Переговорный процесс по урегулированию ситуации в Приднестровье находится в стадии стагнации. На этом фоне Республика Молдова и Украина активизируют "стальные тиски", расширяя блокирующие ограничительные меры. При этом молдавская сторона уклоняется от диалога и саботирует деятельность рабочих групп по этому вопросу. Об этом в Москве заявили власти ПМР. Подробности - в материале Накануне.RU.
Такого комплексного и всемирного давления Приднестровье не испытывало на протяжении многих десятилетий. По совокупности всех аспектов давления можно говорить, что против Республики ведется гибридная война. Об этом заявил и.о. министра иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев.
Раньше процесс урегулирования реализовывался в рамках механизма "5+2". Сейчас этот международный формат переговорного процесса находится в системном кризисе, на данном этапе наблюдается период его стагнации, отметил представитель властей Приднестровья. "Фактически Приднестровью пытаются "надеть наручники" и вытолкнуть переговорный процесс за обочину ранних договоренностей, пытаясь представить ПМР как сторону, против которой можно применять весь комплекс репрессивных мер", - сказал Игнатьев.
Он отметил, что активизация "стальных тисков" совпала с периодом кризиса на Украине. Именно с весны 2014 года, по его словам, против ПМР начали использоваться меры, которые ограничивают потенциал экономического развития и жизнедеятельность жителей этой территории. В этой связи есть все основания полагать, что меры давления имеют политическую подоплеку, уверен чиновник.
"Блокада" региона осуществлятся несколькими путями.
"Операция "Граница" длится до сих пор и не дает возможности пересекать границу Украины россиянам, которые проживают на территории Приднестровья и являются мужчинами в возрасте от 16 до 60 лет. Это целый ряд необоснованных экономических действий. Это задержание грузов, проверка транзитных грузов, постановление, запрещающее поставку подакцизной продукции - мощная статья доходов нашего бюджета. Это и действия, которые были предприняты Молдовой и Украиной за спиной переговорных механизмов, по разрушению механизма железнодорожных перевозок, доставки грузов на территорию ПМР", - рассказал Игнатьев.
Из-за данного постановления Приднестровская железная дорога теряет свой потенциал. Украинская сторона схему перевозок использовала с 2004 года. В 2012 году с Молдовой было достигнуто протокольное решение о механизме железнодорожных перевозок. "Транзитный потенциал Приднестровской железной дороги тогда был реализован. Она доставляла грузы из Украины нашим экономическим агентам. А сейчас в одностороннем порядке, без учета нашего мнения, Украина по просьбе Республики Молдова изменила механизм оформления и доставки грузов на территорию ПМР. Наши локомотивы оказались исключены из этого механизма, мы не можем их доставлять. Соответственно провозные тарифы оплачиваются молдавской стороне. Растамаживать грузы необходимо на молдавских пунктах отгрузки. Что будет предложено взамен, сложно сказать, так как молдавские партнеры уклоняются от предметного диалога", - пояснил Игнатьев.
Он отметил, что похожая проблема возникала и ранее. В 2012 году Молдова уже посылала Украине телеграмму с просьбой запретить грузоперевозки по ПЖД. "Тогда мы оперативным путем смогли урегулировать ситуацию, и молдавская сторона отменила свою просьбу. Аналогичным образом в октябре 2015 года возникла та же ситуация. Теперь в третий раз решения были приняты, и, как нам сообщили партнеры, они окончательные. Мы находимся в ситуации ультиматума, с каждым днем наши экономические агенты несут дополнительные логистические, организационные, бюрократические, финансовые издержки, нарушают контрактные обязательства", - прокомментировал Накануне.RU и.о. главы МИД Приднестровья. В комплексе это может вылиться в потери более $4,5 млн для экономики Республики.
Данная проблема касается не только железнодорожных перевозок, но и международных автомобильных перевозок. Осуществлять их теперь у Приднестровья возможности нет, продолжила первый зампредседателя Правительства ПМР Алевтина Слинченко. В результате ПМР вынуждена привлекать "перевозчиков" со стороны Молдовы, которые берут плату по более высоким ставкам. "Автотранспортная отрасль полностью прекратила свое существование", - отметила Слинченко, добавив, что общие потери от запрета ж/д и автоперевозок составляют более $120 млн.
Власти ПМР разрабатывают доработанное соглашение к протокольному решению, которое позволит сделать дополнительный акцент на механизме доставки импортных грузов на территорию Приднестровья и включить его в документ. Отмечается, что при наличии политической воли "соседей", эту проблему можно решить.
Подобного рода действий очень много, подчеркивают власти ПМР. Помимо этого, молдавская сторона активизировала метод давления путем возбуждения уголовных дел против жителей Приднестровья - насчитывается уже более 200 таких дел. Начали работать и против предпринимателей. Более 50 руководителей серьезных экономических предприятий проходят по "политически мотивированным уголовным делам", рассказал Игнатьев.
ПМР вынуждена сталкиваться с искусственными ограничительными барьерами в области внешнеэкономической деятельности с момента начала своего существования. "В 2006 г. были введены особые правила, предусматривающие переориентацию таможенного оформления. Потери бюджета тогда составили около $400 млн. Это сопровождалось дополнительными ограничениями - доплатами по таможенному оформлению, экологическому сбору наших экономических агентов, сертификации, делопроизводству, налогам", - подчеркнула в свою очередь Слинченко. Многие предприятия ПМР обращаются с тем, что налоговые органы Молдовы проводят проверки предприятий и выставляют штрафные санкции в рамках законодательства Молдовы, хотя хозяйствующие субъекты относятся к ПМР.
Риски связаны и с тем, что предприятия Приднестровья на 70% ориентированы на внешний рынок. Все проблемы в мировой экономике напрямую влияют на экономику территории. Падение объема промышленной продукции в результате совокупных действий составляет 15,5%. По оценкам властей, ВВП может сократиться от 15 до 19%. "Это серьезный удар для экономики ПМР в этих сложных условиях. Влияние ограничительных мер от наших "соседей" еще больше усугубляет положение. Внутренние меры не позволяют в полной мере снивелировать влияние на ситуацию". - прокомментировала Слинченко.
Корреляции с событиями на Донбассе власти ПМР не видят. "Любой процесс самоопределения должен основываться на воле народа. Мы очень хотели бы, чтобы цивилизованные методы, основанные на учете воли народа, использовались для урегулирования конфликтов и на постсоветском пространстве. Мы полагаем себя суверенным государством с частично ограниченным внешним суверенитетом. Что касается Донбасса, это проблемная линия, болевая, чувствительная. Мы не участвуем в процессах кризисных явлений на Украине. Наверняка, ситуация отличается от нашей. Есть другие условия, существуют международные переговорные механизмы, в их рамках надо достигать оптимального решения. Но демократичная основа должна применяться во всех случаях урегулирования, без коллизий между правом народа народа на самоопределение и некими едиными нерушимыми границами", - прокомментировал Игнатьев позицию относительно ДНР.
На данном этапе важнейшей задачей в ПМР видят возобновление переговорного процесса. В этой части определенные надежды власти возлагают германское председательство ОБСЕ. "Наши позиции совпадают полностью - нам тоже нужны конкретные действия, а не декларации. Вероятность возобновления диалога на уровне "5+2" будет зависеть от готовности молдавской стороны идти навстречу для поиска компромиссов. Молдавскую сторону необходимо вернуть в цивилизованное русло, чтобы против Приднестровья не предпринимались комплексные меры давления", - сказал Игнатьев.
Он подчеркнул, что население подвергается прессингу за свой
стратегический выбор, ориентированный на интеграцию с РФ, евразийскими
структурами. "ПМР фактически является фронтом борьбы РФ за право,
интересы русского мира, возможность жить на своей земле в рамках той
цивилизационной парадигмы, которую определяет сам народ. Приднестровье
готово провести референдум под эгидой мирового сообщества, чтобы мы
вышли цивилизованно из этого конфликта. Но пока ни одна из политических сил Молдовы не рассматривает возможность признания ПМР в качестве равного субъекта. Поэтому ситуация находится в той затяжной кризисной фазе", - заключил и.о. главы приднестровского МИДа.
Вероника Килина