В конце прошлой недели в Брюсселе проходил саммит ЕС, на который съехались лидеры европейских стран. Повестка дня была весьма обширна. Прежде всего, это переизбрание Еврокомиссии, главой которой стал Жан-Клод Юнкер. Вопрос решался весьма тяжело. Главным образом из-за позиции Великобритании, которая категорически не желала назначения Юнкера. Несмотря на ее активное сопротивление (вплоть до разговоров о готовности пересмотреть свое участие в ЕС как таковом), решение было принято.
Великобританию ожидал еще один сюрприз: во время обсуждения нового бюджета ЕС на 2015 год от неё неожиданно потребовали доплатить в бюджет 2 млрд. евро. На что премьер-министр Д.Кэмерон ответил решительным отказом, отметив, что он «рассержен неожиданным требованием» и тем, что ему так и не предоставили хоть какого-то внятного обоснования этого требования.
Многие обозреватели сошлись во мнении, что саммит ЕС явно прошел под знаком ужесточения внутренних противоречий в ЕС, в том числе по линии противостояния Брюсселя и Лондона. Лондон вновь получил отказ в требовании сделать более жесткой миграционную политику ЕС, вследствие которой изрядная часть мигрантов попадает именно в Великобританию.
Еще накануне саммита возник вопрос, будет ли обсуждаться украинская проблема, а если да, то в каком ключе. Так, премьер-министр Финляндии А.Стубб заявил, что «я не думаю, что дискуссия об Украине будет очень длительной. Ситуация на месте не улучшилась, ситуация в Крыму, мы понимаем, выглядит как замороженный конфликт. Если посмотреть на соглашение о прекращении огня, не было вывода войск из Восточной Украины, границы не находятся в руках украинцев. Сейчас очень важно хорошо провести выборы 26 октября».
Следует отметить, что в конце концов в итоговом заявлении саммита есть фрагмент по украинскому вопросу. Но он лишь один среди целой группы иных, причем не первый. Например, куда более важной проблемой европейцам показалась ситуация с вирусом Эбола, которому в итоговом документе посвящено 7 пунктов (выделение на решение проблемы 1 млрд. евро), в то время как украинскому вопросу - 6 пунктов.
По Украине европейский документ не содержит принципиально новых фрагментов, хотя отдельные тезисы и заслуживают внимания.
В который раз ЕС напомнил, что сторонам следует вернуться к формату минского соглашения, что выборы в Донецке и Луганске, если они не будут проведены по согласованию с Киевом, признаны не будут, что Россия должна приложить больше сил для урегулирования кризиса. Стандартный набор.
Зато очень интересно прозвучало пожелание ЕС, чтобы Россия «сделала свой взнос в политическую стабилизацию и экономическое восстановление Украины».
Звучит интригующе, учитывая нежелание ЕС снимать санкции, введенные против России. Судя по всему, Евросоюз уже изрядно обременен той финансовой нагрузкой, которая выпала на него из-за Украины. Каждое новое желание Украины получить от ЕС деньги встречается все с большим недовольством. Что говорить, если накануне брюссельской встречи даже премьер Словакии (которая дает газ Украине через реверсные поставки) прямо заявил, что Украина считает, что ее проблемы должны решать все вокруг нее, кроме нее самой.
Высказанное А.Меркель желание, чтобы ЕС заплатил по украинским газовым долгам, было встречено явно негативно. И тот возможный максимум, который удастся выдавить Берлину и Брюсселю из европейских столиц, составит 1 млрд. евро. Об этом заявил уходящий со своей должности Ж.-М.Баррозу: «Еврокомиссия может в ближайшее время предоставить максимум миллиард евро, чтобы помочь Киеву профинансировать закупку российского газа».
Для Украины это - капля в море (официально Киев просил 2 млрд. евро). Ведь, по разным оценкам, задолженность за российский газ составляет от 5,5 до 10 млрд. долл.
1 млрд. евро является максимально возможной суммой. А реальность может оказаться еще более невеселой: официальный представитель Еврокомиссии Пиа Аренкильде Хансен заявила, что на самом деле речь идет не о новых займах, а лишь об ускорении выделения очередного транша из общей макрофинансовой помощи Киеву в размере 760 млн. евро.
Пока же все, что может ЕС сделать для Украины, так это продолжить торговые преференции, что и было сделано на Совете ЕС: «Торговые преференции являются частью пакета предложений, направленных на обеспечение экономической и финансовой поддержки Украины. Они включают в себя временное снижение или полную отмену таможенных сборов в соответствии с графиком, изложенном в cоглашении об ассоциации». При этом следует понимать, что даже по самым оптимистическим прогнозам выгода Украины в результате применения этих преференций не превысит 1 млрд. евро в год.
В таких условиях ЕС отчаянно пытается снизить давление киевской власти на свои финансы, пытаясь найти способы вернуть Киев на российскую «экономическую иглу». Отсюда и желание, чтобы Москва приняла участие в экономическом восстановлении Украины.
Правда, совершенно непонятно, как это возможно при текущем положении дел. Как в украинско-российских, так и российско-европейских отношениях. Тем более в очередной раз было подтверждено, что санкции не будут сняты, пока не свершится невозможное (Крым вернется в состав Украины).
В тексте итогового заявления ЕС есть отсылка и к тому, что Европа будет оказывать большую помощь Киеву в проведении реформ, прежде всего тех, которые касаются децентрализации власти и защиты прав лиц, которые принадлежат к национальным меньшинствам. Пока не совсем понятно, что конкретно имеется в виду, но можно предположить, что за такой расплывчатой формулировкой скрывается готовность ЕС надавить на Киев в процессе конституционной реформы. По некоторым данным, проект изменений в Конституцию Украины, поданный П.Порошенко, был одобрен Венецианской комиссией, но ведь это одобрение можно и отозвать. А без него Киев не рискнет проводить соответствующие изменения. Не исключено, что ЕС может потребовать от Киева более четко прописать как полномочия регионов, так и права нацменьшинств.
Общий вывод из прошедшего саммита ЕС очевиден: Украина уходит с приоритетной повестки дня ЕС. Брюссель все больше обеспокоен сугубо внутренними вопросами, такими как проблема Великобритании и проблема собственного экономического состояния, которое сложно назвать прекрасным.
Бесконечно проблемная Украина тут явно стала обузой, которую еще тянут, но все чаще готовы просто бросить. Беспардонность Киева во все новых и новых требованиях о финансовых вливаниях утомляет даже самых стойких сторонников киевской власти (её уже трудно называть новой). Роптать начинают и те, кто до сих пор оказывал последовательную помощь Киеву.
Как долго это будет продолжаться - неизвестно, но следующий год может оказаться весьма неожиданным, поскольку в историю уходит тот состав Еврокомиссии, который сделал свою политическую ставку на втягивание Украины в соглашение об ассоциации. Сегодня неправильность выбранной стратегии очевидна для всех, включая уходящих со своих постов членов Еврокомиссии.
Новый ее состав вряд ли захочет наступать на те же грабли, тем более что с каждым днем появляется все больше проблем. И не в последнюю очередь проблема будущего ЕС как единой структуры.
Соответственно, приоритетом новой по составу Еврокомиссии будет решение именно этих сложностей, а не удовлетворение аппетитов Киева. Точно так же можно прогнозировать, что Брюссель в следующем году будет пытаться искать возможность снова вернуть Россию в качестве полноценного игрока украинской экономики, попутно объясняя Киеву, что без этого Украина просто не выживет. И хотя сейчас непонятно, как именно это будет происходить, но такой тренд наметился совершенно отчетливо.
29 октября, в день трехсторонних переговоров ЕС-РФ-Украина по газовому вопросу канцлер ФРГ А.Меркель заявила: «Если Европа должна сама страдать, потому что нет договора между Россией и Украиной, то Украина останется без реверсного потока - потому что тогда Европе, естественно, нужен весь газ самой».
Европа не намерена из-за Киева ставить под угрозу транзит необходимых ей объемов газа в предстоящую зиму. Чтобы по этому поводу ни говорил Петр Порошенко и Арсений Яценюк, а там, глядишь, и Джо Байден, собравшийся вновь посетить Украину.