Крайне неприятный ролик - проповедь ваххабитского агитатора у входа в одну из московских (!) мечетей - на мой взгляд, нуждается в экстренном комментарии. В первую очередь не в связи с содержанием даже, но в связи с поводом к проповеди, ибо такие вещи, как «осквернение Корана», о чём говорит парень в ермолке, по нынешним временам слишком серьёзны...
Итак, примерно две недели назад один из районных судов Новороссийска удовлетворил иск транспортного прокурора о включении в федеральный реестр экстремистской литературы книги азербайджанского арабиста Эльмира Кулиева «Смысловой перевод Священного Корана на русский язык», прибывшей в Новороссийск посылкой из Южной Кореи на имя некоего «россиянина», совсем ещё недавно бывшего гражданином Узбекистана.
При этом, как ни странно, сперва у проверяющих подозрения вызвал
вовсе не «Смысловой перевод», а пришедшая вместе с ним книга «Крепость
мусульман», сборник наставлений о том, как следует себя вести
правоверным в разных случаях, существующая в десятках переводов,
некоторые из которых абсолютно невинны, но в некоторых (арабский язык
богат и многогранен) содержатся и пассажи, говоря политкорректно,
«одобряющие насилие». По итогам проверки, однако, «Крепость» оказалась
вполне корректной, а вот Коран в переводе Кулиева, как показала
лингвистическая экспертиза, мягко говоря, стандарту не соответствовал. В
частности, некоторые аяты были поданы таким образом, что читающий
приходил к выводу о превосходстве «правоверных» над «неверными» и
необходимости любыми путями, в том числе и мечом, склонять «неверных» к
«истинной вере».
В связи с чем были приняты меры: «Смысловой перевод» изъяли. К
получателю, правда, претензий не предъявили, поскольку на момент
поступления в РФ книга в «чёрном списке» не значилась, но тем не менее
скандал грянул знатный: использовав случившееся как предлог, в атаку
пошло мусульманское духовенство: Совет муфтиев России заявил, что «перевод,
выполненный светским учёным, доктором философии Кулиевым является
логическим продолжением наиболее авторитетного академического перевода
Игнатия Крачковского», в связи с чем, дескать, решение суда надо пересмотреть.
С другой стороны, однако, второе влиятельное объединение улемов, Всероссийский муфтият, подтвердил, что перевод Кулиева «подчёркнуто буквален, лишён аллегоричности и больше соответствует воззрениям «салафитской» школы», то есть ваххабитскому направлению, а не привычному и традиционному для мусульман России «ханафитскому» мазхабу.
Тут, видимо, без пояснения не обойтись. Дело в том, что дословный перевод Корана невозможен в принципе. В первую очередь, потому что древнеарабский язык невероятно многослоен и богат синонимами (например, глагол «бежать» существует почти в полутора десятках вариаций и эмоциональная насыщенность каждой отличается от другой), но и потому что суры Книги сами по себе - поэзия, в классически-арабском понимании термина, то есть аллегории и иносказания там идут потоками, наслаиваясь друг на дружку. Разобраться в этом предельно сложно, в связи с чем многие влиятельные мусульманские богословы вообще уверены, что Коран переводить не следует.
То есть можно, но если взять, скажем, тот же блестящий труд академика Крачковского, он является сугубо научным текстом, незаменимым для историка, однако никакой мулла не станет использовать его для богослужебной или судебной работы. Чтобы перевод стал Священным Текстом, необходимо одобрение его советом улемов каирской академии «Аль-Азхар», а это горнило прошёл только один российский автор, Валерия Порохова, - а вот итог работы азербайджанца Эльмира Кулиева был в Каире забракован, действительно как «тяготеющий к салафизму», и издали его в Саудовской Аравии - для распространения в России - с одобрения тамошних ваххабитских шейхов.
Таким образом, ни о каком «запрете Корана», а тем паче «уничтожении» его речи нет. Запретили и изъяли всего лишь обычную книгу, своего рода «толкование», подготовленную учёным, придерживающимся радикальных взглядов и изданную в стране, где эти радикальные взгляды считаются наиболее правильными.
Решение о запрете здраво, разумно, поддержано многими российскими улемами - но не теми, кто в финансовом отношении ориентируется на Королевство Саудов.
И вот именно они - те, кто ориентируется, - гонят волну, сами, разумеется, прячась в тени, а на первый план выставляя молодых радикалов типа известного нам проповедника, в тонкостях ислама (какой там перевод, кто там такой этот самый Кулиев и так далее) не разбирающихся, зато твёрдо - как призыв к действию - усвоивших недавнюю фетву влиятельнейшего шейха Юсуфа Аль-Кардауи, объявившего Россию «врагом Ислама номер один».
На мой взгляд, ситуация не из тех, которыми соответствующие органы вправе благодушно пренебрегать, а учитывая, что таких проповедников в Москве уже не один десяток, так и тем более. И чем скорее, тем лучше. Пока ещё призывы молодого ваххабита поддерживают, пытаясь завести слушателей, только два-три энтузиаста. Когда в ответ взревёт вся толпа, может быть поздно. Право слово, не стоит этого ждать.