Международный трибунал в Гааге постановил, что Китай не имеет «исторического права» на спорные территории в Южно-Китайском море. Ранее, в начале 2013 года Филиппины подали на Китай жалобу, в которой заявили, что действия КНР и ее посягательство на 90% территории моря нарушают Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Спор касается группы островов, на которые в настоящее время претендуют несколько государств региона: Китай, Вьетнам, Малайзия, Филиппины и Бруней.
До начала XX в. территориальных споров в Южно-Китайском море не возникало.
Руководители КНР заявили о не признании права суда в Гааге рассматривать территориальные споры и не намерена выполнять его решения. В свою очередь США и их союзники ожидаемо заявили, что решение суда является окончательным и выразили надежду, что Китай будет его исполнять.
Южно-Китайское море является ключевым судоходным районом мира. Через эти морские пути, а также через Малаккский пролив проходит примерно 40% трафика мировой торговли, поток товаров через него оценивается в $5 трлн в год.
Экспертные оценки
Юрий Тавровский: Проблема насчитывает много веков, потому что эти очень удобные острова всегда были местами отдыха, спасения от бури моряков. В этих краях проходил знаменитый морской Шёлковый путь. Но это глубокая история, когда Китай был мощным, когда его корабли бороздили просторы Мирового океана. С середины XIX века наступил период ослабления Китая, который продолжался до завершения Второй мировой войны, до разгрома японцев, которые, кстати, контролировали эти острова во время Второй мировой войны. Китай более-менее стал приходить в себя и вспоминать о том, что ему принадлежит. И 1948 году гоминьдановское правительство провело на карте Южно-Китайского моря так называемые «9 чёрточек», которыми были обозначены пределы Китая по китайской версии.
Обо всём вспомнили уже в нашем веке, а точнее после 2009 года, потому что американцы решили начать прессинг Китая по всем его границам и в первую очередь по восточной морской. Была провозглашена стратегия «Поворота к Азии», американцы стали перебрасывать свои корабли и самолёты в этот район и вспомнили о союзниках. Один из этих союзников - Филиппины. Манила в 2013 году подала свою заявку в арбитраж, которая после трёх лет рассмотрения, как все и ожидали, была удовлетворена. Де-факто всем участникам спора, а не только Китаю или Филиппинам, что-то да принадлежало: Тайвань контролирует один большой остров, Филиппины - несколько мелких островов, есть острова у Вьетнама, Малайзии. Когда Китай был слаб, острова занимали все кому не лень.
Ещё в начале ХХ века на островах были найдены большие запасы углеводородов. Там очень большие рыбные ресурсы. Но для главных участников спора, а это, безусловно, Штаты и Китай, главное - стратегическое значение островов. Острова на многие сотни километров удалены от китайского побережья. И если их выстроить в некоторую цепочку, то получается «великая стена», которая отделяет Китай от цепочки островов, которая контролируют США - Маршалловы острова, Мариинские. То есть китайцы пытаются выстроить выдвинутый рубеж обороны. При этом они, конечно, задевают интересы других государств, понимая, что это не улучшит отношения с этими странами. Но Пекин идёт на имиджевые потери и со странами Юго-Восточной Азии, и в мировом сообществе ради стратегических интересов. Потому что прессинг Китая со стороны Штатов усиливается. Всё чаще американские самолёты и корабли вторгаются в пространство, которое китайцы контролируют. Дело идёт, конечно, не к большой китайско-американской войне, но к контролируемому конфликту, в котором, возможно, в качестве пушечного мяса выступят страны типа Филиппин, Вьетнама. А за ними будут стоять Штаты и, в случае чего, «старший брат» может вмешаться.
История региона очень богата, здесь наслаиваются и старинные претензии, и нынешние экономические и стратегические интересы. Например, Филиппины до 1941 года были официальной колонией США. Или Вьетнам, на протяжении веков, я бы даже сказал тысячелетий, отступал под натиском Китая. В китайских горах Гуанчжоу, где проходит Кантонская ярмарка, в древние времена была столица вьетнамского государства Намвьет. Не будем забывать и о недавней истории, когда в 1979 году Китай решил преподать урок Вьетнаму за участие в камбоджийском конфликте. Кроме того, действуют экономические соображения, потому что вьетнамцы добывают нефть в спорной зоне, а китайцы ставят рядом свои бурильные установки. И вьетнамцы всё больше начинают смотреть в сторону Штатов, нежели в сторону Китая.
У стран - членов АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) есть скоординированная политика по многим вопросам, в том числе и по проблеме Южно-Китайского моря. И нынешняя ситуация означает ухудшение отношений со странами АСЕАН. Плюс американцы пытаются перетащить АСЕАН на свою сторону. Хотя уже несколько лет действует свободный рынок между Китаем и АСЕАН. Торговля Китая с АСЕАН - около 400 миллиардов долларов в год. Но на китайское руководство давит очень сильно общественность, которая всё более и более националистически настроена, и точно также общество давит на филиппинское руководство. Так, после решения арбитража прошли массовые демонстрации в его поддержку. Теперь ожидается, что по филиппинской модели в арбитраж обратятся другие страны, например, Вьетнам или Малайзия. Однако не будем преувеличивать её значение для международной обстановки. Я хочу подчеркнуть: в значительной степени это конфликт не Китая и стран Юго-Восточной Азии, а Китая и Америки, это новый фронт сдерживания Китая.
Настоящий арбитраж и прочие подобные структуры - составные части международной юридической системы, которую выстроили США по окончании Второй мировой войны. Американцы очень активно используют и Гаагу, и ООН для достижения своих целей. Китайцы это очень хорошо понимают. Вообще решение Гаагского суда считается обязательным для тех, кто признаёт его юрисдикцию. А Китай не признаёт. Так что это сродни тому, если бы Гагаринский районный суд принял решение о том, что Аляска должна вернуться в состав России. И кто будет выполнять это решение? Кстати, американцы, когда им выгодно, говорят: международное право, справедливость - надо соблюдать. Когда им невыгодно, они парируют: это очень интересно, но мы в этом не участвуем. Почему американцы такую активную роль играют в Южно-Китайском море, хотя формально они не имеют там права голоса? У США нет ни одного квадратного сантиметра земли в этом море, а по договорённости 2002 года между Китаем и АСЕАН третьи страны вообще не имеют там права голоса. Кроме того, была достигнута договорённость между Китаем и АСЕАН, что все диспуты будут решаться преимущественно на двусторонней основе. Поэтому китайцы и говорят: мы хотим с филиппинцами и вьетнамцами сесть за стол переговоров и поговорить. И садились, и договаривались. С вьетнамцами, например, договорились о том, что китайские буровые вышки будут передвинуты за пределы спорных вод. С Филиппинами была достигнута предварительная договорённость, что те не будут никуда жаловаться, но потом американцы поднажали, и Филиппины пошли в суд. Причём в суд обратился в 2013 году президент Акино, который недавно потерпел поражение на выборах, а новый президент Дутерте говорит: ребята, не шумите, мы с китайцами попробуем договориться. Но американцы, конечно, могут заставить филиппинцев пойти на шаги, которые противоречат их национальным интересам.
Главное для американцев - это противостояние с Китаем, которое будет нарастать при любом исходе президентских выборов. По решению, принятому ещё в 2011 году, в тихоокеанском бассейне должно находиться 2/3 (60%) боевых кораблей и 60% военной авиации. Американцы переносят центр тяжести своей стратегии в азиатско-тихоокеанский регион, где цель № 1 - это Китай, цель № 2 - это Россия, наши дальневосточные, сибирские районы. Обама не случайно хотел прекратить и иракскую войну, и противостояние с Ираном - именно для того, чтобы перебросить силы в тихоокеанский бассейн.
Источник