Идолом может стать что угодно и кто угодно, в том числе и вещи вполне благочестивые. Почитание некого святого, чудотворная икона, богослужебные обычаи - все становится идолом, если оно замещает собой Христа в сердцах и умах людей.
Почему так происходит? Принять Господа и жить по Его заповедям не так и просто, если нет любви и желания ее обрести. Гораздо удобнее провести некие манипуляции: «вычитать» молитву, «отстоять» церковную службу, сходить к «старцу», который решит за тебя твоя проблемы и т. д. Встреча со Христом для очень многих людей страшна, поскольку обличает их греховность, инфантильность и духовную лень. Потому и требуются какие-либо «посредники», за которыми можно попытаться «спрятаться» от всевидящего Отца.
Одним из таких посредников может стать «старец», человек, которому молва приписывает некие чудодейственные способности (разумеется, речь не идет о подлинно духовных монашествующих, диалог с которыми приносит пользу). Но общение с живым старцем далеко не всегда удовлетворяет желание симулировать «духовность», куда проще с каким-нибудь покойным «чудотворцем». Хотя, нужно признать, что некоторые нездоровые культы возникают и при жизни многих подвижников: вспомним секту «иоаннитов», создавших нездоровый культ святого праведного отца Иоанна Кронштадтского еще при его жизни. Этот культ отличался прежде всего тем, что отец Иоанн почитался сектантами в качестве «нового воплощения Христа». Подмена налицо - служитель Господа почитается вместо самого Господа. Таких примеров немало, но, как уже говорилось, почитать покойного проще, чем живого. В конце концов и сам Иоанн Кронштадтский резко негативно реагировал на любое неумеренное почитание собственной особы. А вот мертвому подвижнику можно приписать все что угодно, и он уже никак не сможет на это отреагировать и опровергнуть чушь, выдуманную «благочестивыми» поклонниками.
В последние десятилетия мы все сталкиваемся с подобными выдумками, которые так или иначе попадают в околоцерковную литературу. Она переполнена немыслимыми чудесами, явлениями и пророчествами. Людям, читающим и знающим святоотеческие творения, сразу же бросается в глаза разница между подлинными чудесами Церкви и фольклором. Но, пожалуй, самое заметное - совершенно неприкрытая подмена Христа личностью нездорово почитаемого подвижника. Характерный пример - движение «царебожников» и культ «царя-искупителя», оскверняющий память святого Государя Страстотерпца Николая II.
И вот теперь мы сталкиваемся с новым подобным культом - псевдоцерковным почитанием покойного архимандрита Рафаила (Бараника), клирика Каменской епархии, скончавшегося год назад (10 августа 2016 г.).
Сразу стоит оговориться, что нужно различать личность самого отца Рафаила и культ, которым сейчас спекулируют на памяти покойного. Достаточно посмотреть брошюры, издаваемые его почитателями, или заглянуть на один из сайтов.
«Живоносный источник нашего спасения», «целитель и путеводитель» - такими эпитетами, которые Церковь обычно употребляет в отношении Богородицы, характеризуется о. Рафаил.
Часто же о нем говорится как о Христе:
«И сейчас Батюшка знает все наши помыслы. И как при жизни: сначала нужно попросить у Батюшки прощение, покаяться, а потом просить о помощи. Просить и умолять неотступно и Батюшка поможет».
«И вот таким источником Живой Воды был наш Батюшка. И сейчас этот Источник бъет ключом Живой Воды в его слове, и кто пьет эту воду, тот имеет уверенность в спасении».
«Если меня нет рядом, это не значит, что меня нет. Хитрят, делают все свою волю. Я все вижу. Разве не знают, где я нахожусь? Пусть приходят».
«Батюшка имел Благодать - Райское Блаженство - и все время старался и нам передать».
«У Батюшки было сильное благословение. То, что он благословлял, было благодатным».
И так далее. Все это вперемешку с бесконечными чудесами, пророчествами и сомнительными цитатами различных сомнительных «блаженных», таких как печально известная Пелагея Рязанская, и сдобрено особым экзальтированным слогом: «При поклонении Батюшки ‟Касперовскойˮ иконе Матери Божией, капелька воска чудесным образом попала на очки и ‟приклеилаˮ их к переносице, тем самым дала знак, что он Ее избранник». Все эти писания заслуживают отдельного изучения сектоведов.
Особо стоит отметить весьма характерное для подобных культов превосходство предмета почитания над церковной иерархией:
«Господь показал одному из духовных чад величие Духовного отца: в алтаре на Горнем месте сидели архиреи, а Батюшка в архирейском облачении восседал выше всех архиреев».
И нынче почитатели покойного архимандрита без благословения священноначалия своей епархии и даже вопреки ему открывают «сезон чудес», зазывая народ к месту упокоения отца Рафаила, в стилистике, более подходящей для сектантов-харизматов, обещая, что каждый приехавший «будет свидетелем таких чудес, которые потрясут весь мир!!!»
Многие люди жаждут невероятных чудес, в то время как главное чудо - преображение души христианской - не столь популярно, ведь для его свершения нужно приложить усилия. Но приближают ли такие «чудеса» и «знамения» к Христу? Едва ли. «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет» (Мф. 16:4), - сказал Господь. Видимо, эти слова адресованы не только древним фарисеям и саддукеям, но и нам с вами.
Дмитрий Марченко
Источник: Православная жизнь