Об английских писателях в Год английской литературы в России

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
521
Время на чтение 5 минут
 Об английских писателях в Год английской литературы в России

В год английской литературы в России издательский дом «Большая Москва» при поддержке Благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца выпустил книгу «Личность и развитие глобализации сквозь призму творчества английских писателей конца XIX - первой половины XX вв.»

Автор книги - Алексей Федотов, доктор исторических наук, религиовед, член Союза писателей России, профессор Ивановского филиала института управления и Ивановского государственного химико­технологического университета.

Проведение презентации книги планируется осенью. По случаю выхода издания в свет наш корреспондент встретился с автором и задал ему несколько вопросов.

- Алексей Александрович, почему именно эта тема? Ведь понятно, что монография в четыреста страниц не писалась специально к Году английской литературы в России?

- Конечно, нет. Мой интерес к этой теме вызван тремя причинами: ХХ век - период, которым я занимаюсь как историк. Проблематика, связанная с местом личности в глобальном мире, интересна мне не только как ученому, но и просто как человеку. И именно английские писатели этого периода наиболее близки мне как читателю.

- Чем же характерен этот период?

- Рубеж XIX-XX веков характеризовался развитием глобализационных империалистических процессов. Британская империя была, с одной стороны, на пике своего могущества; с другой - стремительно приближалась к своему закату. И в это же время многие английские писатели чувствовали приближение катастрофы, краха старого мира. Особенно острым стало ощущение, что подлинные радость и счастье находятся за пределами категорий, которые большинство англичан того времени считали единственно реальными. Появляются прекрасные произведения, в которых, с одной стороны, тоска по недоступному Раю, с другой - утверждение, что Рай не где­то далеко, он всегда рядом, просто нужно суметь его увидеть. Интересно отметить, что эта тоска по Раю сквозит и в произведениях некоторых авторов, совсем далеких от христианства по своим взглядам. И в то же время многие английские авторы пишут об аде, поднявшемся на землю, где забыли про Бога.

- Кто же из английских писателей пытался описать землю, ставшую адом?

- Еще Джонатан Свифт писал, что «развращенный разум, пожалуй, хуже какой угодно звериной тупости». Нацистские, да и не только нацистские концентрационные лагеря со всей убедительностью подтвердили правоту этого утверждения. В финале «Скотного двора» Джорджа Оруэлла персонажи «переводили взгляд со свиньи на человека, с человека на свинью и снова со свиньи на человека, но угадать, кто из них кто, было невозможно». Вообще, его антиутопии - пророческое предостережение о том, что несет с собой глобализация - дегуманизацию, безнадежность и вечное царство зла, вне зависимости от того, кто бы не пришел к власти. И в этом ему вторит Олдос Хаксли, герой романа которого «Дикарь» Джон в конце покончил с собой, словно пытаясь сказать, что будущее этого мира - мира, отвергнувшего Бога и традицию, -безнадежно... Мир без Христа становится миром антихриста, вне зависимости от того, какова его олигархия. Даже те, кто внешне благополучен, не могут быть счастливы в мире, забывшем Бога. В этом смысле показательна «Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вулф - картина респектабельного ада; послевоенного мира, где герои страдают в большей степени от внутренних, чем от внешних проблем.

- Но вы сказали, что некоторые из авторов видят этот же мир по­иному?

- Льюис Кэролл утверждал, что кошмар этого мира, его абсурд - всего лишь сон; мы способны проснуться от него, проснуться, чтобы стать причастными любви. Клайв Льюис устами своих героев прямо заявляет: «Может, мы и дети, играющие в глупую игру. Но четверо детей создали игрушечный мир, который лучше вашей реальной ямы. Я не предам игрушечного мира. Я останусь с Асланом, даже если Аслана нет. Я буду жить как нарниец, даже если нет Нарнии». А тех, кто считает, что любовь и вера - глупые выдумки, можно только пожалеть: «Они не дадут себе помочь. Они выбрали выдумку вместо веры. Их тюрьма - в их воображении, но они - в тюрьме. Я не могу вывести их наружу, потому что они слишком много думают о том, чтоб не дать себя провести». В этом с ним полностью созвучен Гилберт Честертон: «Люди отвергают догму не потому, что догма плоха, а потому что она слишком хороша. Она дарует слишком большую свободу, чтобы оказаться правдой».

- А кого-­то из современных английских авторов волнуют эти проблемы?

- Они не могут не волновать того, кто думает. Другое дело, какой ответ дается на основании размышлений. В конце, казалось бы, исполненной безнадежности книги нашей современницы Джоан Роулинг «Последняя вакансия» (я написал о ней в монографии вместо эпилога), книги, без прикрас рисующей обитателей постхристианского английского городка, самопожертвование девочки Сухвиндер и смерть детей - Кристал и ее брата - заставляет задуматься многих из обитателей городка; психолог Тесса рядом с их гробами думает: «вот бы архистратиг Михаил сошел со сверкающего витража и рассудил их всех, решил бы по справедливости, какова мера ее ответственности за эти смерти, за сломанные жизни, за все беды...» И начинает казаться, что и в этот унылый постхристианский мир, жители которого жаждут любви, но ищут ее не у Того, Кто может ее дать, входит Христос...

- Вы считаете, что развитие глобализации наложило отпечаток на творчество авторов, которых вы изучали?

- Почти все писатели, о которых говорится в монографии, жили и творили в контексте общего развития процессов глобализации, которые изменили роль Британской империи («страны, в которой не заходит Солнце») и поставили её на место государства, не имеющего значительного геополитического потенциала (в отличие от таких стран, как Россия /СССР/, США, Германия) и вынужденного отказаться от прежней колониальной политики. Это не могло не наложить отпечаток на их творчество.

- А чем сегодня может быть ценен опыт этих писателей?

- Наверное, на что бы мы ни смотрели, мы видим это через наши стереотипы и особенности восприятия, видим себя в других. И в этой связи сегодня особенно актуален опыт английских писателей рубежа XIX-XX веков, готовых, говоря словами Гилберта Честертона, «пройти сквозь огонь, чтобы добыть первоцвет» в поиске себя настоящих в мире. В мире, в котором, как писал Романо Гвардини, «постепенно исчезает чувство собственного бытия человека и неприкосновенной сферы «личного», составлявшее прежде основу социального поведения». Сегодня, когда процессы глобализации предельно заострены, когда англосаксонский мир распространяет свое влияние и через культурный империализм, этот опыт ценен как показатель точек соприкосновения и разрыва глобализма и традиции, которые могут стать основой для понимания происходящих в начале третьего тысячелетия процессов.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Александрович Федотов
«Экспертное мнение»: 95 лет со дня рождения
профессора В.Н.Латышева
21.10.2024
Светлана Шмелёва: Мы принимаем обращения
на незаконные действия властей регионального и местного уровней...
22.07.2024
Все статьи Алексей Александрович Федотов
Иван Боков
Все статьи Иван Боков
Бывший СССР
День памяти святителя Димитрия Ростовского
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля А.Ф.Трепова и поэта В.В.Капниста
10.11.2024
Кино и музыка кружили Тулу в танце под первый снег
Состоялся первый Открытый Российский фестиваль, посвященный киномузыке
09.11.2024
Должен ли философ Александр Дугин формули-
ровать практическую реализацию своих идей или его дело только теория?
09.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 12:40
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Владимир Николаев
10.11.2024 12:29
Сколько украинцев было героями Советского Союза?
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.11.2024 12:20
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 11:22
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 11:04
Вопрос суверенитета России – ни больше, ни меньше
Новый комментарий от Александр Волков
10.11.2024 10:10
Избавиться от иудиной скверны
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 08:10