Россия будет помогать Сирии в случае военного удара по этой стране. Об этом заявил президент России Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита G20 в Санкт-Петербурге.
По мнению Владимира Путина, сейчас дестабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке контрпродуктивно. «Всё, что связано с событиями на Ближнем Востоке, самым серьёзным образом отражается на мировой экономике. Как только там катаклизмы - сразу растут цены на энергоносители. Эти цены подавляют развитие экономики», - отметил Путин.
По словам главы государства, на встрече «двадцатки» за военный удар по Сирии выступило подавляющее меньшинство участников саммита. «Вы сказали, что голоса разделились 50 на 50. Это не совсем так. И я могу вам сказать, кто выступал за военные действия: это, как известно, США, Турция, Канада, Саудовская Аравия и Франция», - сказал он на пресс-конференции, комментируя слова журналистки о том, что мнения о необходимости военного удара по Сирии среди участников G20 разделились примерно поровну.
«Кто же был категорически против: Россия, КНР, Индия, Индонезия - обращаю ваше внимание, что это самая крупная мусульманская страна мира по населению, - Аргентина, Бразилия, ЮАР, Италия», - подчеркнул Владимир Путин.
По мнению Путина, всё, что произошло с применением химоружия в Сирии - это провокация боевиков, надеющихся на внешнюю поддержку. «Я исхожу из того, что всё, что случилось с так называемым применением химического оружия - это провокация со стороны боевиков, которые рассчитывают на помощь со стороны, на помощь тех стран, которые их изначально поддерживали. В этом весь смысл этой провокации», - считает российский президент. При этом Владимир Путин напомнил, что применение силы в отношении суверенного государства возможно в порядке самообороны или по решению Совбеза ООН.
Президент отметил, что США в случае начала военной операции в Сирии поставят себя вне закона: «Напомню, что применение силы в отношении суверенного государства возможно исключительно в случае, если это делается в порядке самообороны - а на Соединённые Штаты, как известно, Сирия не нападает - и по решению Совета Безопасности ООН». «Как сказала накануне одна из участниц нашей дискуссии, те, кто действует иначе, ставят себя вне закона», - отметил глава государства.
Владимир Путин прокомментировал и итоги своей встречи с президентом США Бараком Обамой. Он сообщил, что около получаса разговаривал с Обамой в доброжелательной обстановке, хотя каждый остался при своём мнении. «Это была очень содержательная, конструктивная беседа, прошедшая в доброжелательной обстановке. Мы остались при своём мнении, каждый при своём», - заявил Путин. «Возникли некоторые варианты, связанные с возможным развитием ситуации, конечно, в направлении мирного решения этого кризиса. Договорились о том, что министр иностранных дел Лавров и госсекретарь Керри в самое ближайшее время вступят в контакт и пообсуждают ещё эту очень болезненную тему», - заявил глава государства на пресс-конференции по итогам саммита G20.
При этом Владимир Путин сообщил, что в ходе разговора с Обамой не затрагивалась тема Сноудена: «Мы с президентом Обамой даже не затрагивали эту тему сегодня, когда с ним беседовали. Мы говорили только о Сирии, даже не дотрагивались до этой темы».
Владимир Путин также сообщил, что между Россией и США не обсуждается вопрос обмена Сноудена на кого-то из российских граждан, в том числе бизнесмена Виктора Бута:«У нас Сноуден не осуждён. На что менять-то? Мы меняем сотрудников спецслужб, которые оказались в щекотливой ситуации за границей, на тех их коллег, которые сидят в тюрьме у нас». При этом президент РФ заметил, что Сноуден не совершал в России никаких преступлений: «Это отдельная тема, и она не связана со шпионажем».
Президент также напомнил, что бывший сотрудник ЦРУ оказался в России случайно. «Мы сюда его не приглашали и не заманивали, он бы транзитом так и «просвистел» куда-нибудь в Латинскую Америку. Но ваши соотечественники, как бы это сказать, чтобы лишнего-то не ляпнуть, в общем, они с присущим им обычным блеском всех так напугали, что он застрял на нашей территории», - заявил Путин.
По его словам, можно было поступить иначе. Он напомнил о том, как был задержан самолёт президента Боливии. «Без всяких истребителей просто воздушное пространство закрыли, и всё. Ведь могли так же поступить и со Сноуденом, если бы он летел на гражданском самолёте», - заявил глава государства. Вместо этого, добавил он, «им надо было всех застращать, напугать, а у нас его оставить».
Взаимоотношения с Великобританией
Журналистка спросила Путина о встрече с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном. Президент России дал позитивную оценку развитию отношений между двумя странами. «Наши взаимные торговые отношения развиваются успешно. Наши отношения с Великобританией являются особыми и в политическом плане. Мы многое делаем вместе», - отметил Путин.
«Я не вижу существенных вопросов, которые бы осложняли российско-британские отношения и мы благодарны нашим партнёрам за то, что они проявляют заинтересованность в развитии российско-британских отношений», - отметил президент России.
Египет
Журналист Sky News Arabia спросил Путина о ситуации в Египте
«В Египте всё началось с отстранения от власти Мубарака, легализации «Братьев-мусульман», а теперь «Братья» снова в подполье. Нас тревожит ситуация в Египте», - сказал Путин.
«Египет - это ключевая страна арабского Востока и то, что она находится в состоянии дестабилизации, крайне опасно для всего региона», - отметил российский президент. Особо тревожной является ситуация на Синае, заметил Путин.
«Это даёт в руки оппонентам Египта, в том числе в Израиле, законные инструменты обеспечения своей безопасности. К чему это может привести? Я даже не хочу вслух произносить. Израиль скажет: мы обязаны, должны и будем обеспечивать свою безопасность. И будут проводить там соответствующие акции и операции. Этого нельзя допустить. Мы желаем египетскому народу, чтобы стабильность пришла на его землю, и мы будем сотрудничать с любым легитимным правительством», - подчеркнул президент России.
Тема «Уралкалия»
Журналист одного из российских телеканалов спросил Путина о ситуации
вокруг «Уралкалия» и об аресте в Белоруссии Владислава Баумгертнера.
«С Лукашенко я не разговаривал. Затишье связано с тем, что мы хотим проблему решить, а не загонять её в тупик, что очень легко сделать, начиная шум и гам по этому вопросу», - ответил Путин.