itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Украина ХХI века: обустройство страны в условиях глобализационных вызовов

0
285
Время на чтение 32 минут

Часть 1. КРИЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Капитализм рушится на глазах. Экономическая система, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства изжила себя и подвела мир к критической черте, за которой всё яснее проглядывают контуры не просто очередного экономического кризиса, а тотального развала мировой системы хозяйства.

КРИЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА. ЧТО ДАЛЬШЕ?Главный критерий для принятия экономических решений - стремление к увеличению капитала - трансформировался в маниакальное стремление увеличить прибыль любым доступным способом. В ход идут уже не экономические методы, направленные на минимизацию затрат, честное ведение конкурентной борьбы, рациональное использование ресурсов, а подкуп, обман, подлог, открытое мошенничество и всё то, что делает возможным достижение цели кратчайшим путём, ущемляя интересы других людей и нарушая действующее национальное законодательство. Идеология либерализма, которая является стержнем капиталистической системы и которая должна по своей сути формировать толерантное отношение к любым законным способам распоряжения собой и своей собственностью, превратилась в ширму для прикрытия истинных интересов мощных финансовых группировок, деятельность которых направлена на агрессивное поглощение свободного от их влияния мирового экономического пространства.

Почему некогда могучий капитализм с его рыночной саморегуляцией и свободой предпринимательства, победивший в конкурентной борьбе административно-командную экономическую систему, сам оказался недееспособным, как и все остальные экономические системы, которые имели место за всё время существования и развития человеческой цивилизации? Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Для объективности суждений по этому поводу необходимо обратиться к истории хозяйствования человеческой цивилизации и предварявшим её этапам развития экономической мысли. Ведь именно симбиоз практического опыта экономической деятельности человека и опиравшейся на него экономической науки всегда формировали фундамент и отличительную особенность общественных отношений в рамках той или иной экономической системы, которая представляет собой не только образ хозяйственной жизни, но и образ жизни человека и общества в целом.

Результаты анализа экономических теорий и их влияния на хозяйственную жизнь человеческого общества, начиная с учений Древнего Египта („Поучение гераклаопольского царя своему сыну", „Речение Ипусера"), Древнего Вавилона („Кодекс законов царя Хамураппи"), Древней Индии (трактат „Артхашастра"), Древнего Китая (Конфуций), Древней Греции (Ксенофонт „Домострой", Платон „Государство", „Законы", Аристотель „Никомахова этика", „Политика"), Древнего Рима (Катон старший „О земледелии", Варрон „О сельськом хозяйстве", Колумелл „О сельськом хозяйстве") и заканчивая современными теориями институционализма, либерализма и неолиберализма, с большой долей уверенности позволяют сказать, что сами по себе отдельные направления экономической мысли не дают обществу исчерпывающего представления о том, как обустроить жизнь на своей территории. Но это не значит, что все достижения экономической науки абсолютно бесполезны. Напротив, существующие теории сыграли огромную роль в развитии человеческого общества. Они всегда несли в себе созидательный импульс и обеспечивали переход человечества от одной цивилизационной системы к другой. Однако сегодня становится совершенно очевидно, что современная экономическая наука не в состоянии решить проблему эффективности экономики.

Всё дело в том, что экономическая наука представляет собой систему, в которую в качестве подсистем включены все те научные направления и теории, которые родились в процессе развития науки о хозяйствовании человека. Каждая подсистема по своей сути является самостоятельно функционирующим механизмом, но функционирующим в составе общей сложной системы. Отсутствие или неэффективная работа подсистемы сказывается на работе все системы. Вместе с тем, какая-либо подсистема не может заменить функционирование всей системы и сделать её эффективной. Отсюда следует важный вывод. Ни одна экономическая теория сама по себе не может быть эффективным средством решения проблем жизнедеятельности человека. Практическое использование любой экономической теории может оказать положительный эффект на жизнь общества, но только на протяжении исторически непродолжительного промежутка времени. После чего в экономике начинаются кризисные явления, которые приводят к появлению очередного рецепта хозяйствования в виде теории или целого научного направления экономической мысли.

Здесь уместно вспомнить пример выдающегося экономиста Милтона Фридмена, который в начале 90-х годов прошлого столетия рекомендовал странам бывшего коммунистического лагеря „приватизировать, приватизировать и приватизировать". Мы хорошо помним, к каким катастрофическим результатам, а по сути, к откровенному грабежу и обману огромного количества людей привела реализация этих рекомендаций отечественными горе-реформаторами. Да и сам Фридмен давно уже признал свою ошибку: „Я был не прав. Оказывается верховенство закона имеет более основополагающее значение, чем приватизация".

В проверке на практике экономических теорий и их дальнейшей корректировке заключена суть эволюции хозяйственной жизни и экономической мысли. Так было всегда. Фрагментарное использование достижений экономической науки систематически приводило к появлению кризисов, интенсивность и разрушительное действие которых с течением времени стремительно возрастает. Особенно отчётливо прослеживается данная тенденция в последние десятилетия. Как показало время, совершенно недостаточно хорошо знать экономическую науку. Это только полдела. Нужно не только знать её, но и понимать то, что ты знаешь. Понимание в данном случае означает умение видеть системную взаимосвязь всех направлений экономической мысли и способность отражать в сознании экономику как систему. Системное восприятие экономической науки позволяет выделить факторы, влияющие на результативность государственного регулирования. Анализ этих факторов позволяет сформировать модель государственного регулирования экономики, с помощью которой создаются стимулы для обеспечения развития всех сфер жизнедеятельности общества.

Эту достаточно сложную задачу удалось решить с помощью недавно разработанного метода системной идентификации исследуемого объекта. Этот метод позволяет структурировать исследуемый объект, выявлять его сущность, функциональную организацию и механизм взаимодействия с внешней средой. А именно информация такого рода и даёт исчерпывающее представление об исследуемом объекте или явлении.

Применение данного метода к исследованию экономической науки позволило сделать ряд выводов относительно состояния современной среды жизнедеятельности человеческого общества.

1. Рыночная экономика, как экономическая система, изжила себя. Деньги, которые исполняют роль посредника в процессе обмена, превратились в глобальную цель существования человечества со всеми вытекающими отсюда последствиями. Стремление производителей вывести на рынок как можно больше качественных товаров с целью максимально полного удовлетворения потребностей общества и укрепления тем самым своей конкурентной позиции превратилось в тотальный обман потребителя, который зачастую даже не знает о том, что покупаемые им продукты питания не просто могут привести к временному расстройству его организма, но и нередко смертельно опасны. Сегодня доверительное отношение к услугам супермаркетов сопряжено с реальным риском для здоровья.

Эмиссия, осуществляемая Федеральной Резервной службой США, направлена на накачивание мировой экономики ничем не обеспеченными долларовыми бумажками, что приводит к безудержному обогащению ведущих мировых финансовых группировок за счёт менее развитых стран. Принцип „богатый становится богаче, а бедный становится беднее, причём богатый богатеет за счёт бедного" стремительно становится главным принципом рыночной экономики. Активное кредитование, проводимое банковским сектором экономики, открывает для населения заманчивую возможность жить не по средствам. Тем самым человек попадает в полную зависимость от денег, а экономика страны приобретает опасную тенденцию, которая может привести к экономическому кризису, связанному с неспособностью заёмщика в установленное время погасить свои долговые обязательства. Всё это активизирует инфляционные процессы, являющиеся настоящим бичом для социального благополучия населения.
В этих условиях только переход к инновационной экономике, в рамках которой стремление увеличить прибыль является не целью, а следствием инновационной активности предпринимателя (при этом рыночные принципы не игнорируются, а совершенствуются), сможет активизировать потенциал разваливающейся мировой системы хозяйствования.

2. После 20 лет слабо осознаваемых и абсолютно бессистемных попыток создать по западным рецептам национальную экономику, мы получили хозяйственную среду, в которой причудливым образом уживаются либеральное отношение к экономическим субъектам (выживай и развивайся как можешь) и административно-командный подход к реализации фискальной функции государства (плати столько, сколько хочет государство, которое хочет необоснованно много). Эта уродливая экономика монетарно-либерального типа, поддерживаемая советскими методами управления, постоянно насилуемая государством через налогообложение пещерного уровня, способна только на одно - плодить новоиспечённых олигархов, сколотивших своё состояние за счёт социально обездоленного населения страны. Сегодня ни один чиновник не сможет хотя бы схематично на бумаге изобразить модель той экономики, которую мы произвели на свет. И в этом наша беда. Мы не знаем, что мы строим. Но с большой долей уверенности можно сказать, куда мы идём. А идём мы к краху экономики, тотальной нищете и самоликвидации страны.

Нужно понять и сформировать образ национальной экономики. Только разобравшись в том, какие именно условия хозяйствования обеспечивают стабильное и динамичное развитие общества, и насколько эти условия соответствуют обоюдным интересам общества и государства, можно обеспечить достойный уровень жизни населения.

3. Либерализм, как идеология капитализма, не способен обеспечить социальные запросы общества. Повальное увлечение либеральными идеями, якобы цементирующими фундамент общественной свободы и минимизирующие „во благо" общества участие государства в экономике, привели к тому, что рыночный механизм начал решительное наступление на социальные права людей. Это в свою очередь активизировало социальное расслоение общества, которое стремительно растёт практически во всех странах. Дело в том, что рыночный механизм способствует развитию и укреплению доходных видов человеческой деятельности. Но жизнедеятельность общества связана не только и не столько с получением дохода, но и с неминуемыми издержками своего существования. Так, затратными сферами жизнедеятельности являются обеспечение обороноспособности страны, социальная защита населения, здравоохранение, образование и т.д. И здесь без вмешательства государства, которое должно восстановить социальную справедливость, никак не обойтись. Вековые представления о рынке как саморегулирующейся системе оказались мыльным пузырём.
Общество сегодня остро нуждается не в либерализме, а в экономической идеологии, которая базируется на оправдавших себя на практике и учитывающих национальные особенности страны принципах хозяйствования.

4. Сегодня государство фактически превратилось в стороннего наблюдателя вместо того, чтобы быть лидером и организатором эффективной социально-экономической трансформации общества. Конечно, государство в определённой степени оказывает регулирующее влияние на процесс общественного развития. Но при этом в подавляющем большинстве случаев при принятии жизненно важных решений оно руководствуется в основном собственными интересами. А ведь результативность государственного регулирования напрямую зависит от согласованности государственных и общественных интересов. Да и роль государства должна быть совершенно иной в современных условиях. Оно должно выступать в качестве промоутера по отношению к обществу, обеспечивая стимулирующим влиянием его всестороннее развитие во всех сферах жизнедеятельности и продвижение в рамках международного сообщества.

5. Несмотря на доминирование в современном обществе либеральных идей, история экономики свидетельствует о всё возрастающей роли государственного регулирования. Жизнь однозначно указывает на то, что невозможно заменить государство рынком, как бы сильно не хотели этого финансовые воротилы. Государство и дальше будет формировать каркас стабильности и предсказуемости среды обитания человека. От построения результативного и легитимного государственного механизма будет зависеть успех и благополучие каждого гражданина страны.

6. Особая значимость государственного регулирования состоит ещё и в том, что государство может и должно влиять на мировоззрение общества через общественную идеологию, которая по своей сути и является гуманитарной политикой. Инициированная государством и созданная при непосредственном участии общества, общественная идеология способствует формированию мировоззрения и мышления таким образом, что человек под влиянием создаваемых стимулов к саморазвитию и самодостаточности становится способным к быстрой реакции на динамичные изменения условий жизнедеятельности и быстрой адаптации к ним. Кроме того, одним из результатов развития образовательной сферы является формирование национальных, присущих только данной стране, демократических традиций, без которых невозможно построение успешного общества.

Производство нового человека жизненно необходимо современному обществу. Это не есть производство ради производства. Это есть основа для общественного развития, которое в свою очередь является результатом гармоничного соединения человеческого и производственного потенциала. Результаты функционирования этого симбиоза и закладывают фундамент социально-экономического успеха страны.

Таким образом, алгоритм требуемых изменений для Украины выглядит следующим образом: переход к инновационной экономике - формирование модели развития национальной экономики - разработка и внедрение экономической идеологии, под влиянием которой формируются экономически целесообразные границы государственного вмешательства в экономику - изменение роли государства в экономике и превращение его в инициатора и лидера социально-экономических преобразований - формирование модели государственного стимулирующего регулирования экономики, реализация которой будет способствовать росту конкурентоспособности страны и повышению жизненного уровня населения, общенациональной консолидации и единению - разработка и внедрение общественной идеологии, направленной на формирование адекватного современного мировоззрения, мышления и менталитета граждан, что поможет им быстро адаптироваться к динамично изменяющейся жизни.

http://rusmir.in.ua/eko/1973-krizis-chelovecheskix-teorij-zhizneustrojstva.html

Часть 2. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА - ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР ВЫБОРА ОБРАЗА ЖИЗНИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА

Все 20 лет независимости Украина страстно увлечена поиском ответов на два классических во всех смыслах этого слова вопроса „Кто виноват?" и „Что делать?". Такое впечатление, что всё общество только тем и занимается, что поголовно читает Герцена и Чернышевского, наслаждаясь печатным словом и философскими размышлениями классиков литературы, анализируя свою жизнь и принимая на основе полученных выводов решения по её оптимизации. Если бы это было так, то вряд ли бы мы жили сегодня в той среде жизнедеятельности советско-капиталистического типа, созданной либеральными реформаторами по указкам с Запада и Востока. Вряд ли бы у большей части общества в головах была эта либерально-демократическая каша, густо замешанная на свободе слова, которая давно превратилась в словоблудие. Вряд ли бы большая часть общества в своём сознании абсолютизировала рынок или государство, забывая непреложную истину о том, что именно человек является творцом своего собственного счастья, а государство и рынок - это всего лишь инструменты, помогающие человеку самореализоваться в жизни и достичь желаемого социального статуса и достойного уровня жизни.

Следует отметить, что вопрос „Кто виноват?" более актуален для украинского общества, нежели вопрос „Что делать?". Поиски виноватого превратились в ширму, за которой отечественный политикум постоянно пытается спрятать свою неспособность эффективно управлять социально-экономической трансформацией. Любимым занятием украинских политиков после прихода к власти стала посадка своих политических оппонентов за решётку, где, как известно, отбывают наказание социально опасные члены общества. Возможно, хобби такого рода и приведёт к моральному оздоровлению нашего общества, но с учётом того, что при смене власти чиновники из противоположных политических лагерей меняются друг с другом местами за решёткой, то ожидать нравственного подъёма в нашем обществе в ближайшее время веских оснований нет.

Но давайте попробуем сменить приоритеты и попытаемся ответить на второй вопрос „Что делать?". Пытаясь осмыслить это в своём романе, Н.Г. Чернышевский, сфокусировал внимание читателей на личностях Веры Павловны, Лопухова, Кирсанова, Рахметова, представив их как обыкновенных порядочных людей нового поколения. Не вдаваясь в качественные характеристики каждого из персонажей, следует отметить целесообразность и обоснованность такого подхода к решению общественно значимых проблем. Ведь именно в новых людях с качественно иным менталитетом, мировоззрением и мышлением нуждается сегодня общество. Но для того чтобы эти люди стали преобладающим большинством в нашей стране, необходимо создать соответствующие условия для подобного рода трансформации общественного сознания. А для этого, прежде всего, нужно изменить образ хозяйственной деятельности, а, следовательно, и жизни людей в масштабах всего общества, т.е. изменить экономическую систему, в рамках которой осуществляется общественное воспроизводство и удовлетворяются общественные потребности. А здесь без желания самого общества и соответствующего выбора не обойтись. Именно с этого следует начинать путь к построению социально успешного общества.
Переход от одной экономической системы к другой в условиях демократического общества связан с общественным выбором. Общественный выбор определяет формирование экономической системы и функционирование общественного производства. Волеизъявление зависит от состояния демократии в стране, от силы демократических традиций и приверженности им народа и власти, им избираемой. Необходимость общественного выбора обусловлена ещё и наличием так называемых провалов государства. Провалы (фиаско) государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное общественное воспроизводство в рамках провозглашённой экономической свободы.

К провалам государства относят:

1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации.

Подобно тому, как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводят к значительному искажению даже имеющейся информации.

2. Несовершенство политического процесса. Напомним лишь основные моменты: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг (торговля голосами с целью принятия нужных решений), поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т.д.

3. Ограниченность контроля над бюрократией. Стремительный рост государственного аппарата создает все новые и новые проблемы в этой области.

4. Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений. Дело в том, что экономические агенты часто реагируют отнюдь не так, как предполагало правительство. Их действия сильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительством акций (или законов, одобренных законодательным собранием). Мероприятия, осуществляемые государством, часто приводят к отличным от первоначальных целей последствиям. Поэтому конечные результаты действий государства зависят не только, а нередко и не столько от него самого.

Реализация общественного выбора способствует обновлению власти, развитию конкуренции среди политических сил и, что особенно важно, приводит к формированию национальной экономической системы.

Мировой опыт показывает, что при выборе определенной модели экономики и её реализации нужно придерживаться определённого критерия. Критерием этого выбора являются как общие тенденции развития мировой цивилизации, так и учёт реальных ресурсов, национальных особенностей, исторических традиций, географического и геополитического положения.

Особенностью экономики Украины является то, что перед началом рыночных трансформаций она представляла собой административно-командный тип, где доминировал тотальный монополизм: собственности, централизовано директивного принятия решений и технологический монополизм. Отрицательное влияние на формирование рыночных отношений в Украине имеет и то, что её экономика является крупномасштабным проектом с незавершенным циклом производства, доставшимся в наследство от Советского Союза. Именно это сегодня является причиной технической и технологической отсталости отечественной промышленности. Это порождает огромную потребность в приобретении нефти и газа на мировом рынке, а отсюда проблемы с торговым балансом, перекосы в ценах на внутреннем рынке.

Учитывая то, что Украина имеет могущественный индустриальный и научно-технический потенциал, подготовленные кадры, нецелесообразно избирать модель экономики, в которой преобладает мелкая частная собственность и экономика регулируется исключительно рыночными законами. Этот путь не является прогрессивным, так как ведёт назад, к временам А. Смита, где всё решало свободное ценообразование.

Следует также учитывать, что экономическую систему нельзя построить, скажем, по европейскому, американскому или ещё какому-либо образцу. Необходима именно национальная модель экономической системы, адекватная географическому положению Украины, её климатическим условиям, демографической ситуации, менталитету народа. С этой точки зрения для Украины наилучшей является модель экономической системы, в рамках которой взаимодействие рынка с государственным механизмом будет направлено на обеспечение стабильного и динамичного общественного развития на основе гармонизации государственных и общественных интересов и достижению за счёт этого наиболее полного удовлетворения потребностей общества (рис. 1).

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА - ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР ВЫБОРА ОБРАЗА ЖИЗНИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА


Консенсус в сфере государственных и общественных интересов приводит к формированию целесообразной и обоснованной с точки зрения этики взаимоотношений государства и общества границы государственного вмешательства в экономику, устраняя тем самым предпосылки к деформированию государственного и рыночного механизма, губительного для всей экономической системы. Гармония интересов не возникает сама по себе. Она поддерживается стимулированием со стороны государства инновационной активности общества, которая и приводит к формированию нового образа хозяйственной деятельности, воплощённого в инновационной экономике.

Инновационная экономика - это такая экономическая система, в которой соответствие уровня развития производительных сил и уровню производственных отношений достигается на основе чёткого следования нравственным законам общества, активного использования знаний, доброжелательного восприятия новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. При этом государство гармонично регулирует и поддерживает общественное развитие технологическими новинками и инновациями, внедряемыми с помощью развитой финансовой системы.

Отличительной особенностью экономической системы, основанной на инновациях, является её способность обеспечения восприимчивости людей к инновациям. Это имеет особенное значение, потому что восприимчивость к инновациям определяет время запаздывания, отражающее интервал, через который люди, идеи, технологии начинают влиять на макроэкономические показатели. И здесь на первый план выходит высшая школа, которая является главным игроком на инновационном поле.

Именно поэтому инновационная экономика формируется „снизу". Но для этого университеты должны стать достаточно сильными, финансово самодостаточными и стабильными, экономически эффективными субъектами, способными выполнять значимые наукоёмкие проекты. Это значит, что университеты помимо своей традиционной образовательной работы должны вести параллельно и научные исследования, конечная цель которых состоит не только в генерировании инноваций, но и в реальном воплощении в жизнь научных разработок. И государство со своей стороны обязано всячески этому содействовать, создавая благоприятные условия для формирования рынка инноваций, который приобретает не меньшее значение, чем рынки труда, товаров, капитала.

Логика действий государства обусловлена общественным выбором, который влияет на формирование типа экономической системы, характера общественного воспроизводства, степени соответствия производительных сил уровню и характеру производственных отношений. Взаимодействие этих составляющих, в конечном счете, и определяет уровень общественного развития.

Рассмотрим структурное построение механизма влияния общественного выбора на общественное развитие (рис. 2). Экономическая система, основанная на инновациях, базируется на следующих принципах: экономическое самоопределение личности; право собственности; равенство экономических прав; экономическая свобода; свобода ценообразования; наличие рынков труда, товаров, капитала; государственное регулирование экономики.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА - ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР ВЫБОРА ОБРАЗА ЖИЗНИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА



Экономическое самоопределение личности является основой личной свободы человека и непременным условием раскрытия его творческого потенциала. Это - основа основ инновационно ориентированной рыночной организации общественного производства, ибо означает право на самостоятельное улучшение своей жизни, возможность самостоятельного заработка в достижимых размерах. Только признание принципа экономического самоопределения личности создает и постоянно обеспечивает (и воспроизводит) равные шансы на инновационную активность для всех участников инновационной экономики. Экономическое самоопределение личности - это право гражданина на экономическую самодеятельность во всех ее формах, в том числе и на предпринимательскую, право быть собственником имущества, включая землю. Собственность в условиях инновационной экономики - это не гарантия беззаботного существования, а бремя имущественной ответственности за результаты коммерческого использования своей собственности, это необходимость её постоянного рыночного воспроизводства. Право быть собственником возможно при гарантии обществом защиты, поддержки и равноправия всех видов собственности и доходов от такого применения.

Равенство экономических прав юридических и физических лиц на ведение хозяйственной деятельности способно постоянно воспроизводить необходимое условие инновационно ориентированной рыночной организации производства - его открытость, многосекторность и обусловленную этим конкуренцию.

Экономическая свобода товаропроизводителя выражается в его праве на самостоятельное определение объёма и структуры своего производства, ассортимента продукции и объёма её реализации, установление цены на неё и выбора партнёров.

Принцип экономической свободы находит своё выражение в общественном воспроизводстве. Общественное воспроизводство - это непрерывное возобновление в масштабе общества процесса производства как единства производительных сил и производственных отношений. Общественное воспроизводство охватывает воспроизводство трёх элементов - материальных благ, т. е. средств производства и предметов потребления; рабочей силы и, следовательно, её носителей, т. е. главные производительные силы общества; производственных отношений. Для осуществления воспроизводства необходимо движение продукта через четыре его стадии - производство, распределение, обмен, потребление.

Синтез четырех воспроизводственных фаз обеспечивает воспроизводственный цикл. Воспроизводственный цикл может иметь несколько вариантов развития, однако основной из них - расширенное воспроизводство, при котором масштабы производства и потребления увеличиваются, что соответствует более основательному удовлетворению закона возвышения потребностей. Обычно расширенное воспроизводство связано с производством продукции более высокого качества и развитием ее ассортимента; для общества это наиболее характерный путь развития.
Цель воспроизводственного цикла - это, прежде всего, обеспечение устойчивого развития производительных сил и производственных отношений, согласующего постоянно растущие потребности общества.

Производительные силы - средства производства и люди, обладающие определенным производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие. Люди - это основной элемент производительных сил общества. Производительные силы выступают в качестве ведущей стороны общественного производства. Их развитие во многом определяется возможностью свободного ценообразования, при котором административное назначение цен допускается только в нерыночных секторах экономики (наука, образование, здравоохранение, оборона, экология и т.д.).

Одновременное воздействие на цену множества ценообразующих факторов (динамики затрат труда, издержек производства и обращения, спроса и предложения, доходов и объёма инвестиций) придаёт ценам ту непредсказуемость, которая и превращает рынок в повседневный экзамен и бесконечное состязание между всеми участниками производства. Именно эта непредсказуемость вынуждает товаропроизводителей к постоянному совершенствованию организации производства, минимизации его издержек и повышения качества результатов на основе широкого внедрения инноваций. Всё это, в конечном счете, и определяет уровень развития производительных сил.

Уровень развития производительных сил характеризуется степенью совершенствования рабочей силы, средств и предметов труда, знаний, науки.
На базе производительных сил возникают производственные отношения между людьми, которые затем оказывают существенное влияние на состояние производительных сил, ускоряя их развитие на начальном этапе существования общественно-экономической формации, или тормозя на заключительном. В последнем случае возникает противоречие между производительными силами и производственными отношениями, приводящее к замене общественно-экономической формации с устаревшими производственными отношениями на следующую, более совершенную. Этим устанавливаются более прогрессивные производственные отношения и на время снимаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Всё это находит своё выражение в основном законе, определяющем особенности развития экономической системы в марксистской политэкономии, каковым является закон соответствия характера экономических отношений уровню и характеру развития производительных сил.

Важной предпосылкой при этом является наличие рынков труда, товаров и капиталов, движение которых и придаёт необходимый инновационной экономике импульс. Особенно важен рынок труда, обеспечивающий оптимальную занятость и непрерывную переподготовку совокупной рабочей силы общества, играющей основную роль в его развитии.

В качестве механизма, обеспечивающего общественное развитие, выступает государственное регулирование экономики, включающее в себя ряд механизмов:

регулирование гуманитарной сферы (духовные представления, культура и искусство, наука и техника, деятельность СМИ и образование), обеспечивающее возможность формирования общественного мировоззрения, менталитета и адекватной реакции общества на динамичные изменения условий ведения хозяйственной деятельности под воздействием внешних и внутренних факторов и стабильного роста уровня жизни населения;

регулирование рыночной сферы (ресурсопользование, отношения собственности, конкуренция, рыночная инфраструктура, структура экономики), обеспечивающее возможность установления баланса совокупного спроса и предложения в экономике;

регулирование финансовой сферы (социальная защита населения, кредитно-денежное обращение, противодействие инфляции, налогообложение, природопользование), обеспечивающее возможность оптимизации финансовых потоков в экономике;

регулирование правовой сферы (конституционное, административное, трудовое, финансовое и хозяйственное право), обеспечивающее возможность регламентации жизнедеятельности общества;

регулирование производственной сферы (землепользование, использование трудовых ресурсов, инвестиционная и инновационная деятельность, деятельность малого бизнеса), обеспечивающее возможность всестороннего развития факторов производства и максимально полного удовлетворения общественных потребностей.

Государство корректирует распределение ресурсов с целью создания прогрессивной структуры национального продукта. Оно в таких случаях берет на себя развитие передовых наукоемких отраслей, требующих больших первоначальных затрат и связанных со значительной степенью неопределенности и риска. Развивая инновационную инфраструктуру, государство создает условия для насыщения инновационной активности, обеспечивая тем самым развитие общественного воспроизводства.

Главная задача государственного регулирования - создание необходимых условий для стабильного и динамичного развития общества. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая его интересы. Развитие общества способствует построению инновационной экономики, в рамках которой каждый может быстро и беспрепятственно получать информацию о новых или известных знаниях, инновациях; производятся новые технологии; осуществляется ускоренная автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей управления; доброжелательно воспринимаются новые идеи, знания и технологии; функционирует гибкая система опережающей подготовки и переподготовки кадров в области инновационной деятельности.

Таким образом, подытоживая всё вышесказанное, следует отметить следующее. Место страны в мировом экономическом пространстве определяется общественным выбором, от которого зависит то, какая экономическая система будет формироваться обществом. Выбранная система будет определять соотношение предельных выгод и предельных издержек в хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, влияет на эффективность общественного воспроизводства, развитие производительных сил, производственных отношений и развитие общества в целом.

И этот выбор зависит от каждого из нас. Ничто так не украшает будущую жизнь человека, как дружба с собственной головой во время выборов в своей стране. Именно поэтому следует всегда выбирать из всех зол меньшее, учитывая полное отсутствие в политикуме силы, способной не только поставить, но и реально выполнить задачу построения инновационной экономики в нашей стране.

http://rusmir.in.ua/eko/2063-innovacionnaya-yekonomika-glavnyj-vektor-vybora.html

Часть 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УКРАИНЫ: ОТ РАЗГОВОРОВ К ДЕЛУ

Какое огромное количество слов сказано за годы независимости по поводу конкурентоспособности Украины. Если бы всё сказанное воплотить в реальность, то вполне получилась бы не модель конкурентоспособности, а невообразимое по своим размерам словосочетание „КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ УКРАИНА". Не больше по своей практической значимости, потому что за всем сказанным стоят только лишь слова ради слов, сказанные без содержания и смысла, т.е. впустую. Если собрать в кучу (по другому и не скажешь) весь смысл всех высказываний по поводу национальной конкурентоспособности, то его (смысл) можно свести к следующему: „Господа инвесторы, вкладывайте, пожалуйста, в нашу экономику деньги, потому что у нас можно очень быстро окупить капиталовложения на условиях взаимовыгодного сотрудничества".

Но на деле всё вырисовывается абсолютно неблагоприятная для нашей страны тенденция. Да, иностранные инвестиции растут, но не портфельные, а прямые. Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что первые не дают возможности инвестору права управления предприятием, а прямые предоставляют право инвестору не только на вложение денежных средств с целью получения дохода от его деятельности, но и дают возможность прямого его участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги. А это значит, что из года в год всё больше отечественных предприятий переходит под непосредственный контроль иностранного капитала. Так, за период с 2006 по 2012 гг. объём прямых иностранных инвестиций увеличился в 2,9 раза с 16890,0 млн. дол. до 49362,3 млн. дол. Кстати, темпами роста инвестиций в экономику Украины всегда очень любила гордиться украинская власть, выдавая это за растущую инвестиционную привлекательность нашей экономики. На деле всё обстоит гораздо хуже. Наша страна медленно, но верно теряет свою экономическую, а вместе с ней и политическую независимость.

Такое положение вещей обнаруживает главный недостаток понимания сущности и главных движущих сил национальной конкурентоспособности - упование на внешние факторы и полное игнорирование возможностей использования экономического потенциала страны. Главная угроза национальной конкурентоспособности состоит в неэффективности системы государственного регулирования экономики и несовершенстве реформаторского подхода к реализации государственного влияния на экономику. Реформирование экономики превратилось в своеобразное „латание дыр", которое является абсолютно неэффективным в условиях всё возрастающей неопределённости на фоне постоянного увеличения частоты и глубины экономических кризисов. Положение усугубляется отсутствием системности в реформировании.

Президент Украины в недавнем своём выступлении вынужден был признать, что реформы в нашей стране буксуют и очень серьёзно. Как результат этого признания - ряд кадровых перестановок в правительстве, которые по всей вероятности будут иметь продолжение. Однако вряд ли эта кадровая игра на упреждение будет иметь успех. Ведь причина здесь не столько в чиновниках, реализующих реформаторские установки власти (хотя, ради справедливости следует признать, что это одна из главных проблем развития нашей экономики), сколько в самом реформаторском подходе к решению социально-экономических проблем. Поэтому сегодня крайне актуальным является переход от реформирования экономики к обеспечению стабильного и динамичного общественного развития на основе государственного стимулирующего регулирования, направленного на создание системы стимулов во всех сферах жизнедеятельности. Стимулирование предполагает формирование у людей адекватного восприятия инновационных нововведений и направлено на активизацию инновационной активности в экономике, которая является залогом социально-экономического успеха страны в условиях динамично меняющихся ситуационных переменных.

Такое положение привело к возникновению ряда серьёзных проблем, связанных с повышением конкурентоспособности национальной экономики, которые до сих пор остаются нерешёнными. К таким проблемам следует отнести следующие:

  • непрекращающийся кризис рыночной экономики, в основе которой лежит стимулирование избыточного потребления;
  • несовершенство модели управления национальной экономикой, которая определяет её конкурентоспособность;
• доминирование политики над экономикой в процессе принятия жизненно важных для общества решений, что приводит к приоритету частных интересов отдельных лиц над интересами всего общества;
• излишне пассивная роль государства в экономике в результате влияния либеральной идеологии, что приводит к деформации государственного механизма рыночным и ущемлению социальных интересов населения;
• игнорирование роли экономической идеологии, влияние которой позволяет формировать границы государственного вмешательства в экономику посредством гармонизации общественных и государственных интересов;
• несовершенство модели стратегического управления национальной экономикой, что не позволяет своевременно выявлять риски во внешнем окружении и оперативно устранять их;
• недостаточный уровень самоорганизации общества, что не позволяет ему адекватно реагировать на динамичные изменения экономической действительности и добиваться экономического успеха;
• неразработанность и непродуманность модели развития национальной экономики, реализация которой позволяет обеспечивать стабильный экономический рост посредством активизации экономического потенциала страны.

В предыдущей статье мы уже обращали внимание на необходимость перехода от рыночной экономики, стимулирующей избыточное потребление, к экономической системе, основанной на инновациях. Отвечая на вопросы скептиков, следует заметить, что рыночная экономика была всегда. Исключение составляет период господства натурального хозяйства, когда отношения обмена отсутствовали по причине того, что всё произведённое в рамках натурального хозяйства, потреблялось членами семьи. Экономические отношения между домохозяйствами в тот период отсутствовали, поэтому о рыночной экономике не могло быть и речи. Рыночная экономика появилась тогда, когда натуральное производство начало трансформироваться в товарное. Необходимость реализации излишков, появлявшихся в результате совершенствования производительных сил и связанного с этим роста производительности труда, привела к необходимости реализации излишков и появлению обмена, формированию рыночных отношений и становлению соответствующей экономической системы. Попытки подменить рынок прямым государственным администрированием, как мы знаем из истории, также не имели успеха по причине того, что только рынок может адекватно реагировать на изменение динамично меняющихся потребностей общества. Вместе с тем, не стоит преувеличивать роль рынка, но это уже тема отдельного разговора.

С тех пор рыночная система прочно вошла в жизнь человеческой цивилизации и стала оказывать решающее значение на жизнедеятельность человеческого сообщества. Менялись только цивилизационные признаки (обладание земельной собственностью, ведение торговли, промышленное производство и наукоёмкое производство, как главный цивилизационный признак инновационной экономики), т.е. главные факторы, благодаря которым человечество имело возможность выживать и развиваться в тот или иной период общественного развития.

Но вернёмся к сегодняшней действительности и попробуем разобраться в том, что же необходимо предпринять, чтобы сделать экономику Украины конкурентоспособной и выполнить задачу, связанную с вхождением Украины в число наиболее развитых стран мира, поставленную Президентом Украины.

Логически обоснованным шагом в этом направлении было бы осознание и понимание сути главной идеи, которая является фундаментом конкурентоспособности. Вначале необходимо сформулировать концепцию, а уже после этого можно воплотить её в соответствующей модели.

Конкурентоспособность страны - это способность государства и общества совместными усилиями осуществлять экономическую деятельность в условиях рыночных отношений и обеспечивать экономический рост, достаточный для стабильного и динамичного развития общества. Это требует определённых действий со стороны государства, направленных на достижение поставленной заранее, но корректируемой цели, т.е. управления. Для того чтобы быть лучше других стран-конкурентов, необходимо уметь искусно управлять экономическим потенциалом страны и эффективно использовать индивидуальные, присущие только нашей экономике специфические потенциальные возможности. Именно поэтому в основу концепции конкурентоспособности положена идея управления, направленного на реализацию экономического потенциала страны.

Управление является особо значимой функцией государства. Исторические успехи страны большей частью определяются не обладанием большим количеством природных ресурсов и технологий, а эффективностью управления национальной экономикой, что позволяет по-хозяйски, с максимальной выгодой для себя, использовать тот внутренний потенциал, которым на данный момент располагает страна. Поэтому одни страны прогрессируют, а другие нет. Однако, как свидетельствует мировой опыт, подобный подход может быть реализован лишь при благоприятных внутренних и внешних условиях. Это в первую очередь опора на объективные экономические законы, опробованные принципы рыночного хозяйствования, мировая практика успешного ведения бизнеса, здравый смысл, результативность системы государственного регулирования экономики.

Продолжающееся в нашей стране управление экономикой в ручном и зачастую „пожарном" режиме и политическая нестабильность вряд ли будут способствовать выработке стратегии конкурентного выживания и процветания в условиях глобальных тенденций. В итоге Украины может утратить потенциальные факторы конкурентоспособности и остаться на задворках Европы. Даже членство в ЕС не может подменить конкурентоспособности.

С учетом сказанного особую актуальность и значимость приобретает задача формирования системы управления национальной экономикой, функционирование которой направлено на обеспечение конкурентоспособности Украины.

Основными компонентами данной системы являются управление как совокупность соответствующих принципов, организация управления (функции) и стратегия управления (методы) (рис. 1). Управление национальной экономикой базируется на принципах воспроизводства системы жизнеобеспечения, правовой регламентации управления, социальной ориентации, инновационной ориентации, сохранения собственных сырьевых ресурсов, единства теории и практики управления, конкурентоспособности.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УКРАИНЫ: ОТ РАЗГОВОРОВ К ДЕЛУ


Управление национальной экономикой, прежде всего, должно обеспечивать сохранность экосистемы, ресурсосберегающее воспроизводство всех её компонентов. В данном случае с точки зрения государства среда жизнедеятельности становится объектом экономико-правового регулирования.

Экономико-правовое регулирование процессов управления, соблюдение международных и государственных нормативных актов, регламентирующих различные процессы во всех сферах экономики, снижение субъективизма в управлении должны обеспечивать законность управления национальной экономикой.

Одной из основных целей управления национальной экономикой должно быть гармоничное развитие общества, раскрытие и реализация его потенциальных возможностей, повышение благосостояния населения и качества жизни населения.

Структурными источниками управления экономикой страны является развитие на основе факторов производства, инвестиций, инновационной деятельности. Для повышения конкурентоспособности страны управление её экономикой должно быть сориентировано на обеспечение инвестирования инноваций преимущественно в новые технологии и менеджмент.

Реализация инновационной ориентации управления национальной экономикой в современных условиях требует его соответствующей организации. Регламентация организации управления должна учитывать особенности функций и задач, для выполнения и осуществления которых она должна быть приспособлена. Организации управления национальной экономикой включает в себя ряд функций: законотворчество, реализация законов, защита прав и свобод, контроль над исполнением законов.

Взаимодействие указанных функций обеспечивает инновационную направленность управления национальной экономикой и реализацию стратегии ресурсосбережения страны, которая должна быть нацелена на сохранение региональных сырьевых ресурсов, рациональное их использование, импорт и экспорт новых технологий.

Ресурсосбережение, в свою очередь, является основой стратегии управления национальной экономикой, которая включает в себя ряд последовательных этапов: анализ среды; определение миссии и целей; выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии.

Реализация вышеназванных этапов стратегии управления обеспечивает реализацию потенциала экономики страны. Успешная реализация данного потенциала находится в прямой зависимости от единства теории и практики управления. В соответствии с этим принципом любое управленческое решение в области функционирования и развития общества должно отвечать логике, принципам и методам управления и решать одну из практических задач, направленной на реализацию экономического потенциала страны.

Экономический потенциал включает в себя человеческий, ресурсный, научно-технический, институциональный и производственный потенциалы. Для того чтобы реализовать потенциальные возможности экономики страны по максимуму, воплотить в жизнь все государственные планы и программы общественного развития, необходимо правильно расставить акценты, найти область, в которой имеющийся экономический потенциал раскроется на все 100%, определить сильные и слабые стороны. Учитывая тот факт, что каждая страна имеет свои неповторимые особенности (географические, природные, демографические, социально-экономические и т.д.), задача обеспечения сбалансированного развития усложняется. Это значит, что данная задача может быть решена только посредством регулирующего влияния государства на экономику страны.

Государственное регулирование экономики - это главное средство реализации экономической политики, реализация которой создаёт необходимые предпосылки для повышения конкурентоспособности страны. Данный принцип является одним из ключевых для управления национальной экономикой, так как в нём концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности отдельных предприятий, отраслей, регионов, национальной экономики в целом. Эти возможности реализуются в товарах и услугах, противостоящих соперничающим аналогам, как на внутреннем, так и внешнем рынках.

Таким образом, реализация предложенной модели, основанной на управлении национальной экономикой, может реально повлиять на конкурентоспособность страны и поднять её на тот уровень, который позволит Украины войти в число мировых лидеров по национальному развитию. Никакие призывы к инвесторам не помогут нашей стране. Принцип „конкурентоспособная страна - это не та страна, которая обладает огромным потенциалом, а та, которая умело, по-хозяйски им распоряжается" реально действует. И страна, взявшая его на вооружение, обречена на социально-экономический успех. Другого пути просто нет.

Подгорный Владимир Васильевич
,
кандидат наук по государственному управлению, доцент, г. Донецк

http://rusmir.in.ua/eko/2130-konkurentosposobnost-ukrainy-ot-razgovorov-k-delu.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Подгорный
Все статьи Владимир Подгорный
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30