В точности предугадать, чем завершится армянский кризис, сегодня способны немногие. Но, чтобы в нём разобраться, может оказаться достаточным ответить на два простых вопроса.
Происходящее в Ереване - это майдан или нет?
События в Армении носят антироссийский характер или нет?
Подавляющее большинство армянских комментаторов отвечает на оба вопроса резко отрицательно. Но так ли уж они правы?
"Это не майдан, это Маршал Баграмян!" - таков один из свежих слоганов ереванского протеста. Показательная фраза! Украинский путч февраля 2014-го выглядит уже настолько антипатично, что армянские активисты всеми силами пытаются отстраниться от самого термина "майданной революции". Ещё бы: украинцы вышли на площадь, смели власть, добились роста тарифов в семь раз и разошлись, довольные, по домам. Зрада!
Тем не менее, три обстоятельства работают против ушедших в "несознанку" ереванских протестующих и заставляют видеть в происходящем именно майдан, то есть попытку "почти ненасильственной" смены законной власти через уличные волнения. В событиях на проспекте Баграмяна по-полной задействованы хрестоматийные "оранжевые" технологии, направленные на диффамацию силовых структур и радикализацию протеста. Протест получил серьёзную поддержку со стороны западных посольств, СМИ и НКО, которым, как правило, совершенно плевать на обычные выступления граждан. Наконец, отказавшись прекратить протест после исчерпывающего обещания властей компенсировать рост тарифов из госсредств и провести аудит электросетей, бунтовщики продемонстрировали, что остаться на улице их вынуждают никак не цены на электроэнергию.
В самом деле, сложно разглядеть "спонтанное недовольство бедняков" там, где вот уже неделю тысячи взрослых неработающих людей выдвигают всё новые требования, отказываются от любых переговоров с президентом, раздают друг другу печеньки, скандируют "Армения будет свободной!", пытаются накормить полицию "закупленной в больших количествах" пиццей, держат над собой лозунги на английском и суют детей на дубинки силовиков ради эффектного фотоснимка. Даже в красном цвете рубашек предполагаемых координаторов акции, рассредоточенных по толпе, видно повторение типичной "оранжевой" технологии. На волнения в Пикалёве или Пугачёве это совсем не похоже - равно как и на бунт в Фергюсоне или провалившуюся попытку "третьего майдана" в Киеве.
Казалось, любой честный протест против тарифов должен был сойти на нет после того как президент Саргсян пообещал возместить из казны все затраты граждан. После этого в рядах протестующих действительно произошёл временный раскол, поделивший их на тех, кто готов разойтись по домам, и тех, кто решил продолжить протест, выдвинув новые, уже политические требования. Но в итоге обе группы вновь слились вместе в трогательном единстве вокруг лозунгов про "наказание полиции" и полную отмену повышения тарифов. Зачем это делается, как не для дальнейшего расшатывания ситуации в Армении?
Столь же очевидно, что протест носит ярко выраженный антироссийский характер. На волне пустых слухов о коррупции в "дочке" ИнтерРАО её принуждают вообще отказаться от взимания "излишков денег" с "армянского народа", что неминуемо приведёт к крушению энергетики этой закавказской страны. Под шумок среди протестующих начинают набирать популярность лозунги про "слишком дорогой русский газ", поставляемый в республику "Газпромом", и национализацию вообще всех компаний, "обманом отнятых Россией". В армянской оппозиционной прессе, идеологически обслуживающей протест на Баграмяна, полным ходом идёт обсуждение планов вывода российской базы из Гюмри и выхода из интеграционных процессов в рамках ЕАЭС: в том и другом усматриваются проявления "русского колониализма". А на самом проспекте Баграмяна толпа с удовольствием участвует в вакханалии против российских СМИ, которые якобы лживо освещают их подзатянувшуюся акцию.
Протестующих совершенно не интересует, что итоговые 16% роста цены за электричество - это компромисс между компанией-владельцем энергосетей и госкомиссией по тарифам (КРОУ), в рамках которого были помножены на ноль все возможные "коррупционные" статьи расходов, вроде аренды машин или высоких зарплат у менеджмента. Активистов "не парит", что рост тарифов вызван чисто объективными причинами: засушливой зимой, из-за которой дешевой энергии ГЭС (половина из которых недавно была продана американцам) республике не хватило, а также незапланированным 88-дневным простоем Армянской АЭС и 20%-ной девальвацией национальной валюты.
Лидеры протеста вообще склонны рассуждать о вопросе на уровне третьего класса: пускай, мол, ГЭС и ТЭС поднимут выработку электроэнергии в полтора раза, и проблема будет решена - а уж как это будет достигнуто, это "не проблема простых людей". Об этом заявил Вагинак Шушанян, один из руководителей движения "Нет грабежу!", которое формально и вывело людей на улицы. С таким "конструктивным" подходом акция может продолжаться вечно - на то, видимо, всё и рассчитано.
Впрочем, это уже не принципиально. Парадоксально, но чем дальше в сторону майдана, тем менее интересны армянские дрязги. События в Ереване - едва ли не первый случай такого рода на постсоветском пространстве, на итог которого откровенно плевать. Если армян ничему не научил скорбный украинский пример, если они решили расшатать своё государство на виду у готовящихся к войне соседей, если им скучно без нелепейших попрёков в адрес России - то пусть маятся нынешней дурью. Надо лишь очень чётко объяснить им, что в случае победы недружественных нам сил Россия будет считать себя свободной от всех обязательств перед "новой Арменией" как экономических, так и военно-политических, включая защиту в рамках ОДКБ и лояльный миграционно-пограничный режим. А дальше армяне могут творить в своих горах всё, что им заблагорассудится.