Рождение любого общества, так или иначе, сопряжено
идеологией, определяющей его предназначение, смысл существования и
развития. Идеология не формируется после рождения общества. Идеология
всегда предшествует его появлению, изначально определяя его сознание и
мировоззрение, которые и приводят к формированию той или иной общности
на обособленной территории. Идеи всегда правили, правят и будут править
миром. Идеология может формироваться и после появления общества, но
только для того, чтобы сменить идеологию, породившую это общество.
В
этом смысле поиск идеологии развития ДНР представляется действием
запоздалым, хотя и не лишённым смысла в своём стремлении понять, какие
же идеи положены в основу территориального образования, появившегося на
территории бывшей Украины в результате государственного переворота и
последовавшего за ним нацистского шабаша. И хотя ставить телегу впереди
коня, конечно, несколько странно, но такое бывает даже в уже давно
состоявшихся странах, имеющих многовековую историю. К примеру, Россия
после распада Советского Союза пока безуспешно пытается понять, какую
же идеологию ей необходимо выбрать для объединения общества и
укрепления государственной системы. Однако самое интересное состоит в
том, что такой поиск осуществляется в условиях давно действующей
социальной идеологии (капитализм), закреплённой в Конституции РФ,
принятой в 1993 году. Аналогичной выглядит ситуация и в случае с ДНР.
В
соответствии с текстом Конституции ДНР, размещённой на сайте Совета
Министров ДНР, «Донецкая Народная Республика является демократическим
правовым социальным государством» (глава 1 «Основы Конституционного
строя», статья 1). Это означает, что на территории Республики в
соответствии с Конституцией официальной политической идеологией
является демократия. Не закреплена в Конституции, но официально
действует на территории ДНР либеральная идеология, которая лежит в
основе проводимой правительством экономической политики. По другому
просто и быть не может. Ведь либеральная экономика преподаётся во всех
высших учебных заведениях Республики. На базе соответствующих знаний
формируются либеральные представления об экономической действительности
у руководителей хозяйствующих субъектов и представителей органов
государственной власти на всех её уровнях. Следовательно, в результате
либеральноориентированного образовательного процесса в стране
формируется либеральная экономика со всеми вытекающими последствиями.
Функционирование
задекларированной в Конституции политической идеологии (демократия) и
давно укоренившейся экономической идеологии (либерализм),
взаимосвязанных и взаимозависимых по своему характеру, закономерно
приводит к формированию и доминированию в обществе социальной идеологии
- капитализма, результатом воздействия которой на общественное
сознание, мировоззрение и поведение является утверждение власти денег и
развитие общества потребления.
Но
такой результат идеологического воздействия, основы которого заложены в
Конституции ДНР входит в явное противоречие с социальным характером
государства, как это задекларировано в вышеназванной 1 статье 1 главы
Конституции. Ведь формирующееся на деле в ДНР не социальное, а
капиталистическое государство, представляет собой тип государства, в
экономической системе которого играет определяющую роль накопленное
обществом богатство, которым распоряжается не собственно государство, а
частные лица. Тогда как социальное государство представляет собой
особый тип современного высокоразвитого государства, в котором
обеспечивается высокий уровень социальной защищённости и самореализации
всех граждан посредством активной деятельности государства по
регулированию гуманитарной, рыночной, финансовой, правовой и
промышленной сфер жизнедеятельности, установлению в нём социальной
справедливости и социального благополучия.
Фактически,
согласно действующей Конституции на части территории бывшей Донецкой
области сегодня осознанно или нет, но уверенно и со знанием дела
строится Донецкая Капиталистическая Республика и формируется
экономическая система, основанная на избыточном потреблении. Всё это
создаёт предпосылки для социального расслоения общества, которое со
временем будет только углубляться и формировать два крайних полюса в
обществе - правящая олигархическая верхушка и подконтрольное ей
остальное общество, имеющее невысокий уровень достатка и тотально
зависимое от олигархии, в руках которой сосредоточены средства
производства. В результате через 15-20 лет мы получим на территории ДНР
вторую Украину, основной смысл существования которой заключён в
распространении русофобии, дремучего хуторянства и социального
иждивенчества.
Однако
это не единственное противоречие в тексте Конституции ДНР. В пункте 3
статьи 9 главы 1 провозглашается, что «Никакая религия и идеология не
могут устанавливаться в качестве государственных или обязательных». В
то же время в пункте 1 этого же главы признаётся идеологическое
многообразие: «В Донецкой Народной Республике признается идеологическое
и политическое многообразие, многопартийность» и, как уже отмечалось, в
статье 1 главы 1, провозглашается доминирование политической идеологии
- демократии.
Таким
образом, ответ на вопрос по поводу типа социальной идеологии,
определяющей смысл существования ДНР и характер влияния на общественное
сознание и мировоззрение очевиден - капитализм. Это конкретно
задекларировано в тексте действующей Конституции ДНР и реально
воплощается в жизнь.
Названные
положения Конституции ДНР входят в явное противоречие с реально
существующим запросом людей, проживающих на территории ДНР, на
построение социально справедливого и социально благополучного
государства для всех, а не только для отдельных наиболее обеспеченных
граждан. Да и, в конце концов, не за возможность построения
капиталистического будущего борется народ Донбасса, которому не нужны
олигархи ни украинские, ни свои, которые вполне могут появиться в
рамках формирующегося общества потребления.
Возникает
вопрос, а какой же должна быть социальная идеология ДНР? И нужна ли она
Республике? Ответ на последний вопрос очевиден. Социальная идеология,
безусловно, нужна. Если формируется новое общество и государство, то
должно быть идейное начало этого процесса. Но начало это должно быть
фундаментом, на котором будет строиться социальный успех общества, а не
основой будущего краха. Поэтому идеология должна отражать
общечеловеческие, потверждённые многовековым положительным опытом
бытия, оправдавшие себя идеалы, нормы и ценности, реализация которых
будет способствовать стабильному и динамичному развитию всего общества.
В соответствии с этим социальная идеология должна соответствовать определённым критериям, к которым следует отнести следующие:
1.
Социальная идеология наряду с идеологией глобального развития является
неотъемлемой составной частью идеологии устойчивого развития общества.
Устойчивое развитие - это процесс глобальных и социальных изменений,
направленных на установление равновесия между ростом товарооборота на
внешнем и внутреннем рынках, как отражения экономического роста, и
ростом социального благополучия общества.
2.
Социальная идеология обладает системной структурой, включающей в себя
идеалы, нормы и ценности. Она направлена на социальное сознание и в
этом смысле тесно связана с социальной культурой, представляющей собой
совокупность сознания, знаний и мышления.
3.
Социальная идеология встроена в структуру управления социальным
развитием общества, государственного стимулирующего регулирования
экономики и социального развития общества, формируя тем самым основу
политики управления, экономической политики государства и социальной
самоорганизации.
4.
Идеалы, лежащие в основе социальной идеологии, представляют собой
интегрированное целое. Результатом их взаимодействия является
формирование установки в сознании общества на постоянное стремление к
социальной справедливости, без чего невозможен стабильный и динамичный
рост социального благополучия.
5.
Нормы в структуре социальной идеологии являются организующим центром в
идеологической конструкции, который определяет организационный порядок,
в соответствии с которым формируется социальное сознание, мировоззрение
и поведение.
6.
Социальные ценности включают в себя комплекс гуманитарных, рыночных,
финансовых, правовых и производственных ценностей, отражая тем самым
весь спектр ценностей в рамках существующих сфер жизнедеятельности
общества.
7. Ключевыми идеалами социальной идеологии является социальная справедливость и социальное благополучие.
Всем
этим требованиям максимально полно соответствует идеология социального
детерминизма (социальная идеология), которая проявляет себя в
совокупном воздействии идеологии экономического динамизма
(экономическая идеология) и морально-этического консерватизма
(политическая идеология). Более подробно суть идеологии социального
детерминизма изложена в статье «Феномен идеологии в управлении
социальным развитием общества».
Реализация
идеологии морально-этического консерватизма позволяет формировать
самодостаточного человека, обладающего высоким уровнем сознания,
адекватным мировоззрением, гибким менталитетом, высокими
морально-волевыми качествами, необходимыми для достижения социально
значимых целей. Именно такой человек способен реализовать идеологию
экономического динамизма, которая формируется в сознании общества
посредством изучения новой экономической науки, основанной не на
либеральной экономической теории, а на теории стимулирования
социального развития общества. Изучение этой теории позволяет иметь
адекватные представления об экономических и политических
закономерностях, определяющих динамичную жизнь современного общества
(Подгорный В.В. Теория стимулирования социального развития общества.
Парадигмальные основы теории и механизмы её реализации / В.В.
Подгорный. - Saarbrucken, Germany.: изд.-во „LAP LAMBERT Academic
Publishing", 2015. - 80 с.).
Идеология
сама по себе бесполезна. Это всего лишь теоретическая конструкция,
декларация, которая не работает до тех пор, пока она не будет встроена
в процессы управления социальным развитием общества, государственного
стимулирующего регулирования экономики и социального развития общества.
Социальная идеология пронизывает все эти процессы. При этом идеалы
социальной идеологии (свобода личности, свобода самореализации,
причастность к обществу, духовность, равенство перед законом,
социальная справедливость, социальное благополучие) образуют основу
политики управления, экономической политики государства и социальной
самоорганизации общества. Стремление к социальным идеалам позволяет
обществу реализовывать социальные ценности (личная независимость,
трудолюбие, профессионализм, ориентированность на прошлое или будущее,
стремление к достижениям) в процессе гуманитарного, рыночного,
финансового, правового и промышленного развития, которые являются
составными элементами интегрированного процесса социального развития
общества. Таким образом, в процессе стимулирования социального развития
общества реализуются ценностные установки, что и приводит к повышению
уровня общественного сознания и адекватному социальному поведению
общества, в результате осуществления которого и формируется социально
справедливое и социально благополучное общество.
Следует
заметить, что построение идеального общества, в котором на все 100%
обеспечены социальная справедливость и социальное благополучие
невозможно. Именно поэтому социальная справедливость и социальное
благополучие являются идеалами в системной конструкции социального
детерминизма. Вместе с тем, реализуя эту социальную идеологию, общество
всегда стремиться к этим идеалам, никогда не достигая их, но
приближаясь к ним по мере роста уровня своего социального развития.
Идеология
социального детерминизма имеет универсальный характер. Положенные в её
основу социальные идеалы, нормы и ценности имеют общечеловеческий, а не
национальных характер. По этой причине идеология социального
детерминизма, отражая взгляды, представления, идеи, выражающих интересы
общества по улучшению своего жизненного уровня, способна
консолидировать общество и объединить усилия людей различных
национальностей. Встроенная в управление социальным развитием общества,
в ходе которого согласуются и реализуются разнообразные обоюдные
интересы государства и общества, идеология социального детерминизма
способна обеспечить реализацию устремлений людей в направлении
построения социально справедливого и социально благополучного общества
на территории своего проживания.
Владимир ПОДГОРНЫЙ, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятия, министр экономического развития в первом правительстве ДНР, для РМ.У