Глобализация, «общий рынок» США и ЕС, попытки монополизации Православия в Европе и мире Константинопольским патриархатом

Генассамблея ООН по Украине  Бывший СССР 
0
609
Время на чтение 11 минут
В Вене парламентарии почти 30 стран собрались на очередную, 22-ю Генеральную ассамблею Межпарламентской ассамблеи православных стран. На ассамблее от российской парламентской делегации выступил заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.П. Обухов. Публикуем его выступление, вызвавшее большой резонанс и яростную дискуссию.

Наверное, многим делегатам Межпарламентской ассамблеи православия тема новой сессии - "Исторические общины православных в Европе и мире" - представляется как преимущественно культурологическая или даже богословская.

Такое представление возникает в связи со спорами о канонических территориях, порядке церковного управления общинами и т.п. Уверен, что это не совсем так. Точнее, совсем иначе.

Культурологическая часть проблемы очевидна. Православие, принадлежность к православному культурному ареалу - это важнейшая составляющая для сохранения национальной идентичности в рассеянии, в диаспоре.

Но канонический статус православной диаспоры до сих пор не решен и поставлен на повестку дня будущего Всеправославного Всемирного Собора в 2016 году.

Когда организаторы выносили на сессию парламентариев православных стран вопрос диаспоры, то, наверное, понимали - это проблема противостояния двух существующих учений о Церкви.

С одной стороны - традиционной православной точки зрения, согласно которой приходы и епархии в любом регионе мира пребывают в каноническом единстве с основавшей их Поместной Церковью. А клир этих приходов и епархий находится в каноническом подчинении священноначалию Церкви-Матери. Как известно, это позиция Московского Патриархата. Напомню, более 40% православных всего мира - это паства Русской православной Церкви.

С другой стороны - развивается другая позиция. Здесь отстаивается право Константинопольских патриархов на власть над всеми приходами православной диаспоры. Причем, независимо от того, какой Поместной Церковью основаны эти приходы.

Толкуя каноны в пользу распространения своей власти на диаспору, православному миру пытаются показать, что «нет уже верующего китайца, ни грузина; нет албанца, ни испанца; нет эстонца и литовца в диаспоре: ибо все одно в Константинопольском Патриархате». Понятно, что этот подход пытаются распространить и на Русский мир, русские общины. И это в России, и, как я понимаю, не только в России воспринимается как угроза национальной идентичности и традициям.

Вопрос о каноническом статусе православных диаспор Константинополем ставится не впервые.

Вспомним, как после подчинения Византии туркам-османам Патриарх стал подотчетным турецкому султану, по сути бессильным, и возникла угроза православию. Вскоре греки вынуждены были уйти из Малой Азии и рассеяться по миру, образовав диаспору, что и значит рассеяние. Так Константинопольский Патриархат начал резко терять свою паству.

Чтобы спасти православную веру, из лона Константинополя возникли Сербская и Болгарская церкви, другие Поместные церкви. И уже тогда, чтобы выжить, Константинопольский патриархат предпринял попытки взять под свое крыло диаспору греческую, а затем и другие православные диаспоры.

И вот мы сегодня живем в условиях, когда всем в мире заправляют американские и общеевропейские "султаны". И вновь повторяется тот же алгоритм, но с другим каноническим обоснованием.

Мы понимаем, что трудности в современной Турции, где расположен Константинопольский патриархат, вынуждают его искать выход. Но ищет он его вне Турции и не только через международное давление на Турцию. В Фанаре, резиденции Константинопольских патриархов, видимо, решили, что получение юрисдикции над православными диаспорами является ключевой гарантией выживания.

Возможно, мои суждения звучат резко, но я политик прямого, уличного действия и привык вещи называть своими именами. А у нас парламентское собрание, а не дипломатический раут.

Использование всевозможных, в том числе канонически необоснованных способов для получения власти и материальных средств, твердя о своем «первенстве среди равных», на мой взгляд, является одним из проявлений православного «папизма».

Папизм - тяжелая болезнь католичества, а нас от неё спасает соборность. У нас ведь ключевое - соборность! На этом и стоит Православие. А папизм - это всегда политика, деньги, а значит и кровь.

"Церковь вечна, земные блага тленны, а политическая конъюнктура изменчива". В нашем турбулентном мире следует, на мой взгляд, прежде всего сохранить не первенство власти, а первенство чести. Хорошо бы так и было.

Вряд ли уместно на МАПе спорить о явно несвятоотеческом толковании 28 правила IV Вселенского собора в пользу позиции Константинопольского Патриархата. Пусть этот вопрос решают специалисты-богословы и иерархи, а не политики. Тем не менее, хотелось бы сделать несколько замечаний.

Наша межпарламентская дискуссия происходит в преддверии Всеправославного Вселенского Собора, который состоится в 2016 году. Там особо будет стоять вопрос о статусе православных общин, находящихся вне канонических территорий конкретных Поместных церквей. В настоящее время общины разных православных церквей дружно сосуществуют, поддерживая и приходя на помощь друг другу в различных ситуациях. Так что острых проблем в этом отношении нет. Однако Константинопольский Патриарх уже сейчас предполагает принять их в свое лоно, предвосхитить, или как говорят греки, антиципировать, решения Всеправославного Вселенского Собора, который только и имеет на это право.

Однако уже давно сформировалась и существует традиция, не покидая лоно своей поместной церкви, обходиться в иной стране, собирая Епископские Конференции архиереев разных православных юрисдикций для решения вопросов, имеющих общее значение. Например, о взаимодействии с католиками и протестантами: при переходе их в православие - перекрещивать их или только миропомазывать. Да, традиционно председателем таких конференций избирается представитель Константинопольского патриархата, но только по традиции, без особых прав, как первый среди равных. Так происходит и в Европе, и, особенно в Америке. Тем не менее, при принятии подобных решений необходимы решения Вселенского Собора и принцип консенсуса, как в Совбезе ООН: достаточно голоса одной из Поместных церквей «против», чтобы решение не было принято. Это то, что касается внутрицерковных законов и правил. Это не предмет обсуждения межпарламентского собрания.

Да, мы с вами не богословы и культурологи, а политики, парламентарии. И не просто парламентарии, а политики, декларирующие приверженность православным ценностям, культурной традиции. И с этих позиций должны смотреть в корень проблемы, вычленяя ее политическую составляющую, отдавать себе отчет о политическом фоне обсуждения.

И здесь он очень неблагоприятен. Вовсю идет санкционная общеевропейская война против России. Символично, что Евросоюз принял решение о продлении антироссийских санкцийименно 22 июня, в годовщину нападения объединенной Европы в 1941 году на СССР, под водительством нацистской Германии.

И на этом фоне дискуссия о двух подходах в учении церкви о диаспорах уже многими СМИ транслируется в общество с точки зрения геополитического противостояния России и Запада. Ну ладно конфронтационный подход СМИ в подаче позиций в православном сообществе по данному вопросу

Но это ещене все. Дискуссия о двух подходах к управлению православными диаспорами в Европе и мире надо рассматривать и в контексте новой мировой реальности. Я имею в виду, переход в завершающую стадию работы над созданием по сути общего правительства для США и Европы. Речь идет о так называемых глобальных торговых соглашениях: Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве (ТТИП) и Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), инициаторами которых являются США.

Это не просто новый уровень глобализации. Правда состоит в том, что эти соглашения порождены выходом на новый уровень неоколониальной политики Соединенных Штатов и транснациональных корпораций, от имени которых и действует американское государство.

Не зря в Европе сейчас проходят массовые манифестации против секретных договоренностей в рамках Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства.

Недавно во Франции демонстранты несли лозунги: «ТТИП - это не соглашение, а государственный переворот», «Отстоим наш суверенитет!». На транспарантах, которые несли их единомышленники в Мюнхене, было написано: «ТТИП пожирает людей и государства». Во время протестной демонстрации в Мадриде депутат Европарламента от партии «Объединенные левые» Марина Альбиользаявила, что соглашение по ТТИП «ударит по социальным завоеваниям европейцев». Французский политик и писатель Ален де Бенуа говорит, что «конечная цель этого договора - установление гегемонистской политики США». Ведь создание огромной зоны свободной торговли повысит статус США и лишит ЕС «возможности заключать соглашения с Россией».

Все больше рядовых европейцев, в отличие от их руководителей, находящихся, как говорят у нас в России, «под колпаком» «большого брата», становятся в ряды антиглобалистов. Они против того, что, по условиям ТТИП, права транснациональных корпораций ставятся выше прав суверенных государств и их институтов.

Транснациональный капитал через наднациональные трибуналы получает возможность устраивать фактическое судилище над суверенными государствами, если посчитает, что они препятствуют его экономическим и политическим интересам, а по сути, это ничто иное как заявка на официальное утверждение мирового правительства, по отношению к которому суверенные страны и государственные институты должны занимать подчиненное место.

Раскройте глаза, так уже было, так есть в различных регионах мира, когда это всемирное правительство огнем и мечом, правда, подчас чужими руками и бесконтактными средствами ведения войны уничтожало суверенитет и парализовывало волю национальных руководителей. Вот почему вышеупомянутое соглашение обсуждается фактически втайне от широкой общественности, которую намереваются просто поставить перед фактом принципиального и бесповоротного изменения миропорядка.

Европейский протест против трансатлантического соглашения вызван страхом Европы перед новой реальностью, которая откроется после того, как у национальных правительств окажутся полностью связаны руки в противостоянии могущественным корпорациям, «прописанным» в США.

И вот при очередном раунде глобальной политической борьбы за сохранение национальных государств и национальной идентичности мы с вами, по сути, дискутируем о предложениях ликвидации этих островков национальной идентичности, каковыми являются православные общины в рассеянии в Европе и по всему миру. Ликвидацию через унифицированное подчинение православных общин разных поместных церквей единоначалию Константинопольского патриархата.

Я не богослов, а доктор политологии. Думаю, не только мне понятно, что "первенство чести" не идентично первенству власти, что пытаются реализовать через новое и превратное толкование 28 Правила IV Вселенского собора.

Полагаю, что погоня за паствой и попытки «глобализировать и унифицировать» Православие ущемляет интересы православных общин в диаспоре и Поместных Православных Церквей.

Многие эксперты прямо указывают на негативные последствия. Это прерывает историческую память прихожан, ставит под угрозу существование традиционного языка богослужения, затушевывает молитвенную память о местночтимых святых, об исторических памятных датах, которые празднует Церковь-Матерь, а также, что неизбежно, прерывает связь с родиной и родным языком.

Боюсь, что при таком развитии событий, глобализация и единомыслие под одной юрисдикцией по-константинопольскимогут завести православные общины рассеяния в катакомбы или к созданию и борьбе друг против друга новых и новых автокефалий.

Мое достаточно краткое выступление не дает мне возможности говорить об очень щекотливом вопросе юрисдикции православных общин в так называемых непризнанных государствах постсоветского пространства. Это очень сложный и тонкий вопрос, увы, политизированный в силу сложившихся реалий, и он требует тактичного и взвешенного подхода. Хотелось бы не преувеличивать пагубные последствия обсуждаемой в теперешнем ключе темы, но, увы, таковы реалии современного мира.

Повторюсь, мы в России внимательно следим за геополитическим фоном при принятии тех или иных решений. В частности, когда речь идет о борьбе за особый статус Константинопольского патриархата в Европейском союзе. Мы отдаем отчет, что в июле 2008 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге единогласно вынес решение, которым признал юридический статус Константинопольского Патриархата. А 20 и 21 октября 1998 года члены Палаты представителей и Сената США приняли декларацию, подписанную президентом Биллом Клинтоном, о признании целостности и свободы Вселенского Патриархата.

Мы, парламентарии из России, считаем необходимым и поддерживаем урегулирование статуса Константинопольского Патриархата в Турции, поддерживаем уважение его статуса в Европейском Союзе, но только наряду с другими православными Поместными церквями.

Как политик православной традиции, я против монополии в православном мире. Особенно в свете создания мирового правительства транснациональных корпораций под грядущее подписание соглашений о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве.

На этом фоне стремление к унификации православных общин уж очень напоминает в политике дополнение к известному лозунгу "одна империя, один народ, один фюрер" с добавлением сюда еще и требования - одна церковь.

Мы в России имеем много оснований опасаться, что подобный план вписывается в серию мероприятий в экономике и политике по изоляцию и ослаблению, прежде всего, Российской Федерации. И понимаем, что этот план возник явно не на берегах Босфора, не в Фанаре.

Площадка МАП должна объединять политиков и парламентарием православной культурной традиции. И в условиях теперь уже открытой войны радикально-либеральных сил Запада против традиционалистской, возвращающейся после двадцатилетия либерального мрака к своим корням и истокам России, нам важно не переносить концепты этого противостояния на нашу площадку.

Напомню про недавний арест имущества общин РПЦ в Евросоюзе по иску одной транснациональной корпорации. Интересно, если церковное имущество РПЦ будет передано ТНК, то как его будут использовать? Отправлять с их помощью богослужения? Так это уже «театр абсурда»! Или передадут в Константинопольский патриархат?

Считаю, что Генассамблея МАП должна осудить незаконный арест имущества общин РПЦ в Евросоюзе.

Думаю, со мной согласятся: религиозные привилегии Константинопольского патриархата были производны от политического статуса тогдашней, да, признаем это, великой империи. С потерей политического значения Византии были, увы, утрачены и религиозные права Константинопольского Патриархата.

Сегодня утверждается новая империя - империя всевластия транснациональных корпораций под крышей "общего рынка" США и Евросоюза. И в этих условиях Константинопольский Патриархат использует каноническую базу и историческое прошлое для получения монопольных прав на Православие на территории новой империи. И удивительным образом эти усилия льют воду на мельницу тех сил, которые стремятся ослабить национальные государства и лишить их политической воли.

Что такое монополия Константинопольского патриархата на общины рассеяния в Евросоюзе? Фанар хочет получить в новой объединенной империи ЕС-США религиозные привилегии, действуя в ущерб другим Поместным церквям.

Но за любые политические привилегии в этом мире нужно расплачиваться. Чем можно расплачиваться с уничтожителями национальных государств и идентичности? Понятно, только тем, что взять обязательства отстаивать идею ликвидации суверенных государств и национальной идентичности в угоду де-факто формируемому мировому правительству Транснациональных корпораций.

Делегация парламентариев РФ категорически возражает против возможного включения в Резолюцию Ассамблеи каких-либо рекомендаций или просьб, обращенных к Всеправославному Вселенскому собору, при решении вопроса о статусе православных общин, находящихся вне канонических территорий поместных церквей, передать их под юрисдикцию Константинопольского патриархата. Мы считаем, что это может нарушить гармоничное сосуществование общин рассеяния и породить нестроение во всемирном православном сообществе.

Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы дискуссия православных парламентариев на МАП привела к укреплению поместных церквей, национальных государств и национальной идентичности, а не к их слому. А такой слом идет под диктовку транснациональных корпораций. И большая опасность, что попытки загнать все диаспоры и православные общины под одну юрисдикцию, нанесет ущерб другим поместным церквям, будет иметь негативные последствия для сохранения национальных государств и культурной идентичности. Будет играть на руку политике транснациональных корпорацией по уничтожению национальных государств, культур и традиций. Спасибо за внимание.

Иллюстрации к материалу:

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Обухов
Все статьи Сергей Обухов
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти князя Василия Васильевича Голицына
Сегодня мы также вспоминаем графа А.А.Аракчеева, протоиерея Димитрия Абрюцкого, мореплавателя Н.Н.Назимова, поэта С.С.Бехтеева, летчика В.И.Андрианова и хирурга Б.В.Петровского
04.05.2024
День памяти Патриарха Пимена
Сегодня мы чтим память святого мученика младенца Гавриила Белостокского и вспоминаем князя Д.М.Пожарского, С.А.Маслова, В.М.Скворцова, Ю.А.Васнецова, Д.А.Быстролетова, Л.С.Понтрягина, Е.Ф.Светланова и князя Н.Н.Романова
03.05.2024
Лишение литовского гражданства за поддержку
России. Будет ли знаменитая балерина скучать по рижскому взморью?
02.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.04.2024 02:17
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04