Что делать с нечитающим поколением

Участники интеллектуальных игр, как правило, очень много читают. И чаще всего запоминают весьма заметную долю прочитанного. Но сами наши игры рассчитаны не на знание, а на размышление и творческую фантазию. Вопросы в них по возможности строят так, что выйти на ответ можно рассуждениями, отталкивающимися от каких-то совершенно общеизвестных фактов, но ход этих рассуждений обычно далеко не тривиален. Экзотические же знания выручают довольно редко. Поэтому в игровой тусовке популярна шутка: «Откуда игроки черпают информацию? Из отыгранных вопросов».

Яркий пример игрока именно такого типа есть среди тех, с кем я регулярно участвую в интеллектуальных играх в составе одной команды. В своём поколении он - несомненно лучший из капитанов команд (а задачи капитана во многих отношениях значительно сложнее задач простого игрока, и он тем не менее прекрасно справляется с этими задачами). В то же время он практически ничего не читает. Почти всё воспринимает на слух. В частности, очень многое знает просто по рассказам родных и близких: он - сын двоих несомненно очень сильных игроков, и ему с младенчества было что послушать.

На самом деле в последние годы он всё-таки и читает довольно много - не по игре, а по работе, ибо работа у него тоже весьма серьёзная. Но его опыт показывает: в принципе можно стать умным человеком без помощи книг. И его же опыт показывает, насколько это сложно. Не буду пересказывать все возникавшие у него игровые проблемы. Просто сообщу: ему действительно было достаточно тяжело постигать мир без помощи книги.

Вдобавок большая книга - это ещё и большой объём взаимосвязанных событий и/или рассуждений. По ходу чтения приходится следить за ними, порою мысленно восполнять недостающие звенья. Чем больше читаешь, тем легче самому выстраивать многоходовые цепочки мыслей.

Но дело не в знаниях и даже не в рассуждениях. Куда важнее фантазия.

Когда в книге сказано «вошла женщина в красном платье и с синей сумочкой», приходится самостоятельно додумывать все прочие детали её внешности, приемлемо сочетающиеся с этими платьем и сумочкой (или, наоборот, считать: сочетались они плохо, и автор таким образом решил подчеркнуть, что женщина не хочет или не умеет обращать внимание на свою внешность - это уж зависит от того, нравится ли Вам сочетание красного с синим изначально). Если же Вы смотрите экранизацию этой книги, то видите то, что решили по поводу этой фразы художник по костюмам, гримёр и режиссёр, и Ваша собственная фантазия при этом никоим образом не упражняется.

Этого примера, на мой взгляд, достаточно, чтобы понять: те, кто ориентируется не на чтение, а на другие способы постижения мира, не упражняют толком свою фантазию. Поколение, ориентированное не на чтение, а на СМИ, не только меньше знает, не только утрачивает навыки к обширным и многоступенчатым размышлениям - важно, что у этого поколения и фантазия тренируется гораздо меньше. Поэтому несомненно необходимо искать способы восстановления любви к чтению, чтобы не утратить заметную часть не только чисто интеллектуального, но и творческого потенциала общества.

Не берусь однозначно подсказать, как это делать. Но могу, исходя из сказанного выше о книгах и фильмах, предположить: довольно полезным может оказаться показ - возможно, даже прямо в школах - нескольких экранизаций одного и того же произведения с тем, чтобы школьники видели, насколько могут различаться взгляды разных авторов на один и тот же текст, и таким образом понимали, что им тоже стоит попробовать свои силы и развить свою фантазию - в конце концов в детстве-то все любят фантазировать.

 

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анатолий Вассерман:
Все статьи автора
"ЕГЭ"
Пять выводов из травматического опыта 2020 года
Зеркало пандемии для российского общества
28.05.2020
Президент успокоил родителей
Воспитательный процесс в школе, гарантированный Владимиром Путиным, передаёт наши национальные ценности и сохраняет преемственность поколений
25.05.2020
Владимир Путин: Это откровенная провокация
Президент об ЕГЭ и вбросах о том, что дистанционное образование полностью вытеснит очное
22.05.2020
Православное образование
О контурах грядущей Православной Державы России в разгар пандемии
18.05.2020
Педагогическая система переживает эпоху бесконечных и безблагодатных реформ
О плюсах и минусах дистанционного образования
13.05.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
НКВД как оболганный символ Великой Победы
Новый комментарий от Vladislav
2020-06-05 16:15
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от учитель
2020-06-05 16:08
«Заявление циничное и хамское»
Новый комментарий от АБС
2020-06-05 16:02
«Многие живут по принципу "после нас – хоть потоп"»
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-05 15:25
Убить Бога – 3
Новый комментарий от учитель
2020-06-05 15:23
Не ожидал
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-06-05 15:15