Выступление президента России Владимира Путина на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН задало общую тональность широкой международной дискуссии. Все международные процессы тесно взаимосвязаны, и ошибка, допущенная в одном месте, неминуемо влечет за собой другие ошибки - такова суть российского подхода. Сложившаяся в мире, в том числе в Европе и вокруг неё, обстановка «нетерпима» - это утверждение, прозвучавшее из уст российского президента, оспорить невозможно.
Главное заключается в том, чтобы нащупать ключевое звено, взявшись за которое, можно и положить конец конфликтам на Ближнем Востоке, и найти решение резко обострившейся для европейцев проблемы беженцев.
Таким звеном с точки зрения Москвы является скорейшая выработка всеобъемлющей стратегии политической стабилизации и социально-экономического восстановления Ближнего Востока. Ведь именно оттуда накатываются волны беженцев, там локализована угроза терроризма, там возникает опасность социально-экономической деградации целых стран и регионов.
Не согласованное с ООН одностороннее вмешательство США и их ближайших союзников в ситуацию в Ираке, Ливии, Сирии и других странах запустило цепную реакцию разрушительных процессов, которые в текущем году привели к появлению сотен тысяч беженцев в Европе. «Агрессивное внешнее вмешательство привело к тому, что вместо реформ государственные институты, да и сам уклад жизни были просто бесцеремонно разрушены. Вместо торжества демократии и прогресса - насилие, нищета, социальная катастрофа, а права человека, включая и право на жизнь, ни во что не ставятся», - подчеркнул президент России.
А раз так, то и начинать разгребать завалы тоже следует на Ближнем Востоке, прежде всего, создавая прочную международно-правовую основу в виде соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН о координации всех сил, борющихся с «Исламским государством» (ИГ) и другими террористическими группировками. К выработке подобного документа и призвал мировое сообщество Владимир Путин. «И лагеря для беженцев строить не придется», - заключил российский президент.
Прислушаются ли западные державы и их региональные союзники к российскому лидеру? Пока в этом лагере преобладают растерянность и политическая инерция. Президент США Барак Обама в своей речи в ООН в очередной раз обрушился на президента Сирии Башара Асада, назвав его «тираном», то есть взяв на вооружение риторику ИГ.
Ведущие западные СМИ не удержались от соблазна сравнить выступления президентов России и США в ООН. И даже авторы, далёкие от симпатий к Москве, вынуждены отметить конструктивность позиции российского президента. Так, бывший журналист лондонской газеты The Gardian Люк Хардинг, который в 2011 году был лишен права на въезд в Россию по причине вмешательства во внутренние дела страны, сегодня признает трезвый характер российских предложений по Сирии. «Перед Обамой встает следующий вопрос: стоит ли принять предложение Путина о взаимодействии по Сирии? Если ответ отрицательный, то какой выход остается у Белого дома?» - спрашивает Хардинг.
Путин осудил «мир, в котором вместо коллективной работы будет главенствовать эгоизм» и выступил против запредельного высокомерия Запада - это цитата из статьи в той же The Guardian. А агентство деловых новостей Bloomberg особо выделило инициативу России о создании российско-сирийско-иранско-иракского центра для координации борьбы с «Исламским государством». По мнению агентства, данный шаг усилит роль Москвы, сократив масштабы американского влияния в регионе.
По мнению комментатора телекомпании CBS News, Путину удалось развеять опасения многих западных политиков об экспансионизме России.
Немецкое издание Spiegel, со своей стороны, подробно проанализировало высказывания президентов России и США, фигурально «столкнув» две точки зрения и назвав речи двух лидеров «дуэлью у ораторской трибуны». Призыв Обамы - больше дипломатии, меньше конфронтации. Не в последнюю очередь, пишет журнал, обращение президента адресовано «скептической американской публике». Речь же Путина показала: он хочет, чтобы Россия снова стала державой того же ранга, что и США, считает Spiegel. На это указывают и слова Путина о том, что «Устав ООН был подписан в нашей стране», то есть в России.
Выступая в ООН, российский лидер вообще обошелся без прямого упоминания США и президента Обамы, пишет Spiegel и добавляет: «Но все равно было понятно, что он приехал в Нью-Йорк не для того, чтобы льстить Вашингтону. Путин показал свою жесткость и раскритиковал действия Штатов во многих направлениях».
Еще более резко охарактеризовало дипломатическое поражение Обамы китайское агентство «Синьхуа». По его мнению, «важное значение нью-йоркской встречи глав двух государств заключается также в том, что введенная Вашингтоном и его союзниками после украинских событий внешнеполитическая изоляция России была фактически прорвана. Белому дому нужна помощь с российской стороны в прекращении хаоса в Сирии и на Ближнем Востоке, который он сам же и создал своим вмешательством в чужие дела. Вашингтону пришлось признать должную роль Москвы в международной борьбе с терроризмом... Таким образом Россия вновь берет в свои руки инициативу на дипломатическом фронте».