Известный спортсмен и один из лидеров апрельских харьковских протестов Спартак Головачёв находится под стражей больше десяти месяцев. Его вторая голодовка длится более десяти дней. Первую он объявлял еще в день ареста. Спартак был задержан 30 апреля - не прошло и двух недель после Женевских договоренностей. Собственно, уже тогда было понятно, что подпись Дещицы под заявлением ровным счетом ничего не значит и что ей грош цена в базарный день, а подписи Керри и Эштон ничего не гарантируют. Украина не собиралась амнистировать тех политзаключенных, которыми «обзавелась» за два месяца нового режима. Более того, силовые ведомства активно пополняли свой «послужной список» за счет новых арестов инакомыслящих.
Процесс Спартака Головачёва показателен во многих смыслах. Но прежде всего речь о показательном равнодушии носителей либеральных ценностей и показательной безучастности всяческих «правозащитных групп».
Одессит Спартак Головачёв, сравнительно недавно переехавший в Харьков, - человек, имеющий немалые спортивные заслуги и гражданский авторитет. В юности он был чемпионом Якутии по вольной борьбе. Сейчас - чемпион и рекордсмен Украины по фридайвингу. Его рекорд - 7 минут без воздуха на глубине 70 метров. Спартак планировал поднять планку до 8 минут, готовился к чемпионату Европы. Но был выдернут из привычного дела и помещен в СИЗО. Символична эта «рифмовка» в судьбе спортсмена и гражданина: опыт рекордного пребывания в безвоздушной среде - и политическое удушье, с которым не смирился Спартак. 23 февраля, во время очередного судебного заседания, он заявил о бессрочной голодовке и объяснил ее причины. Это и бесконечное затягивание судебного процесса по делу о харьковских массовых беспорядках 6-8 апреля, и двойные стандарты, которыми руководствуется власть, выгораживая вечно правых своих и преследуя вечно виноватых чужих. Более 60 участников апрельских протестов были арестованы 8 апреля (Головачев, задержанный позже, проходит по одному делу этими активистами). Треть из них - до сих пор под стражей. В том числе и Спартак, которому отказано в праве внесения залога. При этом активисты евромайдана и штурмовики, захватившие 22 февраля 2014 года здание Харьковской облгосадминистрации и поселившиеся там на неделю, не понесли никакого наказания и получили карт-бланш на вольные трактовки законов в свою пользу. Некоторые из них воспользовались индульгенцией, выданной властями, для дальнейших преступлений, безнаказанного участия в погромах... 14 марта 2014 года боевики «Патриота Украины» расстреляли двух человек на Рымарской. В конце сентября люди в балаклавах снесли памятник Ленину на площади Свободы при полном попустительстве милицейского начальства. Но действие закона не распространяется на расово правильных граждан...
Головачёв не раз заявлял, что во время апрельских событий у здания ХОГА делал всё, чтоб обезопасить людей от провокаций и не допустить массовых беспорядков (которые, собственно, Спартаку и его товарищам вменяются в вину). Эти заявления не голословны. Вот некоторые факты. В самый напряженный момент, в ночь с 7 на 8 апреля, когда пошли в ход коктейли Молотова и начался пожар в здании обладминистрации, Головачёв отсыпался дома. Он был разбужен звонком высокопоставленного правоохранителя: «Здание горит - подъедь, разберись». Ездил в ХОГА, разбирался...
Это свидетельствует о том, что его воспринимали как человека, способного пресечь провокации, удержать товарищей от опрометчивых поступков, разрулить ситуацию. 7 апреля Спартак участвовал и в переговорах с представителями местных властей в облгосадминистрации. В тот день на площади перед зданием ХОГА происходили столкновения между участниками протестов и евромайдановцами, собравшимися здесь по призыву Авакова. В интернете было выложено небезынтересное видео, снятое 7 апреля: некая координатор евромайдана из какой-то чиновничьей приемной или кабинета в здании ХОГА ведет съемку и комментирует происходящее. Обеспокоенная дама возмущенно вопрошает: «Где эти... афганцы, где ультрас?!» Это важный момент: координатор евромайдана, чей наблюдательный пункт находится в госучреждении, недовольна ходом событий и хотела бы, чтоб в силовые разборки с протестующими более активно включились ультрас и афганцы... То есть дама, координирующая действия евромайдановской массовки, не против спровоцировать еще более жесткие столкновения. В то время как все действия Спартака Головачёва имели абсолютно противоположную цель. Риторический вопрос: почему же на скамье подсудимых - только Спартак и его товарищи, а не та же евромайдановская дама, жаждавшая, чтоб картинка массовых беспорядков приобрела более приятную ей тональность? (Ну, то есть, чтоб евромайдановские ультрас справились с возложенной на них миссией. Как, например, четыре недели спустя, в Одессе...).
Спартак Головачёв - олицетворение мирного протеста. «Закрывая» такого лидера и его товарищей, режим и его карательные органы откровенно пресекают саму возможность мирного протеста и инакомыслия как такового. Либо власть подстегивает людей к немирным протестным формам. Либо предлагает своим гражданам, как единственно возможную, ту модель общества, о которой более сорока лет назад писал харьковский поэт Б. Чичибабин в известных стихах: «И если есть еще народ, / то почему его не слышно? / И почему во лжи облыжной / молчит, дерьма набравши в рот?» Общественное мнение создает ту базарно-шумовую завесу, в которой тонут вопросы и доводы. «Беспристрастный» взгляд «неполживых» СМИ расфокусирован. 5 марта, перед выходом из зала суда, Спартак успел сообщить, что добился, чтоб к нему допустили священника: «Исповедался и причастился. Готов идти до конца».
В этот день вышла из голодовки Надежда Савченко, которую подозревают в военном преступлении. Спартак Головачёв, которого за много месяцев судебного процесса не опознал ни один из десятков свидетелей, милиционеров и курсантов, свою голодовку продолжает. Здравомыслящему человеку понятно, что дело Головачёва шито белыми нитками, что следствие даже не смогло толком сформулировать, в чём же его вина... Но «прогрессивное человечество» озабочено исключительно самочувствием бойца «Айдара» Надежды Савченко, ее фруктовым меню и сбалансированным питанием...
Между тем, шестой пункт Минских соглашений предусматривал завершение к 6 марта освобождения и обмена всех заложников и незаконно удерживаемых лиц - на основе принципа «всех на всех». Тем более это необходимо было сделать в отношении таких политзаключенных, как Головачев, в действиях которых невозможно найти криминал.
Андрей Дмитриев