Теракты в Анкаре углубили и без того глубокие противоречия в турецком обществе накануне парламентских выборов. Правительство обвиняет во взрывах джихадистов, а турки обвиняют власти в том, что они не могут обеспечить безопасность страны
Обычно Реджеп Тайип Эрдоган и в годы премьерства, и когда он стал президентом, отличался многословием во времена кризисов и скандалов. Однако после терактов в столице в субботу, унесших жизни 97 человек, он, на удивление, молчалив. Кроме призыва к единству нации, турки от него ничего не услышали.Президенту и его сторонникам субботние взрывы представляются очередным заговором внешних сил, направленным как против Турции и ее доминирующего (по их мнению) положения на Ближнем Востоке, так и против Реджепа Эрдогана. В Анкаре определились с выбором виновных - за террактом стоит ИГ. Премьер Ахмет Давутоглу не исключает и возможности того, что за терактами стоит Курдская рабочая партия (КРП).
Сторонники АКР и Эрдогана считают, что ИГ начало проводить теракты на территории Турции в отместку за то, что Анкара разрешила коалиции пользоваться базами ВВС Турции недалеко от границы с Сирией.
Объяснение имеет право на существование. Например, на обложке последнего номера онлайновского журнала издаваемого ИГ на английском языке, изображены Эрдоган и Обама.
Противники тоже выдвигают теории заговора. Среди них и теория, что за взрывами стоят проправительственные тайные силы, которые пытаются создать накануне выборов обстановку страха и заставить избирателей голосовать за AKP. Длительный период нестабильности, по их мнению, должен вызвать у избирателей тягу к сильному правительству и сильному правителю, какими они считают АКР и Эрдогана.
Наиболее горячие головы уже намекают на перенос назначенных на 1 ноября парламентских выборов. Если власти увидят, что взрывы в Анкаре не укрепили избирательную базу правящей партии, а только ослабили ее, то они вполне могут воспользоваться обострением внутренней обстановки в стране для отмены или переноса выборов.
Реджеп Тайип Эрдоган пошел на досрочные парламентские выборы в надежде вернуть ставшее привычным за десять с лишним лет безраздельного правления парламентское большинство, утраченное после выборов в июне.
В пользу переноса выборов и то, что главная оппозиционная сила, прокурдская Демократическая партия народов (HDP), добившаяся немалых успехов на летних выборах, надеется увеличить свое представительство в парламенте и настаивает на проведении их 1 ноября. Скорее всего, АКР не удастся вернуть себе большинство, и премьеру Давутоглу придется создавать коалиционное правительство. Кстати, после июньских выборов ему это сделать так и не удалось, после чего президент заявил о досрочных парламентских выборах.
Серьезные опасения за безопасность выборов существовали, конечно, и до терактов. Армия и полиция возобновили операции на юго-востоке Турции против отрядов КРП. Через считанные часы после взрывов КРП объявила в одностороннем порядке о прекращении огня, но турецкая авиация продолжила бомбить позиции курдских боевиков. В среду, к примеру, МВД Турции объявило об уничтожении 10 курдских боевиков в результате наземных операций турецкой армии.
Реджепу Эрдогану сейчас не позавидуешь. Он прекрасно понимает, что должен показать хоть какие-то плоды своей политики в Сирии, направленной на свержение Башара Асада. Однако положительных результатов нет, показывать туркам нечего.
Минусов же хоть отбавляй. Не говоря уже о снижении авторитета Турции в регионе из-за не очень дальновидной внешней политики Эрдогана, разрешение на использование авиацией коалиции турецких баз сделало Турцию мишенью для джихадистов.
Расчет Эрдогана на слабость Асада и на то, что Анкара будет диктовать условия оппозиции, которую она поддерживает, тоже не оправдался. Правительственные войска в Сирии сейчас перешли в наступление на Алеппо, находящийся, к слову, не так уж и далеко от сирийско-турецкой границы. В наступлении участвуют также иранцы и «Хезболла», а проходит оно при поддержке российской авиации. В общем, далеко не первое свержение режима Асада, о котором уже без малого пять лет мечтают турецкие власти, опять откладывается на неопределенный срок.
Каким будет следующий ход Реджепа Тайипа Эрдогана на шахматной доске Ближнего Востока, покажет время. Наверняка, во внешней политике он продолжит настаивать на смещении Башара Асада с поста президента, чем еще больше ограничит для себя возможности для маневра.
Во внутренней политике дела президента Эрдогана тоже оставляют желать лучшего. С каждым днем все больше политологов сомневаются в том, что АКР по силам вернуть 1 ноября большинство в парламенте и сформировать однопартийное правительство.
Эрдоган может попробовать получить дополнительные полномочия под предлогом серьезнейшей угрозы безопасности страны и попытаться расправиться с оппозицией. Однако оппозиция сейчас достаточно сильна и способна дать отпор, а это будет означать дальнейшее обострение обстановки в Турции и углубление раскола в турецком обществе.