Либеральные комментаторы всю неделю упражнялись в остроумии насчет причин, которые привели к тому, что северокорейский лидер Ким Чен Ын не будет присутствовать на Параде Победы в Москве, несмотря на приглашение. Специальный корреспондент Накануне.RU в Китае изучил мнения в Поднебесной на эту тему, где о режиме в КНДР знают ожидаемо больше и глубже. Выяснилось, что версии о расстреле музыкантов, помешавших визиту, даже в шутку не рассматривались, зато есть версии о "землетрясении" во внутренней политике КНДР и близкой войне с США.
Приглашение лидера КНДР на празднование семидесятилетия Победы в Москве, сделанное в январе этого года, не вызвало в России большого ажиотажа. С одной стороны, первый руководитель Северной Кореи Ким Ир Сен в годы Второй мировой войны служил в Красной Армии, а разгром немецко-фашистских оккупантов стал предтечей освободительного похода советских войск на Дальнем Востоке и, соответственно, одной из важнейших предпосылок создания КНДР в её нынешнем виде.
С другой стороны, северокорейское руководство крайне редко покидает пределы своего государства, и парады в Москве регулярно проходили без присутствия представителей КНДР. Однако в Азии приглашение молодого северокорейского лидера в Москву вызвало тогда настоящий переполох: Япония опасалась, что под видом посещения праздничных мероприятий Ким заключит соглашение на поставку из России оружия, в Сеуле обратили внимание на то, что приглашения на Красную Площадь получили президенты обоих государств Корейского полуострова и увидели возможность нового раунда межкорейского диалога.
Но более всего возможным визитом Ким Чен Ына в Москву заинтересовались в Китае. Пресса и экспертное сообщество отмечали, что приглашение пришло на фоне некоторого охлаждения китайско-северокорейских отношений (Пекин выступал против активности вооружённых сил Пхеньяна, а в конце декабря 2014 г. северокорейский дезертир ограбил и убил семью из четырёх человек в приграничном китайском селе, что заставило КНР усилить охрану границы). При этом Ким за время своего руководства страной ни разу не посещал иностранные государства с официальными визитами, а потому, по мнению китайских аналитиков, первая поездка в Москву продемонстрировала бы пророссийский, а не прокитайский вектор его внешней политики.
Итак, рассматривая версии, выдвинутые в китайских изданиях, пожалуй, стоит начать с самой экзотической. Такой, пожалуй, стала версия издания "Чжунго синьвэнь ван". По мнению журналистов издания, КНДР просто готовится начать войну против США. Так, 1 мая вождь корейского народа Ким Чен Ын провёл в Пхеньяне встречу с высшими чинами Корейской Народной Армии.
В ходе неё он заявил о тенденции во внешней политике, согласно которой неизбежна "скорая война против Америки", и призвал Вооружённые силы и весь народ КНДР быть готовыми к отражению империалистической агрессии. Отмечается, что среди присутствующих были и чиновники, которых китайские и южнокорейские эксперты считают заместителями и возможными преемниками Кима. Издание также напоминает, что именно днём ранее Ким Чен Ын отказался от посещения парада, посвящённого семидесятилетнему юбилею со Дня Победы в Москве, что должно было стать его первым зарубежным визитом. Информация об этом была передана по дипломатическим каналам и озвучена пресс-секретарём президента РФ Дмитрием Песковым, который сообщил, что северокорейский лидер не сможет прибыть в Россию из-за "внутригосударственных" причин. Может ли подготовка к отражению американской агрессии быть в числе этих причин, пока не сообщается.
Тут стоит отметить, что ранее, по сообщению китайских СМИ, в КНДР за незаконное пересечение государственной границы был задержан гражданин США южнокорейского происхождения двадцати одного года от роду. Сообщается, что арестованный является студентом Нью-Йоркского университета. Известно, что 22-го апреля сего года он прибыл в город Даньдун в Северо-Восточном Китае, расположенный близ китайско-корейской границы, после чего пересёк разделяющую два государства реку Ялуцзян (Амнокан), где и попал в поле зрения северокорейских правоохранителей. Это могло бы стать поводом для очередной эскалации конфликта, тем более, что ранее сходным маршрутом в КНДР уже проникали несколько христианских миссионеров, также бывших этническими корейцами с гражданством Соединённых Штатов.
Рассматривая другие версии, надо упомянуть, что китайцы заметили, что Ким Чен Ын не сразу дал ответ на приглашение, но его положительное решение произошло на фоне дальнейшего укрепления партнёрства с РФ. Также в китайских СМИ широко обсуждался тот факт, что в эфир северокорейского телевидения вернулись старые советские фильмы, что свидетельствует о культурном сближении КНДР и РФ на основе наследия СССР, а также началась активизация экономических отношений: стороны решили увеличить товарооборот, стали продвигаться в стандартизации карантинно-санитарных норм, Москва списала долг Пхеньяна, накопившийся ещё с советских времён, обсуждались возможные инвестиции в реконструкцию железнодорожной сети КНДР и прокладку по её территории газопровода.
В этой связи появились предположения, что визит Ким Чен Ына на День Победы станет не только символическим жестом, но и площадкой для подписания договорённостей с РФ по конкретным экономическим проектам. При этом в Китае отмечали, что стратегическое двустороннее партнёрство в полном смысле этого слова между РФ и КНДР невозможно без участия КНР, так как Пекин является важным товарищем и Москвы, и Пхеньяна в вопросах экономики и геополитики.
На этом фоне Южная Корея, воздержавшись от оценки роли России в украинских событиях, не присоединилась к западным и японским санкциям против Москвы, а также не стала кредитовать нынешний киевский режим, взяв курс на сохранение дружественных связей и продолжение экономического партнёрства с РФ. Но вместе с тем, сеульское руководство отказалось посетить Парад Победы в Москве и стало готовиться к совместным с Вашингтоном торжествам к августовскому юбилею освобождения Кореи и сентябрьскому дню подписания капитуляции Японии.
В КНР в этой связи предположили, что в Северо-Восточной Азии складываются два тройственных союза: один представлен "державами нового типа" - Китаем, Россией и стремящейся модернизироваться КНДР. Второй - США и их сателлитами - Японией и Республикой Корея.
В начале апреля Ким Чен Ын пропустил заседания северокорейского парламента и, хотя в СМИ опубликовали сделанные накануне этого фотоснимки инспекции северокорейским лидером оборонного завода, в китайской прессе стали обсуждаться причины отсутствия Кима на столь важном публичном мероприятии. Высказывались предположения об ухудшении его здоровья и уже якобы начавшейся борьбе между преемниками. Однако, в западных и российских СМИ данное событие не удостоилось особенного внимания. Отказ же лидера Страны Утренней Свежести от своего первого зарубежного визита изумил Китай.
На сайте агентства "Синьхуа" появилась статья "Почему Ким не сдержал слова, данного Путину?". Ведущее новостное агентство КНР удивлено тем фактом, что об отказе мир узнал не от самого Ким Чен Ына, а от пресс-секретаря президента РФ Пескова. По закрытым дипломатическим каналам в Кремль была передана информация, что Ким Чен Ын не сможет прибыть 9 мая в Москву в связи с "внутригосударственными причинами". Но что это за причины? Как отмечает "Синьхуа", отменить визит такого уровня допустимо лишь в случае "землетрясения" во внутренней политике, однако, ничего подобного в Пхеньяне не прослеживается. Выглядит странным и то, что приглашение в Россию было передано по линии министерства иностранных дел, а отказ пришёл непосредственно в администрацию президента. Как считают в Китае, Путин мог испытывать заинтересованность в визите и как свидетельство личной дружественной расположенности Кима по отношению к нему. Ведь даже Меркель, отказавшись присутствовать на параде, 10 мая посетит Москву и возложит цветы к военным мемориалам.
Теоретически возможно, что РФ и КНДР не сошлись, например, в вопросах цены на энергоносители, или не нашли взаимопонимания по каким-либо другим вопросам перспективного двустороннего сотрудничества. Но и в таком случае невозможно представить, чтобы Ким столь быстро и столь явно разорвал дружбу с Путиным. Отказ Ким Чен Ына породил множество спекуляций на тему его неопытности в тонкостях дипломатического протокола. Северокорейский лидер за три года своего нахождения у власти ни разу ещё не был за границей и не проводил официальных встреч с руководителями иностранных государств.
Кроме того, он ещё достаточно молод по сравнению с большинством национальных лидеров. Якобы, северокорейское руководство опасается, что, попав в Москве в окружение большого количества президентов и чиновников высшего ранга, Ким, прежде окружённый в Пхеньяне обстановкой преклонения и раболепия, может попасть в неловкую ситуацию и потерять лицо. Однако, у Кима было немало времени на раздумья и он вполне мог вовсе отказаться от приглашения, тогда как отмена запланированного визита, причём совсем незадолго до мероприятия, сама по себе является потерей лица для Кима. Таким образом, ссылка на "внутренние дела" (к слову, сходная формулировка использована и в отказе японского премьера Абэ), является единственным удобным вариантом для северокорейского руководства выхода из этой сложной ситуации. Учитывая масштаб события, отказ Кима не может быть шуткой, спонтанной прихотью или провокацией, однако из краткого сообщения Пескова понять реальную причину совершенно невозможно. "Синьхуа" склоняется к мысли, что Ким Чен Ыну, скорее всего, помешала приехать в Москву болезнь или угроза стабильности политической системы КНДР.
"Синьцзин бао", ссылаясь на мнение сотрудника Института Северной Кореи Ян Ужэня, сообщает, что в этой запутанной ситуации нельзя исключать и семейных мотивов, например, связанных с младшей сестрой северокорейского руководителя - Ким Юй Чжэн. Однако, как отмечает "Синьхуа", такое непостоянство и ситуация неопределённости вокруг первого лица КНДР в любом случае делают это государство крайне ненадёжным партнёром в глазах соседей. Небезынтересно, что посол Китая в Пхеньяне Ли Цзинцзюнь за последнее время дважды встречался с чиновниками высшего ранга КНДР, а 24-го апреля на заседании, посвящённом вопросам внешней экономики, предлагал Северной Корее участие в плане строительства экономического пояса Шёлкового пути, но услышал в ответ лишь общие заявления о том, что представленный им план "основывается на доверительных отношениях двух стран, продолжает хорошие старые традиции и имеет большое будущее", однако реакция самого Ким Чен Ына так и осталась тайной.
Павел Мартынов