туда, как о великой милости Божией.

Газета «Православная вера» № 14 (586)

Беседовала Олеся Дубовская

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олеся Дубовская
Все статьи Олеся Дубовская
Последние комментарии
Государственная идеология России
Новый комментарий от altlisek
04.11.2024 23:56
Предвыборное интервью Дональда Трампа
Новый комментарий от Агафон
04.11.2024 23:06
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
04.11.2024 22:33
Воспитание наследников отеческого сыновства
Новый комментарий от О. Евгений
04.11.2024 17:23
Крест русского солдата
Новый комментарий от Человек
04.11.2024 16:21
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
04.11.2024 16:13