Сирийский кризис, похоже, завершился. Сирийская война продолжается. Возникает вопрос - что дальше? Что изменилось после того, как впервые и США, и Россия без дураков и работы на публику сумели договориться о решении безотлагательной проблемы, которая поставила Соединенные Штаты в крайне сложное положение.
Скорее всего, пришло время ликвидации сирийской войны, как источника нешуточных проблем для Соединенных Штатов со стороны вышедших из-под контроля их верных союзников - Саудовской Аравии и Израиля. Иная логика для Обамы выглядит слишком клинической - он был в шаге от войны, которая ему совершенно не нужна. Повторять такой эксперимент нет ни желания, ни возможностей. Репутация его как президента и без того пошатнулась.
Собственно, прямо сейчас уже видны шаги, которые принялся совершать Обама для завершения этой ставшей ненужной ему войны в Сирии. Резко и без предисловий начались шаги по сближению с Ираном. Вчера Обама и Роухани обменялись письмами, сегодня «Гардиан» опубликовала информацию о вполне реальной встрече Обамы и Роухани на полях Генеральной ассамблеи ООН. Кроме того, Роухани должен будет встретиться с британским министром иностранных дел Хейгом.
О чем они будут говорить, в сущности, неважно. Важно то, что такие встречи должны состояться. Это означает, что включается механизм договоренностей, по которым переговоры «шестерки» и Ирана пройдут в ударные сроки, и можно с очень высокой степенью вероятности предполагать, что Иран получит подтверждение своего права на мирную топливную программу для нужд ядерной энергетики. Это право у него и так есть, однако Запад постоянно ставил перед ним те или иные препоны.
После завершения переговоров по ядерной проблеме неизбежно встанет вопрос об отмене санкций и эмбарго, наложенных на Иран Евросоюзом именно в связи с его позицией на переговорах с «шестеркой». Конфликт будет исчерпан.
Однако за это Ирану будет предложено заплатить своим вмешательством в сирийский конфликт и усилиями по его урегулированию. Проблема крайне непростая, особенно учитывая то, что иранцы - не арабы, и то, что иранцы - шииты. В какой-то мере такой подход будет означать, что план Обамы по созданию широкомасштабного конфликта по линии сунниты-шииты на просторах Ближнего Востока удался. Не сказать, что Иран не понимает эти риски, но такое развитие событий в какой-то степени отвечает и его планам. Поэтому он примет участие в конференции «Женева-2», и наверняка возьмет на себя ответственность по урегулированию конфликта.
Для этого Иран будет вынужден оказать максимально полную и активную помощь дружественному режиму в Багдаде, который сейчас ведет свою войну на суннитских территориях Ирака. Именно там базируется иракская Аль-Кайеда, поставляющая огромное количество бойцов своему отделению в Сирии «Фронту Ан-Нусра» и организации «Исламское государство Ирака и Леванта». Там, кстати, могут находиться и лаборатории по производству химического оружия, о котором буквально на днях заявили иранские представители.
Если объединенным силам Ирана и Ирака удастся ликвидировать террористическую инфраструктуру в Ираке (что само по себе исключительно сложно), то динамика войны в Сирии резко пойдет на убыль. Вряд ли это быстрый процесс, однако здесь важнее тенденция.
Параллельно с помощью Ираку Иран будет вынужден заняться проблемой Саудовской Аравии, которая не отказывается от спонсорской поддержки боевикам Аль-Кайеды. Скорее всего, Иран постарается создать проблемы в Бахрейне - это наиболее очевидный ход. Революционные события в этой небольшой островной стране вынуждают Саудовскую Аравию уделять внимание сохранению нынешнего дружественного режима аль-Халифа. Всплеск «Шиитской весны» в этой стране неизбежно отвлечет внимание и ресурсы Саудовской Аравии. В случае необходимости иранская агентура, пронизывающая все шиитские территории по периметру Аравийского полуострова, может поднять такие же волнения и на йеменско-саудовской границе в провинциях Королевства Асир, Наджран и Джизан.
Судя по идущим сообщениям из Бахрейна, выступления шиитов со дня на день становятся все более масштабными, так что такое развитие событий вполне вероятно.
Проблему Израиля Иран будет решать испытанным методом - финансированием движений «Хезболла» и «ХАМАС», которые будут угрожать Израилю в случае его попыток повторить те или иные провокации против Сирии.
Такая системная работа вполне по силам Ирану в случае, если он
получит негласное «добро» от Обамы, заинтересованного в истреблении
невероятно разросшейся «Аль-Кайеды». Буквально сейчас начинают приходить
сообщения из Англии, в которой с огорчением констатируется, что в Сирии
воюют около 100 тысяч боевиков, большая часть которых - радикальные
исламисты-террористы. Тем самым начинается подготовка общественного
мнения к резкому повороту отношения к вчерашним «революционерам» и
«борцам за свободу».
Трудно сказать, в какие сроки война в Сирии
может быть завершена при таком развитии событий. Прежние сроки и планы
были сорваны провокацией в Восточной Гуте. Однако теперь появляется
надежда на то, что Запад готов пойти на урегулирование конфликта,
который явно выбился из-под его контроля. За это придется заплатить
уступками Ирану - но при этом Запад надеется связать Иран
перекладыванием на его плечи всей тяжести борьбы с радикальным исламом.
Обмен выглядит вполне равноценным с точки зрения Запада, для Ирана же
это вполне приемлемая плата за снятие эмбарго и подтверждение его
статуса и прав региональной державы.